оксана потокина
Логопедический досуг для детей старшей дошкольной группы «Международный день родного языка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №4
Сценарий логопедического досуга для детей старшей дошкольной группы «Международный день родного языка»
Составила: учитель-логопед I кв. кат.
Потокина О. А.
Азов
2024г.
Публикация «Логопедический досуг для детей старшей дошкольной группы „Международный день родного языка“» размещена в разделах
- День родного языка. 21 февраля
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Сценарий логопедического досуга для детей старшей дошкольной группы : «Международный день родного языка»
Международный день родного языка достаточно молодой праздник – отмечается каждый год с февраля 2000 года с целью привлечения внимания к родному языку. Это актуально уже в дошкольном возрасте, особенно у детей, имеющих нарушения речи.
Данная презентация к логопедическому досугу позволит вызвать интерес к родному языку, воспитывать любовь и желание осваивать всё многообразие и богатство родной речи.
Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Воспитывать уважение и любовь к родному языку, любовь к Родине.
Задачи:
1. Формировать понятие «родной язык», воспитывать у детей интерес к родному языку, любовь к Родине.
2. Упражнять детей в придумывании родственных слов.
3. Обогащать речь детей пословицами, поговорками.
4. Через участие в досуге помочь детям раскрепоститься, приобрести опыт публичных выступлений, обогатить воспитанников новыми эмоциями, доставить удовольствие.
5. Формировать интегративные качества: любознательность, активность, самостоятельность.
6. Обогащать активный и пассивный словарь детей с помощью синквейна.
Ход ЗАНЯТИЯ
Есть у каждого язык,
Что родной навеки,
Без родного языка
Нету человека!
Мы поём им, говорим,
С самого рожденья,
И к родному языку
Есть большое рвенье.
Ребята, мы живём с вами в России. На каком языке мы разговариваем? (на русском)
Родной язык народа каждому из нас знаком с детства. Каждый год в стране отмечается Международный день родного языка. В мире существует очень много языков. Можете назвать некоторые из них? (дети называют языки) Ещё когда вы только родились и были совсем крохами, ваши мамочки напевали вам колыбельные песни на вашем родном языке. А как вы понимаете, что такое родной язык? (тот, на котором мы разговариваем).
Богат и красив наш русский язык. В нём столько слов, с помощью которых мы можем составлять рассказы, сочинять стихи и просто общаться!
Русский язык – один из самых древних языков в мире и назывался он: язык Руссов или Старославянский язык. Из тех древних веков дошли до нас слова мудрёные, непонятные – вот о них мы сегодня с вами и поговорим.
Артикуляционная гимнастика:
Ребята, а чтобы нам с вами было легче проговаривать старинные слова, давайте мы с вами сделаем артикуляционную гимнастику язычка.
Проснулся язычок спозаранку (очень рано, потянулся, выглянул на улицу. «Блинчик»
Посмотрел на часы и подумал: «Вставать, однако, пора!» «Часики»
Давеча (недавно) с маляром договаривались, потолок в горнице (комнате) покрасить. А вот и сам маляр пришё л: сделали дело – можно и гулять смело! «Маляр»
Запрягли они лошадку, да поехали кататься. «Лошадки»
По дороге домой купили вкусного варенья. «Вкусное варенье»
А дома налили чай в красивые чашечки и стали пить его вприкуску с вареньем. «Чашечка»
Молодцы, ребята! Размяли наши язычки, теперь нам легко будет проговаривать каждое слово. Я хочу предложить вам послушать слова и попробовать отгадать, что они обозначают.
Игра: «Послушай и отгадай»
1. Алтын – три копейки
2. Балакать – говорить, болтать, молоть чепуху.
3. Ватажиться – вести знакомство, знать друг друга, общаться друг с другом.
4. Ветошь – тряпки, обрывки тканей для мытья чего-то.
5. Горка – этажерка в форме пирамиды для дорогой посуды.
6. Душегрейка – тёплая короткая кофта или стёганка, со сборками сзади.
7. Жалейка – дудочка из ивовой коры.
8. Кныш – хлеб, испеченный из пшеничной муки, который едят горячим.
9. Мурава – трава, муравчатый – поросший травой.
10. Перст – палец.
11. Рушник – вышитое полотенце.
12. Черевички – женские башмачки на каблучках и с острым носом.
Игра: «Синквейн»
Здесь родился, живешь,
Уезжаешь — скучаешь,
Как зовут это место, знаешь?
(Родина)
Ребята сейчас мы с Вами попробуем составить синквейн
А вы знаете что такое синквейн (синквейн как вы помните это стих или небольшой рассказ)
Послушайте внимательно:
Здесь родился, живешь,
Уезжаешь — скучаешь,
Как зовут это место, знаешь?
(Родина)
И так как вы думаете какое мы слово сейчас с вами возьмем
Родина какая (родная, любимая) 3 слова (три прилагательных которые отвечают на вопросы какой, какая, какие)
Родина что делает (оберегает, защищает, любит) 2 глагола отвечают на вопросы что делает?
А теперь выразите свое отношение к Родине
А теперь давайте послушаем, что у нас получилась
Ребята наш сегодняшний праздник посвящен русскому языку. И к нам в гости спешит Русская красавица (выходит под музыку)
Загадывает загадки:
Подрасту, и вслед за братом
Тоже стану я солдатом,
Буду помогать ему
Охранять мою. (страну)
Здесь родился, живешь,
Уезжаешь — скучаешь,
Как зовут это место, знаешь? (Родина)
В какой стране под небом вьётся
Флаг бело-сине-красный?
Врагу он в руки не даётся,
Такой флаг есть в стране…
А ну, быстрее угадай-ка,
Откуда родом балалайка?
Её давно все полюбили,
А родилась она в…
Русская красавица: а сейчас ребята становитесь в хоровод, приглашаю я народ.
Игра «Скажи наоборот»
Я буду говорить вам различные словосочетания, а вы скажите наоборот, то есть противоположное словосочетание по смыслу.
Большой дом — маленький дом.
Широкий ремень — узкий ремень
Толстый шарф — тонкий шарф
Горячий чай — холодный чай
Длинный ремень — короткий ремень
Высокий забор — низкий забор
Громкий плач — тихий плач/звук
Веселый ребенок — грустный ребенок
Птицы летят далеко — птицы летят близко
Идет вперед — идет назад
Игра: «Фразеологизмы».
Ребята, в русском языке много выражений, когда мы говорим одно, а имеем в виду совершенно другое. Такие выражения называются фразеологизмы. Например, что означает, когда мы говорим: «Прикуси язык?» — замолчи, «Живут как кошка с собакой?» — ссорятся, «Как кот наплакал?» — мало. Задание: посмотрите на картинку, послушайте стихотворение и ответьте, что означают выражения.
«Бежать сломя голову» — очень-очень быстро
«Глаза разбежались» — про человека, который не может выбрать что-то одно из многого
«Считать ворон» — бездельничать, смотреть по сторонам, отвлекаться
«Наврать с три короба» — очень много говорить, пообещать, наврать
«Намотать на ус» — запомнить то, что может пригодиться в будущем
«Все в руках горит» — у человека все получается легко, без особых усилий
Игра: «Многозначные слова». Ребята, посмотрите, что изображено?
Лук — растение и лук — оружие. Как называется слово, которое обозначает разные предметы? (многозначное слово).
Многозначные слова Задание: для вас на столах разложены картинки, встаньте в круг. Когда будет звучать музыка, вы бежите, как музыка заканчивается — берите картинку, найдите свою пару и объясните свой выбор, например, коса — прическа у девочки, коса — предмет, чтобы косить траву. Задание понятно? Тогда музыка!
Вот и подошёл к концу наш праздник, посвящённый Международному дню родного языка. Ребята любите русский язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее!