Елена Федорова
Логопед в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый родитель задумывается о том, как развивается его ребенок, не отстает ли он в своем развитии. И, безусловно, основным показателем раз-вития ребенка-дошкольника является уровень сформированности его ре-чевой деятельности.
Ребенок, развитие речи которого происходит в замедленном темпе или с нарушением, сразу же оказывается более уязвимым в сравнении с ребен-ком, имеющим хорошую речь. Ведь ему сложнее воспринимать и осмыс-ливать информацию об окружающем мире; донести до людей свои жела-ния и потребности – и ребенок ограничивает свое общение, может стано-виться замкнутым и недостаточно общительным, у него развиваются стра-хи и комплексы. Возникает замкнутый круг – речь неразвита, поэтому ре-бенку сложнее развиваться; у ребенка из-за недоразвития речи задержива-ется развитие – и проблемы с речью усугубляются еще больше.
Темочки:
Разные родители по-разному определяют «недоразвитие» речи, уста-навливают планку, по которой оценивают речевую деятельность малыша. Кто-то считает, что в два с половиной – три года ребенок должен обладать грамматически правильной, развернутой речью с идеальным произноше-нием. Другие могут послушать мнение сердобольных бабушек и считать, что малыш, который в три года произносит лишь некоторые простейшие слова, скоро «выговорится» и станет непревзойденным оратором.
По вопросу возраста, в котором необходимо обратиться к логопеду, не существует однозначного мнения. Кто-то утверждает, что до 5 лет не стоит даже задумываться, все ли в порядке с речью ребенка. Есть и полярная точка зрения – занятия с логопедом по постановке звуков (в частности, пресловутого «р») чуть ли не с пеленок – в самом крайнем случае лет с двух.
Конечно, далеко не каждый родитель имеет достаточно знаний и навы-ков, чтобы квалифицированно оценить уровень развития речи своего ма-лыша. Вот здесь и приходит на помощь логопед детского сада. Логопеди-ческое обследование детей в детском саду проводится ежегодно, начиная с 3 лет и заканчивая моментом выпуска из детского сада. Специалист может оценить как текущее (актуальное) состояние речи ребенка с учетом его возраста, так и определить факторы риска возникновения недоразвития речи в будущем, «предсказать» возможные проблемы, связанные с обуче-нием в школе.
Именно возможность предугадать будущие нарушения, предупредить, не допустить их говорит в пользу раннего обследования и при необходи-мости – проведения занятий с логопедом. В любом возрасте есть норма-тивные показатели речевого развития и оценить, насколько ребенок пра-вильно развивается в речевом плане сможет специалист – логопед.
Обследование ребенка логопедом в детском саду – процедура обяза-тельная, она проводится по приказу Управления образования. Даже если в детском саду нет логопеда (а таких садов в городе крайне мало) обследо-вание проводится логопедами других садов, обязанных провести соответ-ствующую работу. Логопедическое обследование может также быть про-ведено по запросу родителя с любым ребенком и в любое время. Данные логопедического обследования доводятся логопедами до родителей; на ос-новании этих данных логопед дает рекомендации воспитателям по работе в группе – какие виды работ по развитию речи требуют усиленного вни-мания, выделяет подгруппы или отдельных детей, нуждающихся в инди-видуальной работе.
Кроме речевых нарушений, у ребенка могут быть и другие проблемы в развитии. Логопед – специалист, имеющий дефектологическое образова-ние, а, следовательно, он может квалифицированно проконсультировать родителей не только по вопросам речевого развития малыша, и подска-зать, к какому специалисту или в какую организацию лучше обратиться для решения той или иной проблемы.
Логопед в ДОУ не только констатирует нарушение, но и может помочь справиться с ним.
В детских садах нашего города организовано оказание логопедической помощи детям с речевыми нарушениями. Логопедическая помощь может быть оказана на логопункте ДОУ. На логопункт ребенок может быть за-числен в возрасте 5-6 лет в случае незначительных нарушений (в основном это нарушения звукопроизношения). В этом случае ребенок продолжает посещать ту же группу что и раньше, но кроме других видов образова-тельной деятельности, он посещает дополнительные занятия у логопеда. Кроме проведения собственных занятий логопед объясняет родителям, как следует организовать работу с ребенком дома для того, чтобы он скорее справился с имеющимися нарушениями, закрепил навыки, полученные на логопедических занятиях. Также даются задания для выполнения ребенком дома с родителями. Чаще всего этот процесс длится от 3 до 6 месяцев, что объясняется быстрыми темпами коррекции речи в случае, например, функциональной дислалии или фонетико-фонематического недоразвития речи.
К сожалению, с каждым годом увеличивается количество детей с тяже-лыми нарушениями речи. Чаще всего логопед ставит им диагноз – общее недоразвитие речи от 1 уровня (самый сложный) до 3 уровня (наиболее легкий). У таких малышей недоразвитие речи распространяется не только на произносительную сторону – хотя в этом случае замены и искажения звуков могут привести к полной неразборчивости речи, к тому что ребенка понимает только мама – и больше никто. Общение такого малыша может происходить только в бытовых ситуациях. Большой проблемой для ребен-ка и его родителей становится несформированность лексической и грамма-тической стороны речи – ограниченный словарный запас, грубые наруше-ния в употреблении предлогов и окончаний, неумение составить даже про-стое самостоятельное высказывание на отвлеченную тему. Этим детям необходима комплексная длительная коррекция в течение двух-трёх лет. (Заметим, что такие дети относятся к группе риска возникновения наруше-ний чтения и письма). Поэтому логопед в детском саду может предложить родителям перевести ребенка в группу коррекционной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Перевод осуществляет со стар-шей возрастной группы в 4,5-5 лет. Перевод происходит по решению тер-риториальной психолого-медико-педагогической комиссии. Несмотря на определенные сложности, связанные с прохождением комиссии, родители должны все же прежде всего руководствоваться интересами, а не каприза-ми ребенка – «не хочу». Ведь в дальнейшем неоказание ребенку необхо-димой логопедической помощи в дошкольном возрасте может привести к стойкой неуспеваемости в школе.
Помощь в логопедической группе организована следующим образом: во-первых, уменьшается наполняемость группы – количество детей колеб-лется от 10 до 15. Это позволяет воспитателю больше времени и внимания уделять индивидуальной работе с каждым ребенком. Индивидуальная ра-бота планируется самими воспитателями, а также выполняется по заданиям логопеда, которые даются ежедневно. Также хочется отметить, что в лого-педической группе работают воспитатели со специальным дефектологиче-ским образованием, то есть педагоги, знающие особенности и методику работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Спе-циальная логопедическая помощь осуществляется в процессе индивиду-альных (проводятся 2-4 раза в неделю, подгрупповых и фронтальных (2-3 раза) занятий с логопедом. Большое внимание уделяется работе с родите-лями. Для того, чтобы помочь родителям правильно организовать работу по коррекции речи ребенка, логопед ведет индивидуальные тетради. В них даются задания, игры, упражнения, которые будут полезны для исправле-ния недостатков речи ребенка.
Подведем итоги сказанного:
1. Следить за речью ребенка нужно обязательно. Если у Вас есть со-мнения, Вы можете посетить логопеда детского сада и провести обследо-вание ребенка.
2. Замены звуков у ребенка могут быть допустимыми, физиологически-ми (звук [ш] заменяется на звук [с] и пр.). Могут быть и недопустимые за-мены (вместо звука [c] – звук [т] или [х]; вместо звуков [к], [г] ребенок го-ворит [т], [д] или наоборот и т. п.). В возрасте от трех до пяти лет логопе-дическая помощь необходима чаще всего в случае грубых нарушений зву-копроизношения – недопустимых замен, с которым ребенок не справится самостоятельно и эти нарушения будут только закрепляться. После пяти с логопедом следует заниматься в случае любых замен, имеющихся у ребен-ка. Также следует обратиться к логопеду по поводу занятий если у ребенка есть значительные сложности в выражении мыслей, если его словарный запас беден, ребенок общается отдельными словами, а не фразами и т. п.
3. В возрасте до пяти лет логопед в детском саду может провести обсле-дование ребенка и проконсультировать, как организовать работу с малы-шом. Если Вы считаете необходимыми индивидуальные занятия со специ-алистом, придется обратиться в развивающий центр, где есть логопед. Но все же первичную консультацию стоит провести в детском саду. Логопед детского сада лицо незаинтересованное и он сможет дать более объектив-ную оценку, действительно ли необходима логопедическая помощь. Воз-можно, ребенку полезнее будут общеразвивающие занятия, или лечение и т. п.
4. В возрасте от 5 до 7 лет логопед в детском саду проводит занятия с детьми, нуждающимися в логопедической помощи. Занятия проводятся на логопункте или в логопедической группе – в зависимости от степени вы-раженности нарушения. Детей направляют на логопункт или в группу строго по желанию родителей, так как родители единственные вправе ре-шать судьбу своего ребенка. И вновь хочется призвать родителей в первую очередь руководствоваться интересами ребенка, а не другими причинами (неудобно переводить, непрестижно – кто-то узнает, не хочется проходить комиссию и пр.).
5. Если родители все-таки решили отказаться от перевода ребенка в группу компенсирующей направленности, они должны трезво оценить свои силы. Ведь придется не один месяц, а год или два самостоятельно обеспечивать ребенка помощью логопеда. Это и временные, и финансовые, и эмоциональные затраты.
6. Дети, имеющие незначительные нарушения звуков, могут остаться в детском саду без помощи логопеда в силу того, что в саду нет логопункта. Но если в детском саду есть логопедическая группа и работает логопед, он с удовольствием проконсультирует Вас. Вполне возможно, что нарушение незначительное и справиться с ним можно самостоятельно, главное знать – каким образом.