Найденышева Наталья
Лэпбук как инновационное методическое пособие
▼ Скачать + Заказать документы
Лэпбук, в переводе с английского «книга на коленях», не так давно начал входить в жизнь дошкольных образовательных организаций, хотя книжки-передвижки использовались для дополнительной информации родителей давно. Но лэпбук для детей отличается от книжек-передвижек своей информационной наполняемостью. Для детей книга должна быть интересной, красочной, многофункциональной, легко доступной и нести определенную поставленную педагогом задачу.
Лэпбуки имеют две существенные особенности:
Публикация «Лэпбук как инновационное методическое пособие» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» март 2021
Интерактивность. Ребенок взаимодействует с книгой, а не просто рассматривает ее. Не секрет, что в современном образовательном процессе используется наглядный метод, как основной в работе с дошкольниками.
Тематичность. Собрать всю информацию по той или иной теме в одну папку проблематично. Информации может быть очень много и для того что бы ребенку систематизировать знания необходимо информацию разделить на части. Например «Времена года» в младшей группе общие признаки и можно сделать одну книжку на все сезоны, но для подготовительной группы надо делать по каждому времени года отдельную папку, с расширенной информацией.
Цели использования лэпбуков разнообразные. Это и закрепление знаний, и обучение сбору и систематизации информации, и развития творческих способностей, и воспитания бережного отношения к предметам которые сделаны всем коллективом.
Педагоги используют в своей работе два вида лэпбуков.
1. Игровой. Эта книга предназначена для самостоятельной игры или игры с педагогом. Поэтому она должна быть увлекательной и информация заложенная в ней легко воспринимаемая ребенком. По этому в ней могут находится и увлекательные игры-ходилки, и пазлы, и карточки для логических упражнений, и различные дидактические игры.
2. Учебный (энциклопедический). Необходим педагогам для организации образовательной деятельности и индивидуальной работы по закреплению знаний детей в той или иной теме.
Педагоги, углубленно изучающие лэпбуки, рекомендуют использовать их в работе с детьми после пяти лет, но и младшим дошкольникам под руководством педагога можно давать знакомиться с этим предметом, используя его как дидактический материал для развития мелкой моторики и цветового восприятия. «Разложить картинки по кармашкам», «завязать шнурочки» на отдельных элементах, закрепить знания цвета, геометрических фигур, названия домашних и диких животных.
В средней группе использовать лэпбук можно для развития внимания, памяти и логики. Наполняемость такой книжки должно быть более подвижным. «Сложить пазл», «найди лишнее», «найди пару», «сложи по схеме».
Для детей старшей и подготовительных групп наполняемость этих папок может носить уже большую информативность. Дети при работе с папкой должны испытывать любознательность, проявлять пытливость ума в освоении предложенного материала. Для старших дошкольников и наполняемость папки должна быть более разнообразна. «Объясни пословицу», «прочитай стихотворение», «назови наоборот», «часть и целое», «разложи по порядку».
Лэпбук можно сделать как итог какого-либо проекта. Собрать все составные проекта, рисунки и аппликации детей, карточки с заданиями, плоскостные изделия детей. Все это разместить по кармашкам и вставить в отдельную папку. Дети могут воспользоваться этой книжкой, что бы вспомнить о прошедшем проекте и своей роли в нем.
Но изготовление папки можно сделать и отдельным проектом. Это трудоемкая и кропотливая работа. Необходимо определиться с темой, собрать всю информацию по ней. Изготовить макет, на котором схематично разместить необходимые кармашки, окошечки, вращаюшие круги и так далее. И приступить к изготовлению самой папки по придуманной схеме.
Хотя изготовление лэпбука дело сложное, но оно принесет и много положительного в развитие детей. Дети научатся выбирать необходимую информацию, анализировать ее и использовать по назначению. Знания детей, полученные в ходе образовательной деятельности, закрепятся с помощью таких папок в легкой игровой форме. Совместная деятельность детей по созданию книжек сдружит их, научит слушать не только взрослого, но и друг друга.
В своей работе педагог может использовать лэпбук и в работе с родителями. Создание лэпбука к выпускному утреннику объединит родителей и превратит совместную работу в увлекательнейшее путешествие в прошлое и воспоминание совсем еще не давнее своих уже будущих первоклассников.
В младших группах вместе с родителями можно создавать тематические папки по утренникам, объединяя их, например с временами года. Новогодний праздник с зимой, 8 марта с весной, День защиты детей с летом, День пожилого человека с осенью.
Совместное создание таких папок с родителями будет положительно влиять и на общение родителей с детьми. Взрослые начнут замечать интересы своих детей, будут стремиться развить их творческие способности. Заметят, что дети нуждаются не столько в дорогих подарках, сколько в их внимании и любви.