Елена Ткачева
Летняя экскурсия для детей разновозрастной группы «Прогулка к реке»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: Закрепить знания детей о значении воды в жизни человека, растений, животных; о том, что вода-это «дом» для рыб, растений и животных; о необходимости охраны водных ресурсов; о правилах безопасности у воды.
Ход экскурсии:
Педагог (П): Сегодня мы с вами отправимся на прогулку, а куда вы узнаете, если отгадаете загадку.
Из ручейков, возник поток
Воды живой и пресной.
Шумна, быстра она весной,
Широка, глубока,
Льдом покрывается зимой,
Зовут ее. (Река)
Правильно, мы отправляемся к реке.
Публикация «Летняя экскурсия для детей разновозрастной группы „Прогулка к реке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Летние прогулки и наблюдения
- Лето
- Реки и озера
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
Придя к реке, педагог задает детям вопрос о том, знают ли они, как называется наша река.
Дети: Река – Чёрная Калитва
П: А вы знаете, как появляются реки?
Педагог рассказывает, как рождаются реки.
Просачиваясь сквозь почву, дожди и талые воды достигают плотных пород, которые не пропускают воду. Слои земли, лежащие на них, пропитываются водой, как губка. Так образуется водоносный слой. Вода под землей может образовывать настоящие озера и реки. Если в лесу или долине вы увидите маленький ручеек, отнеситесь к нему с уважением – возможно перед вами будущая могучая река. Чаще всего в образовании реки участвуют родники, подземные воды, а так же осадки. На поверхности почвы вода прокладывает себе дорогу, небольшие бороздки, по которым она и стекает. Объединяясь, маленькие потоки сливаются в ручей, где вода течет уже постоянно. Ручьи объединяются в реку, которая впадает в другую, более крупную реку либо море.
Рассматривают берега нашей реки.
П: Какие берега?
Д: Крутые, есть места, покрытые песком, травкой.
П: А наша река, какая?
Д: Наша река – быстрая, длинная, бывают водовороты, не очень широкая и др.
П: Как вы думаете вода в реке сейчас теплая или холодная? Почему? Обращает внимание детей на цвет, прозрачность воды.
П: А можно ли пить воду из реки?
Д: Нет.
П: Почему? (Ответы детей)
Педагог делает вывод о том, почему нельзя пить воду из реки, потому что она не прошла очистку.
П: Ребята, а вы знаете, кто живет в реке? Я вам буду загадывать загадки, а отгадки помогут нам узнать, кто живет в реке.
1. Кто это сидит на берегу?
Как зовут эту кваку?
Зелёную толстушку,
Зовут её ….(лягушка)
2. Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой. (рыбка)
3. Кто гуляет по травинке,
Домик свой несет на спинке?
С виду дом, как пирамидка,
А хозяйка в нем. (улитка)
4. Есть такой на свете жук —
Может в воду прыгнуть вдруг.
Но не тонет жук-храбрец,
Плыть умеет. (плавунец)
П: А еще здесь растут растения, которые без воды жить не могут, попробуем их отгадать?
1. На речке стоит он
Зелёной стеной,
И ветер шумит в нём ненастной порой.
Растёт он, защита и дом лягушат,
Они в его чаще укрыться спешат. (камыш)
2. На реке и у пруда
Её вы встретите всегда.
Это не лягушка,
Камыша-подружка. (осока)
3. Белая чашка на зелёном блюдце по реке плывёт. (кувшинка)
П: А в нашей реке водятся рыбы? Какие? Как называются рыбы, которые водятся в реке?
Д: Водится щука, плотва, окунь, налим, сом и др. Рыбы – речные.
П: Еще рядом с водой живут насекомые, которых мы не назвали, давайте вспомним? (Ответы детей: Стрекоза, бабочки)
Все эти животные: насекомые, рыбы, растения не могут жить без воды и друг без друга. Дикие утки, цапли ловят рыб, лягушек. Лягушки едят улиток, комаров. Рыбы – водоросли, растения. Река - это сообщество, где все друг другу нужны: и растения, и животные. В природе все взаимосвязано.
П: Давайте сейчас тихо постоим, посмотрим на реку, послушаем звуки.
П: Ребята, какой свежий воздух, как легко дышится, как прохладно у воды – все это приносит пользу для нас с вами, для нашего здоровья. Приятно и полезно искупаться в реке. Все должны знать правила поведения у воды:
Нельзя приходить к воде… Без взрослых.
Нельзя заходить купаться на глубокое… Место.
Нельзя купаться в незнакомых… Местах.
Нельзя купаться в местах, где купание…Запрещено.
Нельзя купаться сразу после…Еды.
Нельзя купаться после долгого загорания…На солнце.
Ребята, соблюдайте и не забывайте эти правила.
П: Могут ли реки болеть? Чем? И почему? А почему вода в реках становится грязной? Река Чёрная Калитва чистая река? Как сделать реку чистой?
Д: Люди бросают мусор в реку, сливают грязь, поэтому река становится грязной, в ней появляются водные растения, которые делают реку грязной. Летом река зарастает водорослями. Реку нужно беречь, не бросать в неё мусор.
П: Вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Вода добрый друг и помощник. Ребята, давайте беречь воду всегда и везде, потому, что без воды невозможна жизнь.
П: Ребята, я приглашаю вас поиграть с водой.
Игры опыты
Переливаем - измеряем
Для этой игры понадобятся ёмкости различные по величине и из разных материалов (надувной шарик, пластиковая бутылка, прозрачный целлофановый пакетик, резиновая перчатка и др.). Задача переливать из одной посуды в другую. В процессе этой игры ребёнок получает представления о свойствах воды: принимать форму сосуда, прозрачности, а также о понятии объём.
Кораблик
Для этой игры понадобится бумажный кораблик. Запускаем кораблик в воду, наблюдаем за ним, помогаем плыть (дуем на него). Можно посадить на корабль "пассажиров", устроить кораблекрушение и всех спасти.
Бульки
Здесь нужна трубочка от сока и стакан с водой (наполненный до половины). Необходимо дуть в трубочку до появления "булек. " Ребёнок не только получает представление о понятии газообразные вещества (это как раз те самые бульки от нашего дыхания, но и занимается дыхательной гимнастикой.
Пенное облако
В тарелочку или небольшой тазик налить воды и добавить шампунь или жидкое мыло, размешать. Взять трубочку от сока, опустить один конец в полученную смесь, а в другой дуть. Появляется очень красивое пенное облако.
Цветная вода
Берем акварельные краски, кисти, прозрачные стаканчики (количество по желанию). Наливаем в стаканчики воду и с помощью кисти добавляем туда краску одного цвета. Наблюдаем как меняется окраска в стакане. Предложите ребенку поэкспериментировать и смешать с водой не один цвет, а два или три.
Тонет - не тонет
Очень хорошая игра -эксперимент для изучения свойства воды и различных предметов. Необходимо просто брать предметы из разных материалов (бумага, перо, палочка, ткань, деревяшка, вилка, камешек и т. д.) и бросать их в воду. Наблюдаем как ведут себя эти предметы и делаем выводы.
Растворяется или не растворяется
Попробовать добавить в стакан с водой разные жидкости (молоко, сок, подсолнечное масло и др., порошки (соль, сахар, кофе, песок и др., твердые предметы (мыло, сахар, камешек и др.). Наблюдаем, делаем выводы о растворимости различных веществ в воде.
Сокровища пиратов
На дно тазика, ванны или бассейна положите различные предметы (камешки, бусинки, ракушки, пуговицы). Задание: достать со дна "сокровища пиратов" разными способами (руками, ногами, совочком, ситечком и др.).
2 вариант игры
Взять несколько игрушек (которые тонут). Пусть ребенок рассмотрит их и бросит в воду. Дальше с завязанными глазами малыш ищет игрушку и отгадывает что это.
Льдинки
Для этой игры понадобится заранее приготовленный лёд (по желанию добавить в воду краски и он получится цветным).
Посмотреть как лед тает на ладошке и снова превращается в воду. Опустить льдинки в воду и понаблюдать,что с ними происходит. Попытаться поймать их и посмотреть как они изменились.
Выжми губку
Для этой игры понадобятся разноцветные губки для мытья посуды, а лучше ещё и разной формы и размерами. Ребенок мочит в воде губку, и отжимает в другую емкость, постепенно наполняя её.
П: Ребята, вам понравились игры с водой? Это интересно и весело!
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду ее найдете,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
П: Ребята, наша прогулка завершена.