Валерия Лихачева
Логоритмика на музыкальном занятии в детском саду
ЛОГОРИТМИКА НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ В ДЕТСКОМ САДУ
Подготовила Лихачева В. А. ,
МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №116» г. Сыктывкар
Публикация «Логоритмика на музыкальном занятии в детском саду» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка. Если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти проблемы можно успешно решить. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леоньтьев. Одним из способов активизации речи является логоритмика.
Цель моего исследования: изучить виды логоритмических упражнений, которые можно использовать на музыкальном занятии в детском саду.
Логоритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания (движение, музыка и речь). Это система двигательных упражнений, в которых различные движения корпуса, головы, ног, рук сочетаются с произнесением специального речевого материала. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, рук, головы, туловища подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д. (3).
Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. По выражению Э. Жака Далькроза, «ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве». Советский ученый В. М. Бехтерев доказал, что вначале на маленького ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки. Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности мозга человека. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх (1). Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными.
На музыкальном занятии в игровой форме дети овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи. Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Логоритмические упражнения включают : пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, элементарное музицирование на шумовых инструментах, музыкально-дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Логоритмические упражнения учат малышей координировать движение со словом, что способствует речевому развитию детей. В работе с детьми, имеющими речевые дефекты, логоритмическими средствами можно регулировать процессы возбуждения и торможения; постепенно формировать координацию движений, их переключаемость, точность; учить передвигаться и ориентироваться в пространстве. Логоритмика позволяет сформировать у ребенка рефлекс сосредоточения, а это позволит в дальнейшем развить произвольное внимание (4). При помощи логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки такие, как дыхание, темп и ритм речи, ее выразительность; в ходе музыкально-дидактических игр отрабатывать артикуляционные, мимические и голосовые упражнения. Весь речевой материал на музыкальном занятии подкрепляется музыкально-двигательными упражнениями.
Логоритмические приемы позволяют детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную) (4).
Таким образом, логоритмика содействует и эстетическому воспитанию дошкольников, вводя их с самого раннего детства в мир музыки, учит эмоциональной отзывчивости, прививает любовь к прекрасному, развивая тем самым художественный вкус.