Аноним
Логотренинг. Методика проведения логотренинга
Логотренинг (цикл подготовительных логопедических занятий)
Методика проведения логотренинга
Организация логопедических занятий на логопункте имеет свою специфику. Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия вносятся в сетку расписания. Проводить их с детьми, согласно положению о логопунктах, можно во время любых занятий воспитателя. Поэтому логопед обязательно проводит подгрупповые занятия.
Публикация «Логотренинг, Методика проведения логотренинга» размещена в разделах
Представленные 12 занятий логотренинга проводятся на подготовительном этапе коррекционной работы с детьми 4,5-6 лет, имеющими диагнозы «ФНР с нерезко выраженным лексико-грамматическим недоразвитием» и «ФФНР».
Выше уже говорилось о том, что занятия проводятся 3-4 раза в неделю и их продолжительность составляет 20-30 минут. Такая частота проведения объясняется необходимостью подготовить детей к автоматизации звуков (своеобразный логопедический «разогрев»).
На этих занятиях логопед использует специальные рабочие листы по которым ребенок может заниматься и дома с родителями, закрепляя полученные знания.
Занятия логотренинга могут частично или полностью использоваться в логопедических группах и массовых группах дошкольных образовательных учреждений.
Оборудование, необходимое для проведения логотренинга :
Зубочистки, речевые палочки (пластмассовые палочки типа счетных, обработанные дезинфицирующим раствором, грецкие орехи, массажные ежики, карандаши с гранями, мячики-попрыгунчики, бельевые прищепки, демонстрационные карточки с изображением органов артикуляции, аудиозапись динамической паузы, ватные диски, индивидуальные зеркала, «поддувалочки» (листочки, птички, фонтанчики и др., резиновые игрушки или эспандеры, комплект карточек с упражнениями артикуляционной гимнастики.
Занятие 1. Тема: «Чтобы четко говорить,надо с пальцами дружить»
Цели: познакомиться с детьми; рассказать об органах артикуляции; развивать мелкую моторику пальцев рук, работать над речевым дыханием, ритмической стороной речи.
Оборудование: речевые палочки, демонстрационные карточки, изображающие органы артикуляции, пособие «Домик звуков», демонстрационные (раздаточные) карточки с изображениями букв и «песенок» гласных звуков, массажные ежики, магнитофон.
Ход занятия
1. Приветствие.
Логопед : Слушайте внимательно и повторяйте за мной. (Выполнение движений по тексту стихотворения.)
Доброе утро! Птицы запели!
Добрые люди, вставайте с постели.
Вся темнота расползлась по углам,
Солнце встает и идет по домам.
Доброе утро и солнцу, и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам!
2. Сообщение темы занятия
и правил поведения во время занятий.
3. Пальчиковая гимнастика «Пальцы — дружная семья».
4. Беседа об органах артикуляции.
• Логопед загадывает детям загадки про губы, зубы, язык. Например: «Если б не было его, не сказал бы ничего». (Язык.) Похвалить детей за смекалку.
• Работа с «речевыми палочками». Дети по заданию логопеда показывают палочкой верхнюю и нижнюю губу, верхние и нижние зубы, небо. Сначала это делается с использованием зеркала, а потом и без него.
• Артикуляционные упражнения. «Окошечко», «Заборчик», «Труба», «Месим тесто», «Блинчик».
5. Динамическая пауза.
• Игра на внимание: «Нос, пол, ухо». Логопед называет поочередно предметы и указывает на них. (Нос, пол, ухо.) Дети показывают пальчиком на те же предметы. Затем логопед начинает путать детей (например, называет нос, а показывает ухо). Детям надо быть внимательными и не ошибаться.
• Игра «Любопытная Варвара» (на пространственную ориентировку).
• Ритмическая гимнастика «Разминка. Дети выполняют движения за логопедом под любую ритмичную музыку.
6. Массаж пальцев рук.
Логопед : Сейчас мы с вами отправимся в осенний лес. Отгадайте загадку, чтобы узнать, кого мы встретим: под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Ежик.)
• «Ежиковый массаж» (массажными мячиками-ежиками). Проводится после отгадывания загадки.
• Упражнение «Птичка-невеличка».
• Упражнение «Солнышко».
7. Работа над просодикой.
• Упражнение «Назови свое имя». Логопед знакомит детей с картинками-символами разных эмоций: Весельчаком, Грустинкой, Злючкой, Малышом-удивлением. Затем предлагает детям произнести свои имена с соответствующей интонацией. (Картинки символы педагог изготавливает самостоятельно.)
• Упражнение «Песенки гласных звуков» (на развитие речевого выдоха).
8. Работа над ритмом. Ритмическая игра «Дятел»
9. Подведение итогов занятия. Прощание.
Логопед читает вместе
с детьми Выполняют дети
Спасибо нашим пальчикам, Спасибо язычку. Дети сжимают и разжимают пальцы в кулак.
Занятие 2. Тема: «Знакомство с домиком Язычка»
Цели: познакомить детей с артикуляционными упражнениями; рассказать о звуках речи; продолжать знакомить детей с пальчиковыми упражнениями и массажными приемами; продолжать работу над просодическими компонентами речи; уточнить лексико-грамматические представления по теме «Фрукты».
Оборудование: грецкие орехи, резиновые ежики для массажа, речевые палочки, зеркала (по количеству детей, карточки с символами артикуляционных упражнений, картинки фруктов, мяч, игрушечная кастрюля.
Ход занятия
1. Приветствие (см. занятие 1).
2. Объявление темы и цели занятия.
3. Лексико-грамматическое упражнение «Компот» (по теме «Фрукты»).
А сейчас мы сыграем в игру «Компот».
Дети на базар ходили,
Много фруктов там купили.
Папа их потом спросил:
«Кто какой компот сварил?»
Дети вынимают из кастрюльки картинку и отвечают полным ответом. (Я сварил абрикосовый компот.) Затем можно усложнить задание, предложив детям вынимать по две картинки и называть компот. (Я сварил яблочно-грушевый компот.)
4. Пальчиковая гимнастика.
5. Артикуляционная гимнастика.
Логопед : Сегодня мы пойдем в гости к Язычку. (Знакомство с домиком Язычка.) Этот домик — ротик. В нем живут звуки. Скажите, сколько этажей в домике?
Первый этаж — это нижние зубы. Покажите их с помощью речевой палочки. На первом этаже живут гласные звуки: А, О, У, Ы, Э, И. Назовите их.
Там же живет семейка свистящих звуков. (Логопед произносит звуки С, З, Сь, Зь, Ц и просит детей их повторить.
Второй этаж — это верхние зубы. (Дети могут пальчиками «прошагать» на второй этаж.)Посмотрите, сколько звуков здесь живет! Некоторые из них любят шипеть. Их называют семейкой шипящих звуков. Давайте их назовем. (Ш, Ж, Ч, Щ.) Еще на втором этаже живут звуки, которые любят петь звонкие песни. Это братья — сонорные звуки Л, Ль и Р, Рь. Звуки Л, Р — с твердым характером, а звуки Ль, Рь — с мягким. Давайте их назовем.
На втором этаже живут еще и другие звуки, но с ними мы познакомимся позднее. Вот такой он, «Домик звуков». А это хозяин домика — Язычок. Сейчас он будет делать зарядку. Давайте поможем Язычку!
Логопед знакомит детей с артикуляционными упражнениями. «Кнопка звонка», «Окошечко», «Заборчик», «Труба», «Колечки», «Качели».
6. Динамическая пауза.
• Игра на внимание «Слива, яблоко, банан».
• Игра «Любопытная Варвара».
• Игра «Комарики» (на развитие ориентировки в пространстве).
7. Массаж пальцев рук (см. занятие 1).
8. Работа над просодикой (см. занятие 1).
9. Оценка работы детей.
Занятие 3. Тема: «В гостях у Язычка»
Цели: продолжать работу по развитию артикуляционной и мелкой моторики; продолжать работу над просодическими компонентами речи; учить детей образовывать слова с использованием суффиксов с уменьшительно-ласкательным и увеличительно-пренебрежительным значениями по теме «Фрукты»; начать знакомить детей со слоговой структурой слова; развивать слуховое внимание и память.
Оборудование: артикуляционные карточки, массажные мячи, карточки с цифрами от 1 до 5, зубочистки, салфетки, карточки с фруктами, эспандеры, гном Маляка (иллюстрация или игрушка).
Ход занятия
1. Приветствие.
2. Объявление темы и цели занятия.
3. Лексико-грамматические упражнения по теме «Фрукты».
• Упражнение «Фрукты для гнома Маляки».
Детям раздаются картинки, изображающие разные фрукты.
Логопед : К нам в гости пришел гном Маляка. (Показать игрушку или картинку.) Давайте угостим его фруктами. Для этого нужно назвать каждый фрукт ласково.
Логопед : Какие хорошие, вкусные фрукты вы подарили гному. Как их много!
• Игра «Что спрятал гном? Какого фрукта не стало?»
Логопед : Гном хочет проверить, какие вы внимательные. Вы закроете глазки, а гном уберет одну картинку. Затем вы посмотрите на оставшиеся картинки и скажете, какой фрукт спрятал гном.
• Игра «Посчитай»
• Игра «Продолжайте».
Логопед : Гном решил сравнить фрукты между собой. Помогите ему. Закончите предложения.
Яблоко большое, а ананас. (Больше.)
Вишня кислая, а лимон. (Кислее.)
Груша сочная, а апельсин. (Сочнее.) И т. д.
4. Пальчиковая гимнастика (см. занятие 2).
5. Динамическая пауза (см. занятие 2).
6. Артикуляционная гимнастика.
7. Массаж пальцев рук и мимической мускулатуры лица.
• Упражнение «Солнышко проснулось»
8. Работа над просодическими компонентами речи.
Повторение песенок гласных звуков. (Повторить песенки гласных звуков и уточнить, почему эти звуки называются гласными.)
Будь внимателен, смотри,
Песни звуков повтори:
А. А! А? А-а, а-а! А-а?
О. О! О? О-о, о-о! О-о?
У. У! У? У-у, у-у! У-у?
И. И! И? И-и, и-и! И-и?
Э. Э! Э? Э-э, э-э! Э-э?
Ы. Ы! Ы? Ы-ы, ы-ы! Ы-ы?
9. Работа над слоговой структурой слога.
• Игра «Угадай слово»
• Игра «Повтори скороговорку»
10. Оценка работы детей.
Занятие 4. Тема: «Прогулка Язычка»
Цели: уточнить знания детей по лексической теме «Домашние животные»; повторить понятия «согласные звуки», «Домик звуков»; совершенствовать мелкую и артикуляционную моторику; работать над просодическими компонентами речи, речевым дыханием.
Оборудование: карточки с артикуляционными упражнениями, грецкие орехи, бельевые прищепки, зубочистки, баночки для мыльных пузырей, картинки с домашними животными (корова, коза, овца, лошадь, кошка, собака, кролик).
Ход занятия
1. Приветствие (см. занятие 1).
2. Объявление темы и цели занятия.
3. Лексико-грамматические упражнения по теме «Домашние животные».
• Упражнение «Кто как голос подает?»
Логопед подражает голосам домашних животных и задает детям вопросы. Например: Му-у-у-у! Кто так голос подает? (Корова.) Что делает корова? (Мычит.)
Ребенок, правильно ответивший на вопросы первым, получает картинку с изображением коровы, ставит ее на наборное полотно и садится.
Логопед : Как назвать этих животных? (Домашние.) Почему они так называются? (Потому что живут в домиках, которые для них построил человек.)
• Игра «Кто у кого?»
Логопед : Посмотрите на картинки. Вместе с взрослыми животными пришли их малыши. Давайте поможем им найти своих родителей.
• Игра «Чей, чья, чье, чьи?»
Логопед : Посмотрите на картинки. Чьи это малыши (домики? И т. п.
4. Пальчиковая гимнастика.
• Упражнение «Пальцы — дружная семья» (см. занятие 1).
• Упражнение «Котята»
• Упражнение «Кошкина дочка»
• «Котенок кусака» (выполняется с бельевой прищепкой)
Поочередно «кусать» прищепкой ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха.
5. Беседа о согласных звуках с использованием «Домика звуков».
6. Динамическая пауза.
• Упражнение «Разминка» (см. занятие 1)
• Упражнение «Тарарам»
Выполнение движений по тексту стихотворения.
Руку правую вперед,
А потом ее назад,
И опять ее вперед
И немного потрясем.
Мы танцуем «Тарарам»,
Помогайте дружно нам!
Далее упражнение повторяется, но логопед называет другую часть тела.
7. Артикуляционная гимнастика.
8. Массаж и самомассаж пальцев рук.
9. Работа над просодическими компонентами речи. Упражнение «Взрослые и дети».
Логопед раздает детям изображения домашних животных и их детенышей. Дети не должны показывать картинки друг другу.
Логопед : У взрослых животных голос громкий, а у малышей — тихий. Посмотрите на свою картинку и произнесите звукоподражание так, чтобы все поняли, взрослое это животное или малыш.
Дети по очереди «озвучивают» свои картинки.
10. Ритуал прощания. Оценка работы детей.
5. Тема: «Друзья Язычка.
Возвращение домой»
Цели: совершенствовать пальчиковую и артикуляционную моторику; активизировать словарь по теме «Транспорт»; работать над просодическими компонентами речи; познакомить детей с понятиями «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук».
Оборудование: карточки с артикуляционными упражнениями, орешки, бельевые прищепки, зубочистки, баночки для мыльных пузырей, картинки с разными видами транспорта, ватные шарики, ватные диски.
Ход занятия
1. Приветствие.
Разучивание рифмовки для концентрации внимания.
Читает логопед Выполняют дети
Раз, два, три!
Слушай и смотри. Показывают на уши и глаза.
Три, два, раз!
Мы начнем сейчас. Руки к груди, а затем левая рука вниз, а правая с поднятым указательным пальцем выносится вперед.
2. Объявление темы и цели занятия.
3. Лексико-грамматические упражнения по теме «Транспорт».
• Упражнение «Ехать, лететь, плыть»
Логопед : Сядет тот, кто скажет, на чем можно ехать, лететь, плыть.
Дети называют, логопед выставляет на доску картинки.
Логопед : Назовите эти предметы одним словом. (Транспорт.) Какие виды транспорта вы знаете? Как называется транспорт, перевозящий грузы? Людей?
• Игра «Кто я?»
Логопед : Угадайте, кто я, если.
. я управляю автомобилем. (Водитель, шофер.)
. я управляю самолетом. (Пилот, летчик.)
. я управляю поездом. (Машинист.)
. я управляю пароходом. (Капитан.)
4. Пальчиковая гимнастика.
4. Знакомство с мягкими и твердыми согласными звуками.
Повторение гласных и согласных звуков, их характеристика.
Логопед : Какие звуки называют согласными? Что они любят делать? (Рычать, звенеть, свистеть, шипеть, шуметь.) Молодцы! Согласные действительно любят шуметь, а вот петь не любят.
Рассказать детям о твердых и мягких согласных звуках, сопровождая рассказ показом символов, обозначающих твердые и мягкие звуки.
Логопед ( произносит звуки парами: З — Зь, Л — Ль и т. д.)
Давайте поиграем в игру «Камень и вата».
Послушайте слова. Если последний звук в слове твердый — покажите кулачок, если мягкий — покажите ладонь. Мел — мель, брат — брать, кров — кровь, кон — конь, хор — хорь, пыл — пыль, был — быль.
5. Динамическая пауза.
• Упражнение «Разминка»
6. Артикуляционная гимнастика.
7. Массаж пальцев и мимических мышц лица.
Комплекс упражнений «Времена года. Осень».
8. Работа над слоговой и ритмической структурой слова.
Логопед : Посмотрите на картинки (автобус, трамвай, электропоезд, велосипед). Угадайте, на чем я поеду? Я буду отхлопывать это слово, вы выберите соответствующую картинку.
Молодцы! А теперь угадайте, на чем я поплыву? (Пароход, лодка.)
Далее логопед предлагает детям произнести названия видов транспорта с вопросительной, восклицательной интонацией (с опорой на картинки).
9. Оценка работы детей.
Занятия 6—7. Тема: «Язычок в гостях
Цели: отрабатывать артикуляционные упражнения, необходимые для постановки нарушенных звуков; продолжать работу по совершенствованию мелкой моторики пальцев, добиваясь легкости и быстроты в выполнении выученных упражнений; познакомить с артикуляционным укладом свистящих звуков; продолжить работу над лексической темой «Транспорт»; упражнять детей в образовании глаголов с помощью приставок; развивать слуховую память и внимание, мышление.
Оборудование: карточки с артикуляционными упражнениями, картинки с транспортом, карандаши с гранями для массажа, плакатики с комплексом мимического массажа «Времена года», массажные валики, баночки для мыльных пузырей, символы звуков свистящей семейки или буквы на синем и зеленом фоне.
Ход занятия
1. Приветствие (см. занятие 5).
2. Объявление темы и цели занятия.
3. Лексико-грамматическое упражнение по теме «Транспорт». Игра «Кто управляет этим транспортом?»
Дети достают из «чудесного мешочка» картинки с изображениями видов транспорта.
4. Дыхательная гимнастика «Надувные игрушки».
5. Массаж пальцев и мимических мышц лица.
• Массаж лицевых мышц «Времена года. Осень»
6. Артикуляционная гимнастика.
Упражнения «Заборчик», «Трубочка», «Лопаточка», «Киска сердится», «Почистим нижние зубки».
7. Динамическая пауза.
• Упражнение «Разминка» (см. занятие 1)
• Упражнение «Веселая кисточка»
• Упражнение «Летчики — пилоты»
8. Упражнения на формирование правильного
звукопроизношения.
• Упражнение «Поймай звук С».
Логопед называет слова и просит детей показать красный сигнал светофора, если в слове нет звука С, и зеленый сигнал — если звук С есть.
Например: свет, окно, лампа, нос, рот, краска, волосы, кот, рука, собака, ласка.
• Упражнение «Самовар».
Логопед : Свистящие звуки решили напоить нас чаем из самовара.
Произнесение звука «С» длительно, отрывисто. Аналогично проводятся игры «Комар», «Тишина» (для отработки правильного произнесения звуков З, Ц).
9. Ритуал прощания. Оценка работы детей.
Занятия 8—9. Тема: «Язычок в гостях
у Шипящей семейки
Цели: отрабатывать артикуляционные упражнения, необходимые для постановки нарушенных звуков; уточнить артикуляционный уклад шипящих звуков; развивать фонематический слух; уточнять и расширять словарь по теме «Одежда».
Оборудование: речевые палочки, предметные картинки по теме «Одежда», массажные ежики, комплекс массажа лицевых мышц «Времена года», кубики Н. А. Зайцева с буквами Ш, Ж, Ч, Щ.
Ход занятия
1. Приветствие. Упражнение на внимание
«Ракета, машина, самолет»
Логопед предлагает детям внимательно слушать его команды и выполнять соответствующие движения («ракета» — руки вверх; «машина» — присесть, руки к плечам; «самолет» — руки в стороны).
2. Объявление темы и цели занятия.
3. Лексико-грамматические упражнения по теме «Одежда».
• Активизация словаря по теме «Одежда»
Логопед : Сядет тот, кто назовет любой предмет одежды.
• Игра «Назови одежду ласково»
• Массаж лицевых мышц «Времена года. Осень»
4. Пальчиковая гимнастика «Гномы».
5. Артикуляционная гимнастика.
Артикуляционные упражнения «Чашечка», «Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки», «Индюк».
6. Дыхательная гимнастика «Шарик».
Выполнение движений по тексту.
7. Упражнения на формирование
правильного звукопроизношения.
• Упражнение «В гостях у Шипящей семейки».
Логопед говорит детям о том, что сегодня они будут в гостях у Шипящей семейки. Затем повторяет с детьми артикуляционный уклад шипящих звуков, учит детей давать их фонетическую характеристику[29].
• Игра «Подбери одежду для шипящей семейки»
Логопед просит детей подобрать одежду для каждого звука Шипящей семейки.
8. Динамическая пауза «Стирка».
Дети под веселую музыку имитируют процесс ручной стирки.
9. «Ежиковый массаж» (см. занятие 1).
10. Ритуал прощания. Оценка работы детей.
Занятие 10. Тема: «В гостях у братьев Л, Ль»
Цели: вырабатывать правильную артикуляцию звуков Л, Ль; совершенствовать фонематический слух, мелкую моторику пальцев рук, слуховое внимание, память; активизировать словарный запас по теме «Обувь».
Оборудование: зубочистки, комплект массажа «Времена года», пособие «Домик звуков», картинки по теме «Обувь», кубики Н. А. Зайцева на буквы Л, Ль.
Ход занятия
1. Приветствие. Упражнение на внимание
«Что ушло, что пришло».
Логопед выставляет на доску картинки по теме «Обувь», предлагает детям запомнить их. Затем просит детей закрыть глаза и заменяет одну (две) картинку. После этого логопед просит детей назвать картинки, которые «ушли» и картинки, которые «пришли».
2. Объявление темы и цели занятия.
3. Лексико-грамматическое упражнения по теме
«Одежда». Игра «Подбери действие»
4. Пальчиковая гимнастика (см. занятие 7).
5. Артикуляционная гимнастика (см. занятие 7).
6. Массаж лицевых мышц «Времена года. Осень» (см. занятие 5).
7. Упражнения на формирование правильного
звукопроизношения.
8. Лексико-грамматическое упражнения
по теме «Обувь».
• Упражнение «Назови обувь»
• Игра «Закончи предложение
9. Оценка работы детей.
Занятие 11. Тема: «В гостях у братьев Р, Рь»
Цели: уточнить артикуляцию звуков Р и Рь; учить детей находить эти звуки в словах; уточнить и расширить словарь по теме «Человек. Части тела»; дать понятие о слоге; отрабатывать артикуляционные упражнения, добиваясь легкости, точности, быстрой переключаемости; работать над мелкой моторикой пальцев рук.
Оборудование: зубочистки, картинки по теме «Человек. Части тела»; пособие «Домик звуков», кубики Н. А. Зайцева.
Ход занятия
1. Приветствие. Упражнение на внимание.
Логопед : Я вам буду читать стихотворение, а вы показывайте части тела, которые буду называть.
У тебя есть пальцы, ногти,
Руки есть, запястья, локти,
Ноги, шея, плечи, грудь,
И животик не забудь.
Есть колени, лоб, спина,
Голова — она одна.
Есть два уха, две щеки,
Брови, скулы и виски.
Подбородок есть и губы,
Глазки, нос, язык и зубы.
2. Объявление темы и цели занятия.
3. Лексико-грамматические упражнения по тем
«Обувь». Игра «Какие могут быть сапоги».
4. Пальчиковая гимнастика.
5. Артикуляционная гимнастика.
• «Сказка о веселом путешествии Язычка»
Логопед рассказывает детям сказку. По ходу рассказывания дети выполняют артикуляционные упражнения и повторяют звуки: «Пароход гудит: Л-Л-Л.», «Мотор рычит Р-Р-Р.» и др.
• «Песенки гласных звуков» (с использованием карточек, см. занятие 1)
6. Динамическая пауза. Игра «Если нравится тебе».
Под любую ритмичную музыку выполняются несложные танцевальные движения (по выбору логопеда).
7. Упражнения на формирование
правильного звукопроизношения.
Логопед говорит детям о том, что сегодня они будут в гостях у звуков Р, Рь. Затем повторяет с детьми артикуляционный уклад звуков, учит детей давать их фонетическую характеристику (с использованием кубиков Н. А. Зайцева).
После этого рассматривает вместе с детьми пособие «Домик звуков».
• Упражнение «Поймай звук Р (Рь)» (с использованием пособия «светофор»)
Логопед называет слова и просит детей показать красный сигнал светофора, если в слове нет звука Р (РЬ, и зеленый сигнал — если звук Р (Рь) есть.
Слова: рама, окно, рука, нос, рот, краска, волосы, мотор, собака, корова.
В зависимости от уровня подготовленности детей на этом этапе можно дать понятие о слоге с помощью игры «Два медвежонка».
• Игра «Два медвежонка»
Дети знакомятся с двумя медвежатами. Логопед рассказывает, что один из них умеет произносить слова целиком, а другой — по слогам, и спрашивает у детей: «А вы так умеете? Давайте научимся! Прохлопайте или прошагайте слова».
• Игра «Дятел» (на отработку чувства ритма)
Логопед читает стихи :
Дятел дерево долбит,
Эхо четко повторит.
Затем логопед отстукивает ритм, а дети повторяют его. Например:
хх х;
х хх х;
х хх хх х и т. д. [30]
8. Оценка работы детей.
Занятие 12. Тема: «Язычок
на Поляне скороговорок»
Цели: совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; отрабатывать произвольность выполнения артикуляционных упражнений; дать детям понятие об ударении; совершенствовать фонематический слух.
Оборудование: картинки с изображениями двух зайчат, картинка «Поляна скороговорок»( на ней изображены герои известных скороговорок: Саша, идущая по шоссе, Грека, который едет по мосту через реку, и др.)
Ход занятия
1. Приветствие.
Упражнение на внимание «Четыре стихии».
Логопед называет детям по порядку четыре стихии (огонь, вода, воздух, земля) и показывает соответствующие движения («огонь» — поднять руки над головой, делать перекрестные движения, «вода» — руками изобразить волны, «воздух» — поднять руки вверх, «земля» — опустить руки вниз). Затем логопед называет любую стихию, а дети демонстрируют правильное движение. После этого логопед говорит детям о том, что теперь будет специально допускать ошибки, а дети должны внимательно слушать название стихии и выполнять движения без ошибок.
2. Объявление темы и цели занятия.
3. Лексико-грамматические упражнения по теме
«Человек. Части тела». Игра «Найди слово».
Сначала логопед просит детей назвать и показать на себе части тела человека. Затем дети должны назвать часть тела, в названии которой есть звук Ш (шея, уши, звук С (спина, нос, скула, ресницы) и т. д.
4. Пальчиковая гимнастика (см. занятие 9).
5. Артикуляционная гимнастика «Сказка о веселом
путешествии Язычка» (см. занятие 9).
6. Дыхательная гимнастика «Шарик» (см. занятие 7).
7. Упражнения на автоматизацию звуков.
• Упражнение «Песенки гласных»
Логопед просит детей спеть песенки гласных звуков с опорой на карточки.
• Упражнение «Язычок на поляне скороговорок»
8. Динамическая пауза.
По выбору детей.
9. Оценка работы детей.