Оксана Рязанова
Лего-проект
▼ Скачать + Заказать документы
Если ребёнок в детстве не научился
творить, то и в жизни он будет
только подражать и копировать»
Л. Н. Толстой.
Тип проекта по целевой установке - информационно – практико - ориентированный
Тип проекта по продолжительности - длительный
Срок реализации – ноябрь 2016 года
Тип проекта по количеству участников – групповой
Участники – воспитатели, дети, родители
Актуальность:
Публикация «Лего-проект» размещена в разделах
- Лего, LEGO. Проекты
- Лего. Конструктор LEGO
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. Благодаря разработкам компании LEGO и FUN S BOT на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов. Однако в дошкольном образовании опыт системной работы по развитию технического творчества дошкольников посредством использования робототехники отсутствует. Кроме того, актуальность Лего-технологии и робототехники значима в свете внедрения ФГОС, так как:
- являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (познание, коммуникация, труд, социализация);
-позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
-формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
-объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
На сегодняшний день, LEGO- конструкторы активно используются воспитанниками в игровой деятельности. Идея сделать LEGO- конструирование процессом направляемым, расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников, за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству легла в основу нашего инновационного проекта.
Цель: Развитие технического творчества и формирование научно – технической ориентации у детей старшего дошкольного возраста средствами конструктора лего и робототехники.
Гипотеза: систематические, планомерные и целенаправленные занятия с конструктором ЛЕГО способствуют формированию творческих и интеллектуальных способностей детей.
Задачи:
1. Формировать первичные представления о конструировании, ее значении в жизни человека;
2. Приобщать к научно – техническому творчеству: развивать умение постановки технической задачи, сбирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;
3. Развивать продуктивную (конструирование) деятельность: обеспечить освоение детьми основных приёмов сборки;
4. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
5. Формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре).
Планируемые результаты реализации проекта
1. Определять, различать и называть детали конструктора,
2. Конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.
3. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;
5. Уметь работать по предложенным инструкциям.
6. Умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
7. Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью воспитателя;
8. Уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.
9. Уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Основные формы работы с детьми:
1. Конструирование по образцу – предложение детям образцов построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов.
2. Конструирование по условиям – не давая детям образца постройки, рисунков и способов возведения, определять лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые подчеркивают практическое назначение.
Также для обучения детей LEGO-конструированию мы используем разнообразные методы и приемы.
Методы Приёмы
Наглядный Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.
Информационно-рецептивный Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка.
Репродуктивный Воспроизводство знаний и способов деятельности ( форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)
Практический Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.
Словесный Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.
Проблемный Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов, самостоятельное их преобразование.
Игровой Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
Частично-поисковый Решение проблемных задач с помощью педагога.
Модель реализации проекта:
Мною подобран методический инструментарий:
•презентации, стихи, раскраски
•подборка художественной литературы по ЛЕГО конструированию
•конспекты занятий, бесед, досугов и развлечений;
•цикл схем.
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Лего – уголок.
2. Наглядный материал:
- схемы;
- презентации;
- плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, раскраски.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОЕКТУ:
1. Папки-передвижки «Все о Лего»
2. Беседы с родителями «LEGO-конструированию через организацию активных форм работы с детьми»
3. Консультации для родителей «Значение LEGO – конструирования в развитии детей в ДОУ»;
4. Памятка для родителей «Играем в Лего дома»
5. Фотовыставка «Мы играем в ЛЕГО»
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
1. Дети должны получить элементарные представления и знания о конструкторе ЛЕГО.
2. Обогащение словарного запаса детей.
3. Развитие интереса к ручному труду, желания придумать и сделать оригинальную поделку своими руками.
4. Создание и преобразование предметно-развивающей среды группы, применение знаний и умений в игровой деятельности, создание игровых макетов, различных персонажей и прочих атрибутов для игр.
5. Оптимизация сотрудничества с родителями, вовлечение родителей в педагогический процесс в ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом.
6. Расширение коммуникативных способностей и приобретение навыков работы в парах и малых подгруппах.
7. Чувство радости от совместного труда, общения, игры.
Этапы работы над проектом
I этап. Подготовительный
1. Выбор темы, её актуальность;
2. Составление плана работы по проекту;
3. Создание условий для реализации проекта «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через LEGO – конструирование»;
4. Накопление информации и материалов по теме проекта:
• Подбор художественной литературы по теме проекта;
• Подготовка наглядного иллюстративного материала (схемы);
• Аудиозаписи;
5. Разработка конспектов, бесед, познавательных и творческих занятий;
6. Запуск проекта (просмотр мультфильмов с сюжетами «История создания конструктора LEGO», беседы, чтение художественной литературы)
II этап. Основной
Период Тема по Лего-конструированию Задачи Образовательная деятельность в режимных моментах (формы и задачи) Организация развивающей предметно-пространственной среды (формы, задачи)
1 неделя Беседы по темам:
1. «Дети мира играют в LEGO».
2. «Удивительное - в истории LEGO».
3. Что означает слово- LEGO
4.«Какие наборы LEGO есть у тебя дома?
- активизировать конструктивное воображение детей;
-создать условия для овладения основами конструирования;
«Что лишнее?»
- развивать внимание и память.
«Построй, не открывая глаз»
- учимся строить с закрытыми глазами, развиваем мелкую моторику рук, выдержку.
«Здравствуйте, это я!», «Я дарю тебе улыбку»
- формировать умение передавать с помощью образных средств языка, эмоциональные состояния;
-развивать коммуникативные навыки.
Конструирование
«Русская печка» из сказки р. н. с. «Гуси-лебеди» - продолжать знакомить детей с конструктивными возможностями различных деталей, используемых для придания формы разных предметов (овальная деталь, полукруг и т. д.);
- формировать чувства симметрии и умения правильно чередовать цвет в своих постройках;
- развивать умения анализировать образец – выделять в нем функционально значимые части (края, основание, называть и показывать детали конструктора, из которых эти части построены.
Чтение р. н. с. «Гуси –Лебеди»
- называть волшебные предметы, после прослушивания сказки.
- учить отгадывать детали конструктора на ощупь.
«Просмотр схем по легоконструированию»
2 неделя Просмотр презентаций и познавательных мультфильмов по теме: «История создания LEGO», «Кто такой – Оле Кирк Кристиансен?», «Превращение пластмассы». Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности.
«Чья команда быстрее построит»
-учимся строить в команде, помогать друг другу;
-развивать интерес, внимание, быстроту, мелкую моторику рук. На прогулке
«Зимний городок»
-закрепить полученные навыки конструирования;
- развивать творческую инициативу и самостоятельность
Конструирование «Кремль» Учить строить забор и башни разной величины из кирпичиков 3х4 и 1х4, соблюдая правила соединения, пользуясь образцом постройки. Закрепить умение создавать крепкие постройки, соблюдая правила соединения кирпичиков. Познакомить детей с историей образования Москвы и московского Кремля. Воспитывать любовь и гордость своей Родиной. Чтение худ. Литературы
«История Кремля» Беседы о России и её столице, виртуальная экскурсия по Москве
3 неделя Чтение и заучивание стихов о LEGO Цель: помочь детям в сборе информации о конструкторе LEGO. Раскрашивание ЛЕГО раскрасок Сюжетно-ролевые игры с конструктором LEGO : Герои LEGO, Автоледи
Конструирование «Кормушка для птиц» -
Закреплять навыки, строить по схемам;
- Учить строить кормушку из лего-конструктора;
-Распределять детали лего-конструктора правильно.
«Найди такую же деталь как на карточке»
- закреплять названия деталей лего-конструктор;
- рассматривание иллюстраций, рассказ о зимующих птицах;
- закрепить знания детей, развивать внимание. «Самая теплая и прочная кормушка»
- закрепить навык конструирования птиц;
-воспитывать доброжелательное отношение к природе.
4 неделя Отгадывание загадок с использованием конструктора LEGO Дать детям основные понятия зимнего пейзажа, вспомнить особенности городских построек;
- Развивать умение передавать форму объекта средствами конструктора. Рассматривание иллюстраций, схем. Сюжетно-ролевые игры с конструктором LEGO : Полиция, LEGO- город
Конструирование
«Новогодние игрушки» Развивать фантазию и воображение детей;
-Закреплять навык скрепления деталей;
-Учит строить более сложную постройку. «Фантазеры»
- развивать фантазию, воображение.
«Зимний праздник –Новый год» - рассматривание фотографий, картин, иллюстраций;
- рассказать детям о новогодних традициях своей страны, а также познакомить с традициями других стран.
«Новогодний хоровод» «Елочка красавица всем ребятам нравится».
«Украшаем группу к новому году»
-закрепить полученные навыки;
-развивать фантазию, творчество;
-вызывать положительные эмоции.
III этап. Заключительный
• Анализ результативности работы над проектом «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через LEGO – конструирование
Занятия по ЛЕГО-конструированию помогают дошкольникам войти в мир социального опыта. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире.
Дети приобретают навыки культуры труда: учатся соблюдать порядок на рабочем месте, распределять время и силы при изготовлении моделей (для каждого занятия определена своя тема) и, следовательно, планировать деятельность. Кроме этого, конструирование тесно связано с сенсорным и интеллектуальным развитием ребенка: совершенствуется острота зрения, восприятие цвета, формы, размера, успешно развиваются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).
Использование ЛЕГО-технологии в системе ДОУ является актуальным в свете новых федеральных государственных требований к программе дошкольного образования:
Также прослеживается принцип интеграции образовательных областей: конструирование находится в образовательной области «Познание» и интегрируется с образовательными областями «Коммуникация», «Труд», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Безопасность»;
Конструктор ЛЕГО используется как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей не только в рамках НОД, но и при проведении досугов, праздников, в проектной деятельности;
Основой образовательного процесса с использованием ЛЕГО-технологии является игра – ведущий вид детской деятельности.
Список использованной литературы:
1. Рабочая программа Власова Л. П. по «Легоконструированию»
2. Перспективный план работы Лего центра. Белякова Т. В.
3. Исследовательская работа «Конструктор ЛЕГО» Шербустонова Е. Н.
4. Сайт https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/03/26/issledovatelskaya-rabota-konstruktor-lego.
5. Сайт https://www.maam.ru/detskijsad/lego-proekt-detskii-sad-buduschego-zaschita-lego-proekta-i-fototchet.html .
6. Сайт dohcolonoc.ru/. v. /9528-proekt-po-lego-konstruirovaniyu-terentij-teterev.html.
7. Сайт https://doshvozrast.ru/metodich/konsultac148.htm
8. ЛЕГО Книга «Тысяча идей» Аревшатян А. А. стр. 55
9. Сайт https://www.labirint.ru/books/413763/ .
10. ЛЕГО конструирование Е. Фешина.