Михайлюк Наталья Владимировна
Логотренинг «Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить!»
▼ Скачать + Заказать документы
«Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить!»
ЦЕЛЬ:
1. Познакомиться с детьми;
2. Рассказать об органах артикуляции;
3. Развивать мелкую моторику пальцев рук;
4. Работа над речевым дыханием;
5. Работа над ритмической стороной речи.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Речевые палочки, демонстрационные карточки (изо-
бражение органов артикуляции); пособие "Домик звуков"; демонстрационные (раздаточные карточки) с изображением букв и "песенок" гласных звуков, массажные ёжики.
Ход занятия.
1. Приветствие.
Публикация «Логотренинг „Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить!“» размещена в разделах
- Слушайте внимательно и повторяйте за мной (выполнение движений по тексту стихотворения) :
Доброе утро! Птицы запели!
Добрые люди, вставайте с постели,
Вся темнота расползлась по углам,
Солнце встаёт и идёт по домам.
Доброе утро и солнцу, и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
- Улыбнитесь друг другу и мне. Назовите по очереди своё имя ласково так, как вас называет мама.
2. Сообщение темы занятия и правил проведения занятия.
3. Пальчиковая гимнастика "Пальцы - дружная семья".
- Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить!
Пальцы - дружная семья,
Друг без друга им нельзя.
(Дети выполняют - ритмично сжимать и разжимать кулачки).
Л. - вот - большой, а это - средний,
Безымянный и последний, -
Наш мизинчик - малышок,
Указательный забыли!
Д. - поочередно поднимать пальцы
Обеих рук вверх.
Л. - Чтобы пальцы дружно жили
Будем их соединять
И движенья выпоонятт.
Д. - каждый палец руки поочередно
соединить с большим пальцем.
Л. - Мы рога козы покажем,
Д. - выдвинуть вперед указательный
и мизинец, осталтные в кулачке.
Л. - и рога оленя даже,
Д. - широко раздвинуть палтцы
обеих рук, скрестить ладошки
и поднять "ветвистые рога" к
голове.
Л. - И про зайку не забудем, -
Ушками водить мы будем.
Д. - выдвинуть вперед указателтный
и средний палтцы обеих рук.
Поднять "ушки" к голове и поше-
велить ими.
Л. - Чтобы чётко говорить,
Надо с пальцами дружить!
Д. - Каждый палец руки поочередно
соединить с большим пальцем.
4. Беседа об органах артикуляции.
- загадывание загадок про губы, зубы, язык (Если б не было его, не скащал бы ничего - язык; в темной печке сидят белые овечки - зубы;)
- работа с "речевыми палочками". Дети по заданию логопеда показывают палочками верхнюю и нижнюю губу; верхние и нижние зубы, нёбо. (Сначала перед зеркалом, а потом без него).
- артикуляционные упражнения: "окошечко", "заборчик", "труба", "месим тесто", "блинчик".
5. Динамическая пауза.
- игра на внимание : " нос, пол, ухо".
Логопед называет поочерёдно предметы и укащывает на них (нос, пол, ухо, дети показывают пальуем на те же предметы. Затем логопед начинает путать детей (например, называет нос, а показывает ухо). Детям надо быть внимательными и не ошибиться.
- игра "Любопытная Варвара" (на пространственную ориентировку).
Выполнение движений по тексту:
Любопытная Варвара
Смотрит влево, смотрит вправо,
Смотрит вверх и смотрит вниз.
Ты, Варвара, не крутись.
Посмотри назад, вперёд,
А потом наоборот.
Присесть, голову опустить вниз, потом поднять.
Пусть немного отдохнёт
Шея не напряжена и расслаблена!
Возвращаемся обратно,
Расслабление приятно!
- ритмическая гимнастика "Разминка".
Дети выпооняют движения за логопедом под любой ритм. Движения носят имитационный характер "стираем бельё", "моем окна", "поднимаемся по лесенке" и т. д.
6. Массаж пальцев рук.
- Сейчас мы с вами отправимся в осенний лес. Отгадайте загадку, чтобы узнатт, кого мы модем встретить в лесу: под соснами, под елками лежит мешок с иголками.
(Ёжик).
- "Ёжиковый массаж" (массажными мячиками-ёжиками).
Л. - Ёжик, спрячь свои иголки,
Мы же дети, а не волки.
Спрячь свои иголки, еж,
Ты колючий, ну и что ж!
Мы хотим тебя погладить,
Мы хотим с тобой поладить.
Ёж иголки отряхнул,
Ёж свернулся и уснул.
(логопед держит массажные мячики-ёжики, а дети гладят их, проводят с надавливанием по мячикам ладошками).
- "Орешковый массаж".
(Проводится с грецкими орехами)
- упражнение "Птичка- невеличка".
Л. - Птичка ветки собрала,
Птичка гнёздышко свила.
Д. - прокатывание орешков по часо-
вой стрелке между ладонями.
Л. - Птичке помогайте
Ручки развивайте.
Д. - дети из ладошек делают гнездо.
Л. - И снесла яичко
Птичка - невеличка.
Д. - дети сидят с закрытыми глаза-
ми. Логопед кладёт грецкие
орехи в "гнёздышки". Дети ката-
ют орехи между ладошками.
7. Работа над просодикой.
- Упражнение "Песенки гласных звуков". (на развитие речевого выдоха).
Проводится с исполтзованием карточек. Логпнд, читая стихотворение, поочерёдно демонстрирует детям карточки с изображением гласных букв и их "песенок". Дети должны воспроизвести соответствующую песенку.
Открываем мы глаза,
Вдох - и тянем долго: А-А-А.
Утро солнышко взошло
Снизу вверх мы тянем: О-О-О.
Днё м по горкам ездим мы:
Ы-Ы-Ы.
Ночью смотрим на звезду -
Сверху вниз слетает: У-У-У.
Завывает пурга
И не видно ни зги: И-И-И.
Условные обозначения:
- произнесение звука ровно, без
изменения высоты голоса;
- произнесение звука с повышени-
ем интонации;
- произнесение звука с понижени-
ем интонации;
- произнесение звука с повышени-
ем и понижением интонации.
(Эти карточки можно изготовить на каждого ребёнка. Тогда при воспроизведении песенки звука ребёнок проводит по линии пальчиком.)
. .
8. Работа над ритмом. Ритмичес4ая игра "Дятел".
Логопед читает стихотворение:
Дятел дерево долбит,
Эхо точно повторит.
Затем отстукивает любой нитмический рисунрк (не более 5 ударов, а дети повторяют его.
9. Подведение итогов щанятия.
Прощание.