Гирская
Лэпбук на тему ПДД
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное
дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 474г. Челябинска».
Подготовила : Гирская Оксана Борисовна,
педагог высшей квалификационной категории
«Лэпбук как интерактивное пособие по обучению дошкольников правилам безопасности дорожного движения»
Лэпбук – инновационная технология, фундаментом которой является создание особого интерактивного пособия, с помощью которого ребёнок получает возможность самостоятельно манипулировать предметами, извлекать заложенную в них информацию, делать выводы и осуществлять свой выбор.
Темочки:
- Лэпбук по правилам дорожного движения (ПДД)
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- ПДД. Правила дорожного движения
- Темочки
Лэпбук - интерактивная книга, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей.
Для изготовления нашего лэпбука мы взяли картонную коробку с крышкой. Разрезали коробку по боковым швам и обклеили самоклеящейся плёнкой. (Мы намеренно изменили традиционную форму пособия, чтобы привлечь дополнительный интерес детей к лэпбуку. В закрытом виде пособие напоминает подарочную коробку). Раскрываем лэпбук и получаем четыре основных разворота и свободное поле в центре. Трансформируем форму дальше : делаем на крышке «двойное дно», где размещаем дополнительный дидактический материал для самостоятельной деятельности детей. На развороты прикрепляем разноцветные ленты – шнурки, на которые удобно будут крепиться сменные информационные кармашки. А в свободном поле располагаем разнообразные игровые поля, необходимые для создания условий для моделирования игровых ситуаций и для организации настольных игр с правилами. Важная особенность игровых полей – возможность использования их в качестве «карты» для составления и участия в образовательных квестах. Два разворота нашего пособия съёмные и имеют магнитную основу, что делает их многофункциональными, трансформируемыми и позволяет использовать в соответствии с запросами детей. Дополняем лэпбук экраном с прозрачным кармашком.
Информационный материал (дидактический, игровой) в лэпбуке подобран и представлен таким образом, что может быть использован как в самостоятельной деятельности, так и в совместной деятельности взрослых и детей.
Примечание: В нашем лэпбуке преподаёт умный, эрудированный и отважный учитель, имеющий огромную «дорожную» практику. Он учит, тренирует, обучая, играет и развлекает дошколят, одновременно прививая им элементарные навыки дорожной безопасности.
Необычный учитель школы (современный российский супермен Аркадий Паровозов – это художественный авторский приём, чтобы педагогу в детском саду было интересно работать, а детям веселее учиться).
Теперь приступаем к наполнению лэпбука тематическим материалом.
Первый разворот – «Школа Аркадия Паровозова» (по мотивам российского мультсериала).
Предназначена для того, чтобы научить детей основам дорожной безопасности на примере актуальных жизненных ситуаций.
Содержание разворота.
- карточки с изображением опасных ситуаций из жизни двух озорников Маши и Саши;
- кукла – Аркадий Паровозов, фигурки Маши и Саши (настольный театр);
- игровой материал (мелкий) для моделирования проблемных игровых ситуаций на игровом поле;
- алгоритм для самостоятельного составления «опасной истории» Маши и Саши;
- авторские истории детей, составленные с помощью заданного алгоритма;
- «разрезные картинки» с образцами (детали картинок сделаны на деревянной основе).
Как заниматься: «Аркадий Паровозов» предлагает ребёнку (детям) внимательно рассмотреть карточку с изображением опасной ситуации, задаёт вопросы о том, что на ней изображено, просит проанализировать (игра «Хорошо – плохо», технология ТРИЗ, совместно с Аркадием Паровозовым дети делают выводы в виде правил, которые могут быть использованы как повод для серьёзного разговора с ребёнком об основах безопасности. Далее активизирует детей на самостоятельную деятельность на свободном поле лэпбука или в уголке ПДД – моделирование предложенной ситуации ( вариант : подобной ситуации, ситуации из личного опыта дошкольника) с использованием игрового материала, проигрывание ситуации (попадание на дорогу, переход её несколько раз, поиск «нарушителя», игра в водителя и пешехода и т. п., а также – составление рассказов самостоятельно.
Примечание. Собранная картотека опасных ситуаций, авторские истории используются в проектной и исследовательской деятельности детей.
Второй разворот – «Страна Знакография».
Ключевая задача данного разворота – закрепить знания о назначении светофора, расширить знания о правилах поведения на улице; развивать внимание, логическое мышление, умение различать дорожные знаки (предупреждающие, предписывающие, запрещающие, информационно – указательные).
Содержание разворота.
- наборы дорожных знаков и светофоры;
- цветные круги – сигналы светофора;
- игровое поле и волчок;
- дидактическая игра «Умные стрелки»;
- дидактическая игра «Дорожные знаки»;
-викторина ;
- дидактическая игра «Можно –нельзя».
Дидактическая игра «Дорожные знаки» предназначена для совместной деятельности педагога с детьми. Из множества предложенных знаков дети должны выбрать только те, которые есть около детского сада ( вариант : около ТРЦ «Алмаз», перекрёсток улицы Гагарина и Барбюса и т. п.). Объяснить их предназначение. Соединить знак со зданием детского сада.
Викторина «Каждому знаку своё место». Игра проходит по образцу игры «Что? Где? Когда?».
Как заниматься: педагог предлагает поучаствовать в конкурсе эрудитов. Задания подобраны таким образом, что позволяет участвовать в нём и детям, и родителям, и педагогам.
Вопросы конкурса (примерные) :
1. Где можно переходить дорогу?
2. Что следует сделать, прежде чем переходить дорогу?
3. Найдите отличия в светофорах для пешеходов и для водителей транспорта.
4. Для чего нужны дорожные знаки?
5. Где можно перейти улицу, если нет светофора?
6. Для чего вдоль дорог сажают деревья? Какую пользу приносят деревья жителям города?
Дидактическая игра «Можно – нельзя».
Игра предназначена как для совместной деятельности взрослого с детьми, так и для самостоятельной деятельности дошкольников.
Педагог (ребёнок) переодевается в костюм Светофора. «Светофор» задаёт детям вопросы, дети поднимают цветные круги – сигналы светофора : красный – нельзя, зелёный – можно.
Примерные вопросы к игре:
1. Можно ли переходить улицу на красный свет светофора?
2. Можно ли переходить улицу на жёлтый свет светофора?
3. Можно ли переходить улицу на зелёный свет светофора?
4. Пассажирам автомобиля всегда необходимо пристёгиваться ремнями безопасности?
5. Из окон транспортных средств разрешается высовывать голову и руки?
6. При переходе проезжей части сначала нужно посмотреть налево, затем направо?
7. Ходить можно только по тротуару?
Третий разворот «Транспорт»
Предназначен для того, чтобы закрепить у детей представления о видах транспорта и определения характерных особенностей каждого из них.
Здесь собраны авторские схемы – задания, тесты по теме «Транспорт», в основе которых – развивающие и обучающие материалы по БДД, заимствованные с лучших образовательных сайтов России (uchi. ru).
«Азбука «Транспорт» расширит представления дошкольников о многообразии транспортных средств.
И алгоритм самостоятельного рассказа о транспорте.
Дидактическая игра «Дорога, транспорт, пешеход».
Как играть: дети встают в круг, в середину круга встаёт регулировщик дорожного движения. Он бросает мяч кому – нибудь из играющих, произнося при этом одно из слов : дорога, транспорт, пешеход. Если водящий сказал слово «дорога», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое –нибудь слово, связанное с дорогой (улица, тротуар, обочина). На слово «транспорт» играющий называет какой –нибудь вид транспорта; на слово «пешеход» можно ответить «переход», «светофор» и т. д.
Для содействия развитию творческой активности дошкольников отдел дополняет «Морфологический ящик»(технология ТРИЗ) на тему «Транспорт» и схема усовершенствования объектов (транспорт)- метод фокальных объектов (технология развития творческого мышления).
Четвёртый разворот – «Мастерская».
Традиционный кармашек «Мастерская» содержит сменный материал :
- рисуем
- лепим
-аппликация
- конструируем
- работа с бросовым и природным материалом.
Педагогической находкой в нашем лэпбуке стало то, что не только мы предлагаем ребятам готовые схемы и алгоритмы выполнения какой – либо работы, но и сами дети делятся своими идеями. Поэтому ключевыми моментами данного разворота являются мастер - классы «дошколёнок – дошколёнку», что в значительной мере способствует развитию индивидуальной творческой деятельности. Девиз «Мастерской –«Всё, что я вижу, я могу нарисовать, слепить, построить, сшить, преобразовать, изменить и научить друзей, как всё это сделать!»
Ещё одной удивительной находкой для нашего лэпбука стало создание условий для активного вовлечения родителей наших воспитанников в процесс более раннего знакомства ребёнка с правилами безопасного поведения на дороге. Специальный кармашек пособия посвящён «Путеводителю» по сайтам по вопросу БДД и ПДД для дошкольников. Используя систему цифрового информирования, родители могут познакомиться сами и познакомить своих детей с обучающими материалами, аннимационными и видеоматериалами по БДД, интерактивными книгами по БДД, обучающими мультимедийными играми по БДД (таким образом, повысить свою компетентность и компетенции по данному вопросу).
Данный раздел прекрасно дополняют памятки («Дорожные знаки», «Памятка пассажира», «Памятка водителя», «Памятка пешехода», «Пешеходные переходы», «Перекрёсток», «Светофор», игры для детей «В дорогу» («Дорожное Бинго», находилки, нескучалки) .
И, конечно же, кармашек, посвящённый детскому удерживающему устройству (автокресло).
Сменные тематические кармашки:
1. Авторская игра «Безопасное колесо» посвящена правилам дорожного движения, поможет приобрести теоретические и практические знания об устройстве велосипеда и его управлении. Пополнит багаж знаний, которые дошкольники смогут применить в реальных дорожных ситуациях.
2. Авторская игра «Шашки по – дорожному»
3. Авторская разработка «Вредные советы по ПДД»
4. Художественное слово (загадки, стихи, детские книжки – самоделки, посвящённые безопасности движения);
5. Ребусы и кроссворды;
6. Картотека дорожных ситуаций из личного опыта дошкольников;
7. Физкультмитутки на тему «Дорожная азбука»;
8. Дидактические игры (игры заламинированы, что даёт возможность их неоднократного использования) : «Соедини правильно», «Найди каждому свой транспорт», «Назови деталь машины», «Помоги Незнайке найти для каждой машины её тень», «Отгадай и покажи», «Чёрный ящик» и т. д.
9. Игры домой «Дорожные находилки», «Городские находилки», «Нескучалки», «Дорожное Бинго»(цель «находилок» - установить обратную связь с семьями воспитанников).
Дополнительные практические материалы:
1. Настольный театр «Аркадий Паровозов» (сделан родителями Леры С.);
2. Магнитная игра – бродилка с кубиком.
Игра может находиться как в горизонтальном, так и в вертикальном положении. Атрибуты игры сделаны на основе магнитов, что позволяет детям самостоятельно моделировать лабиринт и проходить выбранный путь каждый раз по – новому.
3. Разнообразные игровые поля (работа родителей Алёны С., Димы Я., Юли В.);
4. Игровой и строительный материал для моделирования и проигрывания дорожных ситуаций (работа педагогов и семьи Егора Р.);
5. Набор дорожных знаков (работа детей группы №6, МАДОУ «Д. С. № 474»;
6. Дидактическая игра «Умные стрелки» (работа семьи Тимофея Н.);
7. Мастер – классы :
«Мастерим светофор из природного материала» Алена С., Витя и Вова Л. ,
«Заметная семья» Лера С. ,
«Макет улицы из природного и бросового материала» Егор Р.
«Рисуем свой город. Техника «дуги» Алёна Д.
8. Портфолио на тему БДД (проекты «Автошкола», «ЮИД», «Заметная семья»; «Светлячок»).
9. Стенгазеты : «Акция «Зелёный огонёк», «Дорожная Азбука»,
10. Сценарии образовательных квестов по теме «БДД».
Таким образом, созданный нами лэпбук – это интегрированная, многокомпонентная система обучения дошкольников правилам безопасности дорожного движения, каждый компонент которой полностью соответствует основным требованиям ФГОС ДО.
Приложение.
Весь строительный и игровой материал является авторским и выполнен семьями наших воспитанников.