Приложение МААМ

Логопед в детском саду

Елена Федорова
Логопед в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Каждый родитель задумывается о том, как развивается его ребенок, не отстает ли он в своем развитии. И, безусловно, основным показателем раз-вития ребенка-дошкольника является уровень сформированности его ре-чевой деятельности.

Ребенок, развитие речи которого происходит в замедленном темпе или с нарушением, сразу же оказывается более уязвимым в сравнении с ребен-ком, имеющим хорошую речь. Ведь ему сложнее воспринимать и осмыс-ливать информацию об окружающем мире; донести до людей свои жела-ния и потребности – и ребенок ограничивает свое общение, может стано-виться замкнутым и недостаточно общительным, у него развиваются стра-хи и комплексы. Возникает замкнутый круг – речь неразвита, поэтому ре-бенку сложнее развиваться; у ребенка из-за недоразвития речи задержива-ется развитие – и проблемы с речью усугубляются еще больше.

Темочки:

Разные родители по-разному определяют «недоразвитие» речи, уста-навливают планку, по которой оценивают речевую деятельность малыша. Кто-то считает, что в два с половиной – три года ребенок должен обладать грамматически правильной, развернутой речью с идеальным произноше-нием. Другие могут послушать мнение сердобольных бабушек и считать, что малыш, который в три года произносит лишь некоторые простейшие слова, скоро «выговорится» и станет непревзойденным оратором.

По вопросу возраста, в котором необходимо обратиться к логопеду, не существует однозначного мнения. Кто-то утверждает, что до 5 лет не стоит даже задумываться, все ли в порядке с речью ребенка. Есть и полярная точка зрения – занятия с логопедом по постановке звуков (в частности, пресловутого «р») чуть ли не с пеленок – в самом крайнем случае лет с двух.

Конечно, далеко не каждый родитель имеет достаточно знаний и навы-ков, чтобы квалифицированно оценить уровень развития речи своего ма-лыша. Вот здесь и приходит на помощь логопед детского сада. Логопеди-ческое обследование детей в детском саду проводится ежегодно, начиная с 3 лет и заканчивая моментом выпуска из детского сада. Специалист может оценить как текущее (актуальное) состояние речи ребенка с учетом его возраста, так и определить факторы риска возникновения недоразвития речи в будущем, «предсказать» возможные проблемы, связанные с обуче-нием в школе.

Именно возможность предугадать будущие нарушения, предупредить, не допустить их говорит в пользу раннего обследования и при необходи-мости – проведения занятий с логопедом. В любом возрасте есть норма-тивные показатели речевого развития и оценить, насколько ребенок пра-вильно развивается в речевом плане сможет специалист – логопед.

Обследование ребенка логопедом в детском саду – процедура обяза-тельная, она проводится по приказу Управления образования. Даже если в детском саду нет логопеда (а таких садов в городе крайне мало) обследо-вание проводится логопедами других садов, обязанных провести соответ-ствующую работу. Логопедическое обследование может также быть про-ведено по запросу родителя с любым ребенком и в любое время. Данные логопедического обследования доводятся логопедами до родителей; на ос-новании этих данных логопед дает рекомендации воспитателям по работе в группе – какие виды работ по развитию речи требуют усиленного вни-мания, выделяет подгруппы или отдельных детей, нуждающихся в инди-видуальной работе.

Кроме речевых нарушений, у ребенка могут быть и другие проблемы в развитии. Логопед – специалист, имеющий дефектологическое образова-ние, а, следовательно, он может квалифицированно проконсультировать родителей не только по вопросам речевого развития малыша, и подска-зать, к какому специалисту или в какую организацию лучше обратиться для решения той или иной проблемы.

Логопед в ДОУ не только констатирует нарушение, но и может помочь справиться с ним.

В детских садах нашего города организовано оказание логопедической помощи детям с речевыми нарушениями. Логопедическая помощь может быть оказана на логопункте ДОУ. На логопункт ребенок может быть за-числен в возрасте 5-6 лет в случае незначительных нарушений (в основном это нарушения звукопроизношения). В этом случае ребенок продолжает посещать ту же группу что и раньше, но кроме других видов образова-тельной деятельности, он посещает дополнительные занятия у логопеда. Кроме проведения собственных занятий логопед объясняет родителям, как следует организовать работу с ребенком дома для того, чтобы он скорее справился с имеющимися нарушениями, закрепил навыки, полученные на логопедических занятиях. Также даются задания для выполнения ребенком дома с родителями. Чаще всего этот процесс длится от 3 до 6 месяцев, что объясняется быстрыми темпами коррекции речи в случае, например, функциональной дислалии или фонетико-фонематического недоразвития речи.

К сожалению, с каждым годом увеличивается количество детей с тяже-лыми нарушениями речи. Чаще всего логопед ставит им диагноз – общее недоразвитие речи от 1 уровня (самый сложный) до 3 уровня (наиболее легкий). У таких малышей недоразвитие речи распространяется не только на произносительную сторону – хотя в этом случае замены и искажения звуков могут привести к полной неразборчивости речи, к тому что ребенка понимает только мама – и больше никто. Общение такого малыша может происходить только в бытовых ситуациях. Большой проблемой для ребен-ка и его родителей становится несформированность лексической и грамма-тической стороны речи – ограниченный словарный запас, грубые наруше-ния в употреблении предлогов и окончаний, неумение составить даже про-стое самостоятельное высказывание на отвлеченную тему. Этим детям необходима комплексная длительная коррекция в течение двух-трёх лет. (Заметим, что такие дети относятся к группе риска возникновения наруше-ний чтения и письма). Поэтому логопед в детском саду может предложить родителям перевести ребенка в группу коррекционной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Перевод осуществляет со стар-шей возрастной группы в 4,5-5 лет. Перевод происходит по решению тер-риториальной психолого-медико-педагогической комиссии. Несмотря на определенные сложности, связанные с прохождением комиссии, родители должны все же прежде всего руководствоваться интересами, а не каприза-ми ребенка – «не хочу». Ведь в дальнейшем неоказание ребенку необхо-димой логопедической помощи в дошкольном возрасте может привести к стойкой неуспеваемости в школе.

Помощь в логопедической группе организована следующим образом: во-первых, уменьшается наполняемость группы – количество детей колеб-лется от 10 до 15. Это позволяет воспитателю больше времени и внимания уделять индивидуальной работе с каждым ребенком. Индивидуальная ра-бота планируется самими воспитателями, а также выполняется по заданиям логопеда, которые даются ежедневно. Также хочется отметить, что в лого-педической группе работают воспитатели со специальным дефектологиче-ским образованием, то есть педагоги, знающие особенности и методику работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Спе-циальная логопедическая помощь осуществляется в процессе индивиду-альных (проводятся 2-4 раза в неделю, подгрупповых и фронтальных (2-3 раза) занятий с логопедом. Большое внимание уделяется работе с родите-лями. Для того, чтобы помочь родителям правильно организовать работу по коррекции речи ребенка, логопед ведет индивидуальные тетради. В них даются задания, игры, упражнения, которые будут полезны для исправле-ния недостатков речи ребенка.

Подведем итоги сказанного:

1. Следить за речью ребенка нужно обязательно. Если у Вас есть со-мнения, Вы можете посетить логопеда детского сада и провести обследо-вание ребенка.

2. Замены звуков у ребенка могут быть допустимыми, физиологически-ми (звук [ш] заменяется на звук [с] и пр.). Могут быть и недопустимые за-мены (вместо звука [c] – звук [т] или [х]; вместо звуков [к], [г] ребенок го-ворит [т], [д] или наоборот и т. п.). В возрасте от трех до пяти лет логопе-дическая помощь необходима чаще всего в случае грубых нарушений зву-копроизношения – недопустимых замен, с которым ребенок не справится самостоятельно и эти нарушения будут только закрепляться. После пяти с логопедом следует заниматься в случае любых замен, имеющихся у ребен-ка. Также следует обратиться к логопеду по поводу занятий если у ребенка есть значительные сложности в выражении мыслей, если его словарный запас беден, ребенок общается отдельными словами, а не фразами и т. п.

3. В возрасте до пяти лет логопед в детском саду может провести обсле-дование ребенка и проконсультировать, как организовать работу с малы-шом. Если Вы считаете необходимыми индивидуальные занятия со специ-алистом, придется обратиться в развивающий центр, где есть логопед. Но все же первичную консультацию стоит провести в детском саду. Логопед детского сада лицо незаинтересованное и он сможет дать более объектив-ную оценку, действительно ли необходима логопедическая помощь. Воз-можно, ребенку полезнее будут общеразвивающие занятия, или лечение и т. п.

4. В возрасте от 5 до 7 лет логопед в детском саду проводит занятия с детьми, нуждающимися в логопедической помощи. Занятия проводятся на логопункте или в логопедической группе – в зависимости от степени вы-раженности нарушения. Детей направляют на логопункт или в группу строго по желанию родителей, так как родители единственные вправе ре-шать судьбу своего ребенка. И вновь хочется призвать родителей в первую очередь руководствоваться интересами ребенка, а не другими причинами (неудобно переводить, непрестижно – кто-то узнает, не хочется проходить комиссию и пр.).

5. Если родители все-таки решили отказаться от перевода ребенка в группу компенсирующей направленности, они должны трезво оценить свои силы. Ведь придется не один месяц, а год или два самостоятельно обеспечивать ребенка помощью логопеда. Это и временные, и финансовые, и эмоциональные затраты.

6. Дети, имеющие незначительные нарушения звуков, могут остаться в детском саду без помощи логопеда в силу того, что в саду нет логопункта. Но если в детском саду есть логопедическая группа и работает логопед, он с удовольствием проконсультирует Вас. Вполне возможно, что нарушение незначительное и справиться с ним можно самостоятельно, главное знать – каким образом.

Публикации по теме:

Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду»Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду» Вед: Ребята, мы собрались сегодня, неспроста, потому что… Сегодня! День рождения Вани Е. (Вед. приглашает ребят именинников в центр зала,.

Физкультминутки в детском садуФизкультминутки в детском саду Физ. минутки предназначены для детей в ДОУ для того, чтобы сбросить напряжение от непосредственно образовательной деятельности. На непосредственно.

Наш цветник в детском садуНаш цветник в детском саду Трудно представить себе детский сад летом без цветочных клумб. Они способны преобразить даже самый скучный участок и добавить в него ярких,.

Ширмы в детском садуШирмы в детском саду Театральной деятельность в детском саду позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира.

Скалодром в детском садуСкалодром в детском саду Доброго времени суток, друзья и гости моей странички! Городок, в котором мы живём, лежит среди лесов и гор. Природа сама подсказывает, чем.

Теплица в детском садуТеплица в детском саду В каждом детском саду есть огород, но не в каждом есть теплица. В нашем дошкольном учреждении теплица существует уже второй год. Конечно,.

Выпускной бал в детском садуВыпускной бал в детском саду Вот и подошёл к концу год. По традиции в нашем учреждении в конце учебного года мы провели выпускной. Выпускной бал - это трогательные.

Выпускной в детском садуВыпускной в детском саду Ведущая (Звучит музыка) Вот от чего –то зал притих, В глазах восторг и грусть немного Пусть зал сейчас запомнит их : Кокетливых и озорных.

Эссе «Моя профессия учитель-логопед» Эссе «Моя профессия учитель-логопед» Давайте познакомимся! Я, Чурбанова Елена Владимировна, учитель-логопед детского сада «Сказка»! К.

Эссе «Моя профессия -учитель-логопед» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Алёнушка» ЭССЕ «Моя профессия – учитель-логопед!» Учитель-логопед.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Логопед в детском саду
Опубликовано: 16 января 2022 в 15:08
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопед в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Елена Федорова (УИ 211269) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД