Мария Ляминова
Литературно-музыкальная гостиная для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие 2
Литературно -музыкальная гостиная «По сказке А. С. Пушкина. «Сказка о царе Салтане».
Цель: Расширять знания о творчестве А. С. Пушкина, учить анализировать сказку через символическую аналогию по картам Проппа, развивая доказательную речь, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания
Задачи. Закрепить знания детей о сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», с ее особенностями (многообразием образов, стихотворной формой и пр.) и музыкой из оперы Н. А. Римского-Корсакова по одноименной сказке. Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомить их со сказочными образами музыкальных произведений Римского-Корсакова. Учить детей понимать характер сказочных персонажей, их переживания, эмоциональные состояния (в зависимости от ситуаций, мотивы поступков, особенности взаимоотношений
Публикация «Литературно-музыкальная гостиная для дошкольников» размещена в разделах
Образовательные: Формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки; продолжать учить связности, развернутости, непрерывности высказывания.
Развивающие: Развивать память, внимание, словесно – логическое мышление, его оригинальность. Развивать умение содержательно и выразительно передавать литературный текст. Развивать интерес к творчеству А. С. Пушкина. закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, развивать воображение и внимание через работу с картами Проппа, развивать образную речь дошкольников, творческое воображение, способность к художественному взаимодействию с музыкой.
Воспитательные: Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитывать доброту, отзывчивость, воспитывать интерес к занятию и родному языку
Методы: Практический, наглядный, словесный.
Приемы: Погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа, беседа, голосовая и эмоциональная модуляция, анализ сказки с использованием карт Проппа.
Предварительная работа:
1. Беседы о жизни и творчестве А. С. Пушкина.
2. Заучивание отрывков сказок.
3. Чтение сказок и отрывков произведений А. С. Пушкина.
4. Рассматривание иллюстраций.
5. Слушание музыки из оперы Р. - Корсакова «Сказка о царе Салтане».
6. Дидактические игры «Бывает – не бывает», «Вежливые слова».
Оформление: Мультимедийное оборудование; Портрет А. С. Пушкина; Книга сказок А. С. Пушкина; атрибуты к инсценировке сказки, карты Проппа, сюжетные картинки, бейджики, «Корабль» для сюжета, костюм учёного кота.
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта: Интеграция полученных умений и навыков ребенка через направления развития: познавательное, социально – коммуникативное, речевое, художественно – эстетическое, использование игровой ситуации на протяжении всего занятия, внедрение развивающих интерактивных технологий в работе с детьми с использованием метода карт Проппа.
Образовательные ресурсы: Программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. «Занятия по развития речи» В. В. Гербова.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель:
Сказок все мы много знаем,
С интересом их читаем,
Изумительны на слух,
В них живет наш русский дух!
Звучит музыка «В гостях у сказки».
Слайд №1
Воспитатель: Я хочу пригласить вас в гости к сказке. Ребята, а что такое сказка?
Дети: Сказка - это выдуманные истории, в которых происходит волшебство.
Воспитатель: Сегодня мы отправимся в одну Из сказок А кто был ее автором вы скажете мне сами.
Много сказок сочинил он
В Лукоморье путь открыл он
В ту страну где с чудесами
Повстречаемся мы с вами.
Кто же это ребята?
Дети: Александр Сергеевич Пушкин.
Слайд – портрет А. С. Пушкина.
2. Основная часть.
Воспитатель: А отправимся мы сегодня в сказку, которая начинается словами:
«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком».
Воспитатель: Как же называется эта сказка?
Дети: Сказка о царе Салтане.
Ребята, скажите пожалуйста Без чего не может быть сказка? (Без чудес, волшебства) Чтобы попасть в сказку нужно заглянуть в сказочную шкатулку со сказками. Вот кажется в этой шкатулке и живёт нужная нам сказка.
Воспитатель её достаёт и открывает лежат лишь карты Проппа.
-Не пойму, что за такое, где сказка и что это за непонятные картинки.
Ой кажется я потеряла ее Где же чудеса?
- Что же делать? Ребята помогите найти сказку и вернуть все чудеса в шкатулку, одна я не справлюсь. я не справлюсь да и испытания на пути могут встретиться.
Воспитатель:
- Ребята вы поможете мне вернуть сказку? (да)
- Ребята, а вы помните как называются эти картинки? Мы с ними уже знакомились.
- карты Проппа!
Ответы детей о том, что такое карты Проппа:
- эти карточки, как схема помогают вспомнить и восстановить сказку от начало до конца?
- Я думаю их надо взять с собой (да)
Воспитатель:
- А кто помнит на каком транспортном средстве передвигались по сказке главные герои?
На экране появляются картинки с лодкой самолётом, кораблём, такси и т. п.)
(Камандный ответ).
- Правильно это древнерусский корабль. А вот и он, занимайте места на корабле, мы отправляемся в плавание. (Анимация корабля, штурвала, острова).
- Путешествовать по сказке без карты, гиблое дело, На право пойдёшь, на лево. Вот, у меня есть карта (Острова на карте обозначены символическими знаками соответствующие тематики заданий).
Воспитатель
А вот и наша первая остановка «Театральная»
- Посмотрите, а вот и остров (Островок «Театральный»)
-Обычно у каждого острова есть название, как бы вы назвали это островок, глядя на эмблему острова( «Театральный»).
- Ну раз это театральный остров, давайте попробуем вспомнить с чего начинается наша сказка. Командный ответ.
- А мы не зря взяли с собой карты Проппа теперь давайте попробуем выбрать из карт Проппа, подходящую для нашей сказки и для той ситуации, с которой всё начинается. («Жили- были»).
-Мы нашли с вами начало сказки и помогла нам в этом карта «Жили- были». Давайте вывесим карту Проппа на волшебный камень (магнитную доску).
Дети садятся в корабль (слушание музыки шума моря)
2 остров- «Объясни по смыслу» (картинка «Знак вопроса»).
Задание «Фразеологизмы» (как в передаче «Где логика»)
- Ребята мы приплыли на второй остров, давайте вспомним,что же случилось в нашей сказке далее.
В синем небезвёзды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идёт, Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там не по дням, а по часам.
Воспитатель:
- Ребята, а вам в этом отрывке никакое выражение не показалось интересным. (ответы- фразеологизм (переносный смысл). Давайте постараемся задуматься не только о том, что оно означают, но и почему их так говорят).
- А где мы с вами часто используем фразеологизмы? (в пословицах и поговорках).
-Я предлагаю поиграть в игру «Угадай пословицу».
«Хлеб – всему голова»
«Язык- душа народа»
«Яблоко от яблони- не далеко упало»
«Слово не воробей вылетит – не поймаешь»
«Сказка-ложь, а в ней намек, добрым молодцам-урок»
- Мы вспомнили пословицы и поговорки и даже отрывок из сказки и теперь задача – выбрать карту Проппа для восстановления сказки. («Особое обстоятельство»).
Садятся в корабль, продолжают путь. (шум моря или отрывок из сказки «Ветер по морю гуляет и корабль подгоняет…»
3остров «Музыкальный» (с чудесами «Помощь друга- помощника», «Достижение цели», «Новый облик».
Муз. Музыка тоже может рассказывать сказки, но не словами, а звуками – ласковыми, добрыми, тревожными, таинственными, если проследить, как меняется окраска музыки, ее настроения, то становится понятным, о чем говорится в сказке.
Какую музыкальную сказку мы с вами слушали?
(«Сказка о царе Салтане») Как по-другому она называется (опера) Что такое опера? (музыкальный спектакль где люди поют)
Муз. Руководитель: Сегодня мы еще раз вспомним оперу «Сказка о царе Салтане». Ребята скажите мне пожалуйста кто же сочинил музыку к этой опере?
Дети: Николай Андреевич Римский Корсаков.
М. Р. Кто же такой Н. А. Римский Корсаков?
Дети: великий русский композитор, музыкальный сказочник.
М. Р. Какие ещё оперы он создал по каким сказкам?
Дети: Он создал не только эту оперу, а также оперы по сказкам «Снегурочка», «Золотой петушок», «Кощей бессмертный» и другие.
М. Р. Римский-Корсаков наиболее яркий сказочник среди всех русских композиторов. Но давайте вернемся к опере «Сказка о царе Салтане».
Мы с вами на занятиях уже знакомились с оперой, прослушали несколько фрагментов и сейчас для вас музыкальные загадки.
Итак, слушаем музыкальный фрагмент и вспоминаем название. (ответы детей)
Правильно, «Белка» (на экране ил-ия «Белка»). В волшебном городе Леденце было три чуда. Первое из них – белка.
М. р. Ребята, какая музыка по характеру?
Дети: Музыка белочки очень светлая, прозрачная, хрупкая.
М. р. В этой музыке композитор рассказал не о том, как белочка прыгает с ветки на ветку, а о том как она поет. А какую песенку она поёт?.
Дети: русскую народную песню «Во саду ли в огороде».
М. Р. Как вы думаете на каких инструментах можно исполнить эту песню?
Дети: на народных.
М. Р. Правильно, молодцы. А какие оркестры мы с вами уже знаем?
Дети: народный оркестр и симфонический
Ребята разбирайте муз инструменты и исполним р. н. п. «Во саду ли в огороде»
(дети исполняют р. н. м. : «Во саду ли в огороде»)
М. р. А остальные дети будут выполнять знакомые русские танцевальные движения.
М. р. А мы слушаем следующий муз. фрагмент (ил-ия «Тридцать три богатыря»)
М. Р: Второе чудо «Сказки о царе Салтане» – тридцать три богатыря во главе с дядькой Черномором. Море вскипает, бушует, плещет и постепенно из него появляются богатыри. Какая музыка? (мужественная, торжественная, сильная, храбрая, яркая) Богатыри постепенно выходят из моря, они сильные и мужественные защитники города.
Они идут из моря строем, как будто маршируют. Музыка у богатырей похожа на марш. А что такое марш? (музыка, под которую хорошо шагать) А у белочки музыка похожа?
(на песню) Какие еще музыкальные жанры вы знаете? (танец) Сколько всего музыкальных жанров? ( три: песня, марш, танец)
Муз. Руководитель: Ребята, а какое самое яркое чудо в волшебном городе? (Царевна-Лебедь) Правильно, самая прекрасная Царевна-Лебедь
Продолжаем слушать музыку и еще один муз. фрагмент
М. р. Прозвучала грациозная сказочная музыка, как она называется? И какая по характеру?
Дети: Мелодия плавная, напевная, ласковая. (ил-ия Царевна-лебедь)
М. Р. : Третье чудо волшебного города Леденца – прекрасная Царевна-лебедь.
М. р. Царевна эта необычная, волшебная, это и человек, и птица лебедь.
А кем же была царевна лебедь для князя Гвидона
Дети: помощником
М. Р. выбери одну из подходящих карт Проппа.
Карта «Друг – помощник»; «Достижение цели»
- Давайте, послушаем ещё один отрывок из оперы “Сказка о царе Салтане” и постараемся угадать, кого изобразил в своей музыке композитор? (Звучит “Полет шмеля”).
1. На что похоже звучание музыки? (На жужжание шмеля)
2. Давайте вспомним, в каком отрывке сказки появляется этот знаменитый шмель? (Гвидона одолела тоска по родному батюшке-царю. Сжалилась над ним царевна-лебедь, обрызгала с ног до головы морской водой, превратила в шмеля). И полетел счастливый царевич-шмель на родную землю.
3. Какая музыка по характеру? (Радостная, стремительная, свободная).
4. Какой оркестр исполняет этот отрывок оперы? (народный или симфонический)
5. Чему так радуется шмель-Гвидон? (Наконец-то, увидит отца.)
6. Соответствует ли характер музыки тексту?
(Соответствует. Сначала музыка звучит громко, потом всё тише, потому что шмель улетает вдаль, догонять корабль. Потом внезапно музыка исчезает, шмель “забился в щель”
7. К какой карте подходит этот отрывок из сказки?
Карта «Новый облик»
Муз. Руководитель: Теперь, когда вы вспомнили сказку и послушали отрывки из оперы «Сказка о царе Салтане». Скажите, что вам больше всего понравилось? Какой эпизод сказки вам запомнился? Какой из персонажей вам показался наиболее ярким? Какая музыка его сопровождала? Хотели бы вы прослушать сказку в концертном зале с «живой» музыкой, то есть с настоящим симфоническим оркестром и оперными певцами, артистами?
4 остров «Тут и сказке конец, а кто слушал молодец!» («Счастливй конец» «Мораль»)
- Ну вот мы и добрались до последнего пункта на карте. Обратите внимание, на
3. Заключительная часть. Рефлексия.
Дети садятся на корабль и возвращаются в Д/с.
- Дети, сегодня вы придёте домой и о чем вы сможете поделиться со своими родителями? Какими знаниями? Спасибо вам дорогие ребята, что помогли мне собрать сказку.
Вопросы детям.
1 Какую сказку мы сегодня вспоминали?
2 Кто ее автор?
3 Почему вы думаете это сказка, а не рассказ?
4 Без чего не может быть сказки?
5 Какие герои в этой сказки были положительными, а какие нет?
6 Почему?
7 Чему нас эта сказка может научить? (Доброте, взаимовыручке.) А так же можно сделать вывод. Тайное всегда становится явным. И любой обман будет раскрыт.