Снежана Валерьевна Сироткина
Логопедический семинар-практикум для родителей «Артикуляционная гимнастика — основа красивой правильной речи ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
-Добрый вечер, уважаемые родители. Я рада вас видеть на нашем необычном семинаре. В начале семинара я хотела бы провести анкетирование на тему «Речь вашего ребенка» результаты которого, мы обсудим на следующем собрании.
Родители заполняют анкеты.
Публикация «Логопедический семинар-практикум для родителей „Артикуляционная гимнастика — основа красивой правильной речи ребенка“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
-Итак, эффективность коррекционно-развивающей работы зависит от совместной деятельности логопеда и родителей. Это способствует скорейшему преодолению речевых нарушений у детей, и позволяет вам отследить положительную динамику развития речи своих детей. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте. И самое главное, что вы должны знать— без вашего участия, поддержки результат работы будет минимальным.
- Логопедическое домашнее задание — индивидуальная форма учебной деятельности дошкольника. Домашние задания имеют большое воспитательное, обучающее и коррекционное значение.
- При выполнении домашнего задания не надо впадать в крайности. Одни родители строго заставляют ребенка делать их как школьника, игнорируя рекомендации об игровой форме работы. Это может развить у него предпосылки низкой учебной мотивации. Другие, относятся к этим заданиям крайне небрежно, считая это чем-то необязательным и несерьезным. Вы должны понимать, что не выполняя требований логопеда сегодня, завтра вы не сможете потребовать от школьника собранности, самостоятельности, ответственности. Дети воспитываются, прежде всего, на примерах старших. Выполняя задание за ребенка, вы в первую очередь хитрите не со мной. Как с логопедом. А сами с собой. Мне не нужно учить вас, мне необходимо научить вашего ребенка. И очень хорошо видно, когда задания выполнены взрослым, и ребенок честно скажет, что это сделала мама, когда он спал. Лучше не сделать вообще, чем учить ребенка обманывать.
- В дни своих занятий дети обязательно приносят индивидуальные папки с тетрадями, даже если домашнее задание не сделано. Первое время об этом должны напоминаете вы, родители. Необходимо усвоить следующую мысль: если сейчас дети решат, что нет ничего страшного в невыполненном задании, в том, что они забыли принести тетрадь в детский сад, а родители попустительствовали им, то в будущем никто из взрослых не сможет потребовать от них твердого выполнения школьных правил.
- Ваше особое значение, как родителей, в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал, вы можете закреплять с ребенком речевые умения свободном общении. Это возможно в повседневно и жизни: во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок.
- При выполнении домашнего задания у многих родителей могут возникнуть следующие проблемы.
У детей:
— не знают или забывают, что задано на дом;
— не знают, как приступить к выполнению домашнего задания;
— тратят много времени на его выполнение;
— делают работу не полностью;
— допускают много ошибок.
У родителей :
— невнимательно читают домашнее задание;
— не выполняют домашнюю работу вместе с ребенком;
— забывают напомнить ребенку про домашнее задание;
— не приходят к логопеду для консультации по выполнению домашнего задания.
Родителям необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
1. Не принуждать ребенка заниматься! Занятия дают наибольший эффект, если они проводятся в игровой форме и интересны ребенку.
2. Подготавливать для ребенка удобное место для занятий, правильно освещенное.
3. Проверять, правильно ли ваш ребенок сидит, кладет тетрадь, держит ручку или карандаш.
4. Внимательно читать задание.
5. Поощрять своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание.
6. Не пытаться выполнить задание за своего ребенка, лучше пусть он вообще не сделает его, чем сделаете его вы.
7. Продолжительность одного занятия должна быть не больше 15—20 мин.
8. Консультироваться с логопедом, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.
-Теперь поговорим об артикуляционной гимнастике. Как вы считаете, зачем она нужна?
Ответы и рассуждения родителей.
- Она является основой формирования речевых звуков - фонем -и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения.
- Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Далее логопед зачитывает рекомендации по проведению гимнастики дома.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка
прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно
контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время
проведения артикуляционной гимнастики могут находиться перед настенным зеркалом, также
ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см, но тогда
взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Организация проведения артикуляционной гимнастики дома.
1. Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны
выяснить, как ваш ребё нок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.
2. Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
3. Покажите правильное выполнение упражнения.
4. Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение.
5. Следите за качеством выполняемых ребенком движений : точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
- Сейчас вы сможете познакомиться с органами артикуляции так, как это делают ваши дети. Каждому из вас в индивидуальную тетрадь вашего ребенка была вклеена распечатка с названиями артикуляционных упражнений и их правильным выполнением.
-Чтобы знать, правильно или нет, выполняет ребенок упражнение, вы сами должны уметь это делать. Поэтому сейчас мы проведем небольшой практикум по выполнению артикуляционной гимнастики. У каждого из вас есть зеркало. Поставьте его перед собой так, чтобы вам были видны органы артикуляции. Так дети наши дошкольного возраста, весь материал мы преподносим им в игровой форме. Это удерживает интерес и повышает мотивацию детей к выполнению задания. Дети очень любят сказки и стихи. Поэтому я сейчас буду зачитывать сказку о язычке в стихотворной форме, а вы на время став детьми, будете выполнять все движения по тексту.
Логопед читает стихотворение «СКАЗОЧКА-УКАЗОЧКА» Крупенчук О. И. сказка про язычок.
Далее логопед рассказывает о правильном выполнении артикуляционных упражнений, демонстрируя соответствующую картинку и зачитывая четверостишье. Родители выполняют упражнения (статические и динамические).
Статические подготовительные упражнения.
1. Лопаточка.
2. Чашечка.
3. Иголочка.
4. Горка
5. Трубочка (желобок).
6. Столбик.
Динамические подготовительные упражнения.
1. Часики.
2. Лошадка.
3. Качели.
4. Вкусное варенье.
5. Маляр.
6. Змейка.
7. Катушка.
8. Грибок.
- На выполнение артикуляционной гимнастики вы потратите в день всего несколько минут, и это совсем не сложно. Незаметно, день за днем моторика органов артикуляции ребенка будет лучше, мышцы крепче и соответственно произношение звуков на более высоком уровне. Чем лучше развита моторика, тем быстрее протекает процесс постановки звуков.
Не всегда ребенок соглашается выполнять артикуляционную гимнастику, сидя перед зеркалом. В этом случае, можно ему предложить поиграть. Существуют различные игровые способы выполнения артикуляционных упражнений.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ
УПРАЖНЕНИЯ С ЛОЖКОЙ.
1. Язык - «Лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.
2. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.
3. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.
4. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.
5. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие
движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.
6. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).
7. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов
растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.
«ФОКУС» («Снежинка на носу»)
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.
1. Нижние зубы не «подсаживают» язык вверх.
2. Не сжимать язык зубами.
3. Выдох плавный, длительный. Данное упражнение тренирует выдох, необходимый для произношения шипящих звуков.
- А теперь мы с вами попробуем выполнить упражнения сладкой гимнастики. На столе у вас лежат чупа-чупсы. Сладкий чупа-чупс - это не только одно из любимых лакомств детей, но и отличный логопедический тренажер.
«СЛАДКАЯ ЗАРЯДКА» (упражнения с чупа-чупсом).
1. Сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд.
Удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону.
2. Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.
3. Поднимите широкий язык к небу, прижать чупа-чупсом «грибок» к небу.
4. Двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз.
5.
Выполняя артикуляционную гимнастику вы увидите, что сначала при выполнении детьми упражнений у них наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут более координированными.
Не надо говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу, выполнять движение. Лучше показать ребенку его сформированные умения, подбодрить.
– Уважаемые родители! На этом наша практическая часть закончена. Спасибо за то, что пришли на наше необычное родительское собрание. Задавайте свои вопросы, есть такие имеются. Спасибо за сотрудничество.