Елена Бородулина
Конспект НОД в подготовительной группе «Зелёные паруса лиственниц. Линдуловская роща»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
в подготовительной группе детского сада
Образовательные области:
Познание, коммуникация, здоровье, социализация.
Тема:
«Зелёные паруса лиственниц»
Разработала воспитатель ГБДОУ №52 Приморского района Санкт-Петербурга
Бородулина Елена Анатольевна
Май 2014
Задачи:
Обучающие :
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Зелёные паруса лиственниц, Линдуловская роща“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Хвойные деревья. Изучаем ели, сосны, кедры
- Хвойные, ель, сосна. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Закрепить знания детей о растениях родного края, уточнить представления о зависимости роста растений от внешних условий, познакомить с особенностями лиственницы, учить отличать её от других деревьев, узнавать на улицах города, в скверах и парках.
Развивающие:
Развивать воображение детей, память, внимание, наблюдательность, мышление, расширять кругозор.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к природе, уважение к труду наших предшественников, гордость за свою страну. Вызвать желание растить деревья, оберегать природу.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, фотографий с видами природы наших мест, репродукций картин русских художников «Утро в сосновом лесу», «Корабельная роща» И. И. Шишкина и др. ; чтение рассказов о деятельности Петра Первого (книга «Детский мир и хрестоматия» стр. 272,248);
знакомство с географическим положением нашей страны, близостью моря; узнавание пород деревьев по листьям и плодам, по коре; рассматривание макета парусника, открыток с изображением парусников;
уход за огородом на подоконнике.
Материалы: веточка лиственницы, шишки лиственницы, модель парусника, оборудование для показа слайдов, карта России, карта Ленинградской области, портрет Петра Первого, лесные пейзажи наших мест, карточки с моделями (свет, тепло, влага, почва).
Ход образовательной деятельности:
Вводная часть:
Дети сидят полукругом. В середине на столе – веточка лиственницы и модель парусника. На стене карта России и виды природы наших мест.
Воспитатель:
Посмотрите, пейзажи каких стран, мест здесь изображены? (ответы детей)
Да, мы с вами здесь живём. Эти места очень красивы, а мы порой не замечаем этой красоты, не ценим её.
Основная часть:
Посмотрите, что я держу в руках. (Ветка лиственницы). Что о ней можно сказать? (ответы детей).Погладьте тёплую неколющуюся хвойную лапку.
Такое впечатление, что это звериная шёрстка.
Как вы думаете, что общего между этой веткой и парусником? (ответы детей).
Если трудно догадаться, взгляните на этот портрет (Портрет Петра Первого).
Догадались? (ответы детей). Из лиственницы делали мачты для кораблей.
Её древесина не гниёт в воде, тяжёлая, смолистая, крепкая. Её называют «северным дубом».
Лиственница очень светолюбива. Сосна, например, и ночью растёт. А лиственница в это время суток как будто засыпает. Но растёт очень быстро, обгоняет другие породы. Лиственница не боится мороза. Переносит -60 градусов. А живут лиственницы 500 лет.
Показ слайдов на большом экране.
( Слайд 1: Лиственница.)
А сейчас встаньте и возьмитесь за руки по двое, как можно шире растяните руки. Вот такая толщина ствола у взрослой лиственницы. Впечатляет! Высота примерно с 9-этажный дом.
Присаживайтесь на места. Лиственница хочет рассказать нам одну удивительную историю из своей жизни. Назовём её так: «Лесной знатель».
Лиственница зовёт нас в путешествие.
Почти три века назад царский гонец спешил в небольшой немецкий городок.
( слайд 2: Гонец)
Он вёз пакет Государственной адмиралтейской коллегии немецкому формейстеру (лесничему) герру Фокелю. О, это известный «лесной знатель»!
Россия создавала флот. Лиственница подходила для этой цели как нельзя лучше. И герр Фокель приглашался в Санкт-Петербург «для создания касающихся до мореплавания лесов». Фокель не заставил себя долго ждать.
У какого же лесничего не дрогнет сердце от такого приглашения – сажать лес! Он приехал.
Фокель не сразу отыскал место для лиственничной корабельной рощи. И состав почвы надо было учесть, и рельеф, и главное, количество солнечного света. И семена нужны были надёжные, жизнестойкие, не заграничные, а с деревьев русского севера. Герр Фокель отправился в Архангельские леса (обратиться к карте).
Путешествие за семенами было долгим и трудным.
( Слайд 3: «Знатель» в Архангельских лесах).
Местные чиновники дивились: чудодей, не в себе этот «знатель». Иностранный вроде бы господин, кафтан из отменного сукна, парик напудренный, пряжки на башмаках серебряные, а бродит по тайге, шишки с деревьев сшибает.
(Предложить детям походить по группе, как будто по тайге, перешагивая через препятствия, найти и рассмотреть шишки лиственницы).
Каждую шишечку рассматривает, как чудо заморское. Подумать только: лиственницу возле Петербурга удумал сажать! Когда он, лес-то, будет? Кто его увидит?
Но герр Фокель шёл к своей цели от этих «малых дел». Он знал, что не увидит корабельной рощи. Но он вверил деревьям душу. И мы благодарны ему за это.
(Дети садятся на стулья)
От города Архангельска было привезено семя. Думал лесовод, как лучше прорастить семена. В маленькие плоские корытца посеял он их, перемешав с доброй землёю (не глубже трёх пальцев) и попрыскивал водою. Ночью в холодные вечера прикрывал их, а в тёплую погоду открывал. Эти советы не утратили своего значения до сих пор.
Наверное, у многих есть дачи, и родители сами выращивают рассаду.
- Что нужно растениям для роста? (хорошая почва, свет, тепло, влага) (ответы детей). Показать карточки с моделями.
Герр Фокель аккуратно записывал свои советы, наблюдения.
Напрасно над ним посмеивались как над чудаком.
В 60 километрах от Санкт-Петербурга, неподалёку от берега Финского залива сегодня можно любоваться Линдуловской рощей, дивным неповторимым памятником прошлого, творением лесного «знателя».
-Как его звали? (герр Фокель).
Высоченные прямоствольные деревья.
( Слайд 4: Большие могучие деревья.)
Стволы в два обхвата. ( Слайд 4: Человек пытается обхватить дерево).
Каждое дерево тут на учёте. Имеет паспорт, как человек.
( Слайд 5: Табличка на дереве)
Дата рождения -1738 год. Адрес : Ленинградская область. А посёлок, что раскинулся неподалёку, назвали …) Рощино.
Любая лиственница, посаженная 2,5 века назад,- готовая корабельная мачта. Припушённые снегом кроны напоминают паруса, ждущие вольного ветра
(Слайды - роща в наши дни : деревья, муравейники, грибы, речка, люди в роще).
Заключительная часть.
Туда можно поехать вместе с родителями в выходной день. Давайте подойдём к карте и сами всё посмотрим.
(Обратиться к карте Ленинградской области, посмотреть маршрут. Примерно час на электричке от Финляндского вокзала).
Расскажите дома своим родителям об этой прекрасной роще. Вдруг они не знают.
-Какие деревья там растут? Каковы особенности лиственницы? (светолюбива, морозостойка, живёт 500 лет, очень твёрдая древесина (называют «северным дубом», где используется)
-Кто задумал корабельную рощу? Зачем?
-Кто её создал? Как? (ответы детей)
Мы ещё продолжим разговор о лиственнице. Её называют деревом о двух лукошках. Узнаем, почему. А сейчас я благодарю вас за ваше внимание и старание, за вашу любознательность.