Елена Карпова
Сценарий литературной викторины «Калейдоскоп сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Литературная викторина «Калейдоскоп сказок»
Цели:
- автоматизация и дифференциация звуков «Л», «Р» в самостоятельной речи
- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия
- формирование выразительности речи
- развитие внимания, памяти, логического мышления
- привитие детям интереса к чтению
- формирование умения действовать в коллективе сверстников
- формирование познавательного интереса через использование ИКТ
Оборудование:
Публикация «Сценарий литературной викторины „Калейдоскоп сказок“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Литературные викторины и конкурсы
- Сказки. Викторины, интеллектуальные игры по сказкам
- Сценарии по сказкам
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Ноутбук, проектор, экран, мультимедийная презентация «Калейдоскоп сказок», таблички с названием команд «Лалики» и «Рарики», призовые жетоны «колобки», указка, костюм Феи – ведущей, сладкие призы.
Предварительная работа:
- распределить детей по двум командам
- приготовить призовые жетоны
- провести предварительное чтение с детьми различных сказок
- организовать в группе выставку книг со сказками
Ход викторины
Слайд 1.
(Название викторины, музыкальное сопровождение –заставка к тв. передаче «В гостях у сказки».)
- Здравствуйте, ребята. (Ведущий – воспитатель в костюме Феи.) Сегодня мы с вами проведём литературную викторину «Калейдоскоп сказок», которая покажет не только как вы хорошо знаете русские и зарубежные сказки, но и то, как правильно и красиво вы умеете произносить сложные звуки «Л» и «Р».
Слайд 2.
(На фоне дворца – печальный царь и улетающая в ступе Баба-яга, музыкальное сопровождение – зловещий, коварный смех.)
- Представьте, что мы попали в волшебную страну сказок, которой правит добрый царь, а там случилась беда, Баба-яга украла солнышко с неба, и все сказки стали не цветные, а серые, мрачные и печальные. Давайте поможем вернуть солнце в страну сказок, ответим на вопросы викторины.
Слайды 3, 4.
(Названия команд «Лалики» и «Рарики», музыкальное сопровождение – весёлая мелодия.)
- Участвовать в викторине будут две команды. Команда «Лалики», она будет стараться правильно произносить в своих ответах звуки «Л» и «Ль». Команда «Рарики» будет отвечать за звуки «Р» и «Рь». За каждое правильно выполненное задание команды будут получать призовые жетоны – колобки. В конце викторины – мы определим команду-победителя. Итак, в добрый путь!
Слайд 5.
( Предметные картинки: джунгли, медведь Балу, волк Акела.)
- Первое задание викторины – узнать сказку по подсказкам (для команды «Лалики»; дети называют картинки – подсказки и угадывают сказку «Маугли» и получают призовой жетон -колобок; дополнительный призовой жетон можно получить, если назвать автора сказки – Р. Киплинг)
Слайд 6.
( Предметные картинки: пёс Артемон, Пьро, Карабас.)
- Первое задание викторины – узнать сказку по подсказкам (для команды «Рарики»; дети называют картинки – подсказки и угадывают сказку «Золотой ключик или приключения Буратино», получают жетон - колобок; дополнительный призовой жетон можно получить, если назвать автора сказки – А. Толстой)
Слайд 7.
( Предметные картинки: колобок, Золушка, Незнайка, Белоснежка.)
- Второе задание викторины – кто лишний? (Для команды «Лалики»; дети называют картинки и определяют лишнего героя, в названии которого нет звука «Л», это Незнайка и получают призовой жетон - колобок; дополнительный призовой жетон можно получить, если назвать автора сказки – Н. Носов.)
Слайд 8.
( Предметные картинки: Мойдодыр, Страшила, Дюймовочка, Бармалей.)
- Второе задание викторины – кто лишний? (Для команды «Рарики»; дети называют картинки и определяют лишнего героя, в названии которого нет звука «Р», это Дюймовочка и получают призовой жетон - колобок; дополнительный призовой жетон можно получить, если назвать автора сказки – Г. Х. Андерсен.)
Слайд 9.
( Предметные картинки: Маугли, ласточка, Чиполлино, Айболит, Малыш, Золушка и две лодочки: синяя и зелёная.)
- Третье задание викторины – «Л» или «Ль»? (Для команды «Лалики»; дети называют картинки и определяют твёрдый звук в названии или мягкий, в какой лодочке поплывёт сказочный герой, если звук «Л», то в синей (обозначениетвёрдых согласных звуков, если звук «Ль», то в зелёной (обозначение мягкихсогласных звуков) и получают призовой жетон – колобок.)
Слайд 10.
( Предметные картинки: Буратино, крокодил, черепаха, Ариэль, Карлсон и коза Дереза и два воздушных шара: синий и зелёный.)
- Третье задание викторины – «Р» или «Рь»? (Для команды «Рарики»; дети называют картинки и определяют твёрдый звук в названии или мягкий, на каком воздушном шаре полетит сказочный герой, если звук «Р», то на синем (обозначениетвёрдых согласных звуков, если звук «Рь», то на зелёном (обозначение мягкихсогласных звуков) и получают призовой жетон – колобок.)
Слайд 11.
( Предметные картинки: лисичка со скалочкой, мальчик-с-пальчик, летучий корабль, Айболит, царевна-лягушка и паровозик с тремя вагонами.)
- Четвёртое задание викторины – «Определи место звка «Ль» в словах» (для команды «Лалики»; дети называют картинки и определяют место звука «Ль» в слове: начало, середина или конец и называют соответствующий вагон и получают призовой жетон – колобок.)
Слайд 12.
( Предметные картинки: Чебурашка, Рапунцель, маленькая разбойница, Дядя Фёдор, Снежная Колролева и паровозик с тремя вагонами.)
- Четвёртое задание викторины – «Определи место звка «Р» в словах» (для команды «Рарики»; дети называют картинки и определяют место звука «Р» в слове: начало, середина или конец и называют соответствующий вагон и получают призовой жетон – колобок.)
Слайд 13.
( Предметные картинки: Чиполлино, Айболит и Великан на фоне острова с тремя пальмами.)
- Пятое задание викторины – «Кто лишний (по количеству слогов)» (для команды «Лалики»; дети называют сказочных персонажей и определяют, кто из них может жить на острове с тремя пальмами, у кого в названии три слога, определяют лишнего героя и получают призовой жетон – колобок.)
Слайд 14.
( Предметные картинки: пират, царь, рыцарь на фоне морского пейзажа и корабля с двумя парусами.)
- Пятое задание викторины – «Кто лишний (по количеству слогов)» (для команды «Рарики»; дети называют сказочных персонажей и определяют, кто из них может плыть на корабле с двумя парусами, у кого в названии два слога, определяют лишнего героя и получают призовой жетон – колобок.)
Слайд 15.
( Предметные картинки: Бабки-ёжки, музыкальное сопровождение - частушки Бабок-ёжек из мультфильма «Летучий корабль».)
- Лалики и Рарики, давайте немного отдохнём, повеселимся и потанцуем вместе с задорными Бабками-ёжками и их весёлыми частушками (дети по образцу ведущего и самостоятельно танцуют русский народный танец).
Слайд 16.
( Предметная картинка: Малыш, и три звуковые схемы.)
- Шестое задание викторины – «Подбери звуковую схему» (для команды «Лалики»; дети подбирают звуковую схему для слова «Малыш» и получают призовой жетон – колобок; можно получить дополнительный жетон, если назвать автора сказки – А. Линдгрен).
Слайд 17.
( Предметная картинка: репка, и три звуковые схемы.)
- Шестое задание викторины – «Подбери звуковую схему» (для команды «Рарики»; дети подбирают звуковую схему для слова «репка» и получают призовой жетон – колобок; можно получить дополнительный жетон, если назвать автора сказки – русский народ).
Слайд 18.
(Предметные картинки, соединё нные стрелками по парам: колобок и лиса, Чиполлино и принц Лимон, Золушка и хрустальная туфелька.)
- Седьмое задание викторины – «Составь предложения» (для команды «Лалики»; дети составляют предложения по двум опорным словам и получают призовой жетон – колобок; дополнительный жетон можно получить, если предложения будут распространённые, с большим количеством определений).
Слайд 19.
(Предметные картинки, соединё нные стрелками по парам: принцесса и дворец, Карлсон и варенье, Крокодил Гена и гармошка.)
- Седьмое задание викторины – «Составь предложения» (для команды «Рарики»; дети составляют предложения по двум опорным словам и получают призовой жетон – колобок; дополнительный жетон можно получить, если предложения будут распространённые, с большим количеством определений).
Слайд 20.
(Сюжетные и предметные картинки к текстам скороговорок)
- Восьмое задание викторины – «Повтори скороговорки» (для команды «Лалики»; представители команды громко, чётко, выразительно и в быстром темпе повторяют за ведущим сказочные скороговорки и получают призовой жетон – колобок).
• Колдун наколдовал Коле клад.
• Лилипуты пили волшебные пилюли и смогли одолеть великана.
• Гуси-лебеди летели и на воду плавно сели.
Слайд 21.
(Сюжетные и предметные картинки к текстам скороговорок.)
- Восьмое задание викторины – «Повтори скороговорки» (для команды «Рарики»; представители команды громко, чётко, выразительно и в быстром темпе повторяют за ведущим сказочные скороговорки и получают призовой жетон – колобок).
• Пирату и брат не брат, на то он и пират.
• Страшила, Дровосек и Трусливый лев добрались до Изумрудного города.
• Папа Карло продал куртку и купил для Буратино букварь.
Слайд 22.
( Предметная картинка: Буратино и текст скороговорки.)
- Ребята, давайте выполним последнее задание викторины, общее для Лаликов и Рариков. Произнесём скороговорку про Буратино, в которой нужно правильно произносить оба звука «Л» и «Р».
• Из полена Папа Карло
• Буратино смастерил.
• Неприятностей немало
• Папа Карло пережил!
- А теперь давайте подсчитаем количество призовых жетонов – колобков и определим, какая команда лучше знает сказки.
Слайд 23.
(На фоне дворца – пропадают дождевые тучи, прилетают бабочки и появляется солнышко, музыкальное сопровождение – заставка к ТВ. передаче «В гостях у сказки».)
- Ребята, вы все сегодня – молодцы и помогли солнышку вернуться в сказочную страну! Поскорее учитесь читать, чтобы познакомиться с новыми замечательными сказками. Все вы награждаетесь сладкими призами. До новых встреч!