МААМ-картинки

Литературно-музыкальная гостиная для дошкольников

Мария Ляминова
Литературно-музыкальная гостиная для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие 2

Литературно -музыкальная гостиная «По сказке А. С. Пушкина. «Сказка о царе Салтане».

Цель: Расширять знания о творчестве А. С. Пушкина, учить анализировать сказку через символическую аналогию по картам Проппа, развивая доказательную речь, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания

Задачи. Закрепить знания детей о сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», с ее особенностями (многообразием образов, стихотворной формой и пр.) и музыкой из оперы Н. А. Римского-Корсакова по одноименной сказке. Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомить их со сказочными образами музыкальных произведений Римского-Корсакова. Учить детей понимать характер сказочных персонажей, их переживания, эмоциональные состояния (в зависимости от ситуаций, мотивы поступков, особенности взаимоотношений

Публикация «Литературно-музыкальная гостиная для дошкольников» размещена в разделах

Образовательные: Формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки; продолжать учить связности, развернутости, непрерывности высказывания.

Развивающие: Развивать память, внимание, словесно – логическое мышление, его оригинальность. Развивать умение содержательно и выразительно передавать литературный текст. Развивать интерес к творчеству А. С. Пушкина. закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, развивать воображение и внимание через работу с картами Проппа, развивать образную речь дошкольников, творческое воображение, способность к художественному взаимодействию с музыкой.

Воспитательные: Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитывать доброту, отзывчивость, воспитывать интерес к занятию и родному языку

Методы: Практический, наглядный, словесный.

Приемы: Погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа, беседа, голосовая и эмоциональная модуляция, анализ сказки с использованием карт Проппа.

Предварительная работа:

1. Беседы о жизни и творчестве А. С. Пушкина.

2. Заучивание отрывков сказок.

3. Чтение сказок и отрывков произведений А. С. Пушкина.

4. Рассматривание иллюстраций.

5. Слушание музыки из оперы Р. - Корсакова «Сказка о царе Салтане».

6. Дидактические игры «Бывает – не бывает», «Вежливые слова».

Оформление: Мультимедийное оборудование; Портрет А. С. Пушкина; Книга сказок А. С. Пушкина; атрибуты к инсценировке сказки, карты Проппа, сюжетные картинки, бейджики, «Корабль» для сюжета, костюм учёного кота.

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта: Интеграция полученных умений и навыков ребенка через направления развития: познавательное, социально – коммуникативное, речевое, художественно – эстетическое, использование игровой ситуации на протяжении всего занятия, внедрение развивающих интерактивных технологий в работе с детьми с использованием метода карт Проппа.

Образовательные ресурсы: Программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. «Занятия по развития речи» В. В. Гербова.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель:

Сказок все мы много знаем,

С интересом их читаем,

Изумительны на слух,

В них живет наш русский дух!

Звучит музыка «В гостях у сказки».

Слайд №1

Воспитатель: Я хочу пригласить вас в гости к сказке. Ребята, а что такое сказка?

Дети: Сказка - это выдуманные истории, в которых происходит волшебство.

Воспитатель: Сегодня мы отправимся в одну Из сказок А кто был ее автором вы скажете мне сами.

Много сказок сочинил он

В Лукоморье путь открыл он

В ту страну где с чудесами

Повстречаемся мы с вами.

Кто же это ребята?

Дети: Александр Сергеевич Пушкин.

Слайд – портрет А. С. Пушкина.

2. Основная часть.

Воспитатель: А отправимся мы сегодня в сказку, которая начинается словами:

«Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком».

Воспитатель: Как же называется эта сказка?

Дети: Сказка о царе Салтане.

Ребята, скажите пожалуйста Без чего не может быть сказка? (Без чудес, волшебства) Чтобы попасть в сказку нужно заглянуть в сказочную шкатулку со сказками. Вот кажется в этой шкатулке и живёт нужная нам сказка.

Воспитатель её достаёт и открывает лежат лишь карты Проппа.

-Не пойму, что за такое, где сказка и что это за непонятные картинки.

Ой кажется я потеряла ее Где же чудеса?

- Что же делать? Ребята помогите найти сказку и вернуть все чудеса в шкатулку, одна я не справлюсь. я не справлюсь да и испытания на пути могут встретиться.

Воспитатель:

- Ребята вы поможете мне вернуть сказку? (да)

- Ребята, а вы помните как называются эти картинки? Мы с ними уже знакомились.

- карты Проппа!

Ответы детей о том, что такое карты Проппа:

- эти карточки, как схема помогают вспомнить и восстановить сказку от начало до конца?

- Я думаю их надо взять с собой (да)

Воспитатель:

- А кто помнит на каком транспортном средстве передвигались по сказке главные герои?

На экране появляются картинки с лодкой самолётом, кораблём, такси и т. п.)

(Камандный ответ).

- Правильно это древнерусский корабль. А вот и он, занимайте места на корабле, мы отправляемся в плавание. (Анимация корабля, штурвала, острова).

- Путешествовать по сказке без карты, гиблое дело, На право пойдёшь, на лево. Вот, у меня есть карта (Острова на карте обозначены символическими знаками соответствующие тематики заданий).

Воспитатель

А вот и наша первая остановка «Театральная»

- Посмотрите, а вот и остров (Островок «Театральный»)

-Обычно у каждого острова есть название, как бы вы назвали это островок, глядя на эмблему острова( «Театральный»).

- Ну раз это театральный остров, давайте попробуем вспомнить с чего начинается наша сказка. Командный ответ.

- А мы не зря взяли с собой карты Проппа теперь давайте попробуем выбрать из карт Проппа, подходящую для нашей сказки и для той ситуации, с которой всё начинается. («Жили- были»).

-Мы нашли с вами начало сказки и помогла нам в этом карта «Жили- были». Давайте вывесим карту Проппа на волшебный камень (магнитную доску).

Дети садятся в корабль (слушание музыки шума моря)

2 остров- «Объясни по смыслу» (картинка «Знак вопроса»).

Задание «Фразеологизмы» (как в передаче «Где логика»)

- Ребята мы приплыли на второй остров, давайте вспомним,что же случилось в нашей сказке далее.

В синем небезвёзды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идёт, Бочка по морю плывёт.

Словно горькая вдовица,

Плачет, бьётся в ней царица;

И растёт ребёнок там не по дням, а по часам.

Воспитатель:

- Ребята, а вам в этом отрывке никакое выражение не показалось интересным. (ответы- фразеологизм (переносный смысл). Давайте постараемся задуматься не только о том, что оно означают, но и почему их так говорят).

- А где мы с вами часто используем фразеологизмы? (в пословицах и поговорках).

-Я предлагаю поиграть в игру «Угадай пословицу».

«Хлеб – всему голова»

«Язык- душа народа»

«Яблоко от яблони- не далеко упало»

«Слово не воробей вылетит – не поймаешь»

«Сказка-ложь, а в ней намек, добрым молодцам-урок»

- Мы вспомнили пословицы и поговорки и даже отрывок из сказки и теперь задача – выбрать карту Проппа для восстановления сказки. («Особое обстоятельство»).

Садятся в корабль, продолжают путь. (шум моря или отрывок из сказки «Ветер по морю гуляет и корабль подгоняет…»

3остров «Музыкальный» (с чудесами «Помощь друга- помощника», «Достижение цели», «Новый облик».

Муз. Музыка тоже может рассказывать сказки, но не словами, а звуками – ласковыми, добрыми, тревожными, таинственными, если проследить, как меняется окраска музыки, ее настроения, то становится понятным, о чем говорится в сказке.

Какую музыкальную сказку мы с вами слушали?

(«Сказка о царе Салтане») Как по-другому она называется (опера) Что такое опера? (музыкальный спектакль где люди поют)

Муз. Руководитель: Сегодня мы еще раз вспомним оперу «Сказка о царе Салтане». Ребята скажите мне пожалуйста кто же сочинил музыку к этой опере?

Дети: Николай Андреевич Римский Корсаков.

М. Р. Кто же такой Н. А. Римский Корсаков?

Дети: великий русский композитор, музыкальный сказочник.

М. Р. Какие ещё оперы он создал по каким сказкам?

Дети: Он создал не только эту оперу, а также оперы по сказкам «Снегурочка», «Золотой петушок», «Кощей бессмертный» и другие.

М. Р. Римский-Корсаков наиболее яркий сказочник среди всех русских композиторов. Но давайте вернемся к опере «Сказка о царе Салтане».

Мы с вами на занятиях уже знакомились с оперой, прослушали несколько фрагментов и сейчас для вас музыкальные загадки.

Итак, слушаем музыкальный фрагмент и вспоминаем название. (ответы детей)

Правильно, «Белка» (на экране ил-ия «Белка»). В волшебном городе Леденце было три чуда. Первое из них – белка.

М. р. Ребята, какая музыка по характеру?

Дети: Музыка белочки очень светлая, прозрачная, хрупкая.

М. р. В этой музыке композитор рассказал не о том, как белочка прыгает с ветки на ветку, а о том как она поет. А какую песенку она поёт?.

Дети: русскую народную песню «Во саду ли в огороде».

М. Р. Как вы думаете на каких инструментах можно исполнить эту песню?

Дети: на народных.

М. Р. Правильно, молодцы. А какие оркестры мы с вами уже знаем?

Дети: народный оркестр и симфонический

Ребята разбирайте муз инструменты и исполним р. н. п. «Во саду ли в огороде»

(дети исполняют р. н. м. : «Во саду ли в огороде»)

М. р. А остальные дети будут выполнять знакомые русские танцевальные движения.

М. р. А мы слушаем следующий муз. фрагмент (ил-ия «Тридцать три богатыря»)

М. Р: Второе чудо «Сказки о царе Салтане» – тридцать три богатыря во главе с дядькой Черномором. Море вскипает, бушует, плещет и постепенно из него появляются богатыри. Какая музыка? (мужественная, торжественная, сильная, храбрая, яркая) Богатыри постепенно выходят из моря, они сильные и мужественные защитники города.

Они идут из моря строем, как будто маршируют. Музыка у богатырей похожа на марш. А что такое марш? (музыка, под которую хорошо шагать) А у белочки музыка похожа?

(на песню) Какие еще музыкальные жанры вы знаете? (танец) Сколько всего музыкальных жанров? ( три: песня, марш, танец)

Муз. Руководитель: Ребята, а какое самое яркое чудо в волшебном городе? (Царевна-Лебедь) Правильно, самая прекрасная Царевна-Лебедь

Продолжаем слушать музыку и еще один муз. фрагмент

М. р. Прозвучала грациозная сказочная музыка, как она называется? И какая по характеру?

Дети: Мелодия плавная, напевная, ласковая. (ил-ия Царевна-лебедь)

М. Р. : Третье чудо волшебного города Леденца – прекрасная Царевна-лебедь.

М. р. Царевна эта необычная, волшебная, это и человек, и птица лебедь.

А кем же была царевна лебедь для князя Гвидона

Дети: помощником

М. Р. выбери одну из подходящих карт Проппа.

Карта «Друг – помощник»; «Достижение цели»

- Давайте, послушаем ещё один отрывок из оперы “Сказка о царе Салтане” и постараемся угадать, кого изобразил в своей музыке композитор? (Звучит “Полет шмеля”).

1. На что похоже звучание музыки? (На жужжание шмеля)

2. Давайте вспомним, в каком отрывке сказки появляется этот знаменитый шмель? (Гвидона одолела тоска по родному батюшке-царю. Сжалилась над ним царевна-лебедь, обрызгала с ног до головы морской водой, превратила в шмеля). И полетел счастливый царевич-шмель на родную землю.

3. Какая музыка по характеру? (Радостная, стремительная, свободная).

4. Какой оркестр исполняет этот отрывок оперы? (народный или симфонический)

5. Чему так радуется шмель-Гвидон? (Наконец-то, увидит отца.)

6. Соответствует ли характер музыки тексту?

(Соответствует. Сначала музыка звучит громко, потом всё тише, потому что шмель улетает вдаль, догонять корабль. Потом внезапно музыка исчезает, шмель “забился в щель”

7. К какой карте подходит этот отрывок из сказки?

Карта «Новый облик»

Муз. Руководитель: Теперь, когда вы вспомнили сказку и послушали отрывки из оперы «Сказка о царе Салтане». Скажите, что вам больше всего понравилось? Какой эпизод сказки вам запомнился? Какой из персонажей вам показался наиболее ярким? Какая музыка его сопровождала? Хотели бы вы прослушать сказку в концертном зале с «живой» музыкой, то есть с настоящим симфоническим оркестром и оперными певцами, артистами?

4 остров «Тут и сказке конец, а кто слушал молодец!» («Счастливй конец» «Мораль»)

- Ну вот мы и добрались до последнего пункта на карте. Обратите внимание, на

3. Заключительная часть. Рефлексия.

Дети садятся на корабль и возвращаются в Д/с.

- Дети, сегодня вы придёте домой и о чем вы сможете поделиться со своими родителями? Какими знаниями? Спасибо вам дорогие ребята, что помогли мне собрать сказку.

Вопросы детям.

1 Какую сказку мы сегодня вспоминали?

2 Кто ее автор?

3 Почему вы думаете это сказка, а не рассказ?

4 Без чего не может быть сказки?

5 Какие герои в этой сказки были положительными, а какие нет?

6 Почему?

7 Чему нас эта сказка может научить? (Доброте, взаимовыручке.) А так же можно сделать вывод. Тайное всегда становится явным. И любой обман будет раскрыт.

Публикации по теме:

Презентация «Долгосрочный проект «Музыкальная гостиная» Этот проект хочу презентовать в начале 2018-2019 учебного года. Перед этим хочется, чтобы коллеги познакомились с ним. Название проекта:.

Фотоотчет о проведении поэтического вечера «Литературно-музыкальная гостиная «Пленительный город загадок»Фотоотчет о проведении поэтического вечера «Литературно-музыкальная гостиная «Пленительный город загадок» Дорогие друзья, спасибо огромное всем за визиты, за добрые комментарии к моим постам! Сегодня я расскажу о том, как прошел наш вечер. Многие.

Конспект досуга «Литературно-музыкальная гостиная «Пленительный город загадок»Конспект досуга «Литературно-музыкальная гостиная «Пленительный город загадок» Конспект поэтического вечера досуга, авторы: воспитатели Большакова С. А., Малютина Е. А., логопед Алексеева М. М. Литературно-музыкальная.

Литературно-музыкальная гостиная «Осеннее настроение»Литературно-музыкальная гостиная «Осеннее настроение» Литературно-музыкальная гостиная «Осеннее настроение» для детей подготовительной к школе группе. Цель: воспитывать в детях чувство прекрасного,.

Литературно-музыкальная гостиная «Осеннее очарование» в детском саду. Фотоотчёт о мероприятииЛитературно-музыкальная гостиная «Осеннее очарование» в детском саду. Фотоотчёт о мероприятии Автор: Лычангина Любовь Владимировна, воспитатель МБДОУ «ЦРР д-с «Дюймовочка» МО Алданский район РС (Я) Творческий фотоотчёт о мероприятии.

Литературно-музыкальная гостиная «Певец страны берёзового ситца», посвященная 125-летию со дня рождения С. А. ЕсенинаЛитературно-музыкальная гостиная «Певец страны берёзового ситца», посвященная 125-летию со дня рождения С. А. Есенина Литературно-музыкальная гостиная "Певец страны берёзового ситца", посвященная 125-летию со дня рождения С. А. Есенина (подготовительная группа).

Литературно-музыкальная гостиная «Сказы из малахитовой шкатулки»Литературно-музыкальная гостиная «Сказы из малахитовой шкатулки» Цель: Расширение кругозор детей через приобщение детей к творчеству П. П. Бажова – уральского сказочника, писателя. Задачи: - Развивать.

Литературно-музыкальный досуг «Снежная гостиная»Литературно-музыкальный досуг «Снежная гостиная» Цель: Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Задачи: - учить выразительно читать наизусть стихотворения; - развивать навыки.

«Детский альбом П. И. Чайковского». Музыкальная гостиная Звучит "Музыкальная шкатулка" Шостаковича. как приглашение в "филармонию" М. Р. : Сегодня мы собрались с вами на встречу с великим русским.

Литературно-музыкальная гостиная «Хотим признаться городу в любви»Литературно-музыкальная гостиная «Хотим признаться городу в любви» Сценарий. Сегодня мы рады приветствовать вас в нашей литературно-музыкальной гостиной. В этом году нашему городу исполняется 255 лет. Сегодня.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Литературно-музыкальная гостиная для дошкольников
Опубликовано: 12 марта 2022 в 17:59
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Литературно-музыкальная гостиная для дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Мария Ляминова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД