Ирина Викторовна Соловьева
Конспект урока «Л. Н. Толстой «Лев и собачка»
▼ Скачать + Заказать документы
Л. Н. Толстой «Лев и собачка»
Цели урока :
• Углубить знания о творчестве Л. Н. Толстого; расширить представления о жизни животных.
• Развивать речь и логическое мышление учащихся; продолжить работу над выразительным чтением.
• Воспитывать доброе отношение к животным, учить понимать чужую боль.
Задачи:
образовательные:
продолжить работу над анализом художественного произведения,
отрабатывать навыки выразительного чтения, умения определять главную мысль произведения, учить понимать чужую боль, расширить представления о жизни животных;
Публикация «Конспект урока „Л, Н, Толстой „Лев и собачка“» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лев, львенок. Все о львах для детей
- Собака, щенок. Все про собак для детей
- Собака, щенок. Конспекты занятий
- Толстой Л.Н.
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- «Лев и собачка» Л. Н. Толстой
- Темочки
развивающие: развивать познавательный интерес, сознательное восприятия учебного материала, речь и логическое мышление, память, фантазию учащихся, умение работать в паре;
воспитывающие: воспитывать доброе отношение к животным, чувство коллективизма, ответственность, интерес к чтению, любознательность, целеустремленность.
Формируемые УУД:
• регулятивные - умение высказывать свое мнение, предположение, оценивать деятельность свою и товарища;
• познавательные – работать с источником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы;
• коммуникативные – умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, выполнять различные роли в паре.
• Технология: исследовательская, коммуникативная, по типу управления познавательной деятельности.
Методы: проблемно-поисковый, объяснительно- иллюстративный, работа в паре, использование ИКТ.
Ожидаемые результаты. Вызвать у учащихся сочувствие, сопереживание героям рассказа, желание помочь слабому, совершить доброе дело;
• увеличение интереса к литературным произведениям о животных, повышение эрудиции и словарного запаса детей;
• развитие фантазии, творческого воображения;
• совершение доброго поступка по отношению к животным;
Ход урока
Организационный момент
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Начинаем наш урок.
Ребята, постарайтесь настроиться сегодня на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.
Введение в тему и подготовка к восприятию текста.
-Произведения какого писателя мы изучали на предыдущих уроках?
-Постарайтесь вспомнить, что вы узнали о Л. Н. Толстом?
(Великий русский писатель. Родился и большую часть своей жизни прожил в Ясной Поляне.)
Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель!
Его интересы были разносторонними. Поселившись в усадьбе Ясная поляна под Тулой он организует школу для крестьянских детей. В 1872 создал «Азбуку».
Он был поразительно способен к иностранным языкам, занимался историей, рисованием, медициной, юридическими науками и много читал. Всю свою жизнь пополнял знания и был высокообразованным человеком и большую часть своей жизни посвятил литературе. В своих произведениях Толстой говорил, что человеком может называться только тот, кто трудится, кто делает добро другим людям, кто честно исполняет свой человеческий долг.
Учитель: Давайте всмотримся в его глаза.
- Говорят, что глаза - зеркало души. Какие они у пистеля?
(добрые, внимательные, мудрые) На данном портрете Лев Николаевич изображен в преклонном возрасте. Даже по глазам видно, что это очень добрый человек, у него умный взгляд, потому что у него большой жизненный опыт.
- Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Л. Н. Толстого, поэтому я говорю «Здравствуй, замечательный русский писатель Л. Н. Толстой» (слайд – портрет писателя)
Актуализация знаний учащихся.
- Узнайте, чей это голос. (включается фонограмма голоса льва и собачки)
–– О ком нам может рассказать заголовок? (о хищном льве и маленькой собачке). – Прочитайте слово под заголовком.
-Это быль. – Что означает слово быль? - Обратимся к “Большому толковому словарю русского языка” Ожегова и уточним точное значение этого слова.
Быль – 1. То, что было в прошлом.
2. Рассказ о действительном происшествии.
Сообщение целей урока.
-Какие цели мы должны перед собой поставить, чтобы писатель и его произведения запомнились надолго?
-Мы с вами все умеем читать, но на уроках литературы мы учимся понимать прочитанное глубже, видеть за буквами чувства писателя и его героев, пробуем понять почему писатель это написал.
- Ребята, я хочу, чтобы вы поставили перед собой задачу
1 Учиться выражать собственное отношения к изображённым событиям в произведении, к поступкам людей;
2 Учиться самостоятельно добывать знания, выделять главное в произведении.
3 Продолжить работу над выразительным чтением.
Хочу, чтобы через урок вы пронесли чувство сострадания, научились быть добрыми между собой и по отношению к животным.
Учитель: -Что вы знаете о таком животном, как лев? (Дикое животное, хищник, царь зверей.)
Учитель (добавляет) : Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они слышат это могучее рычание. В зоопарке они доживают до 50 лет.
- А это кто? (Собака – иллюстрация на слайде)
-Что можно сказать о собаке? (Собака – домашнее животное, друг человека, единственное близкое родное живое существо, друг)
- А вы знаете, что собака живёт рядом с человеком шесть тысячелетий. Это первое прирученное им животное.
Учитель - Могут ли 2 абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? ( ответы детей: да – нет)
Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.
Работа над содержанием произведения Л. Н. Толстого «Лев и собачка».
1) Первичное восприятие текста.
Сейчас я предлагаю вам послушать быль «Лев и собачка».
И после прослушивания её подумайте ответить мне на вопрос: О чем эта быль?
Включается аудизапись были «Лев и собачка».
2) Проверка первичного восприятия.
Вы очень внимательно слушали эту историю.
-Понравился рассказ?
- О чем эта быль? (О любви и привязанности животных друг к другу)
- Каково ваше впечатление от рассказа?
Поделитесь своими чувствами и мыслями.
(Очень жалко льва и собачку; лев умер от тоски. Лев непросто привязался к собачке, а полюбил её. Он добрый, поделил мясо с собачкой, которую вначале встретил с удивлением.)
- А в каком городе это произошло? (В Лондоне)
Учитель: – История, о которой рассказывает Толстой, произошла очень давно, в далеком от берегов России городе Лондоне. Л. Н. Толстой не был в стране Англии, никогда не был в городе Лондоне. Возможно, эту истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. И услышав ее Лев Николаевич не остался к ней равнодушен, он испытал чувство сострадания, то есть умение чувствовать чужие страдания и беды, поэтому Толстой и написал об этом рассказ – «Лев и собачка».
Б) Словарная работа.
• Смысл каких слов вам был не понятен?
Обрати внимание, эти трудные для твоего понимания слова расположены на слайде в следующем порядке.
Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.
Барин – богатый человек, который имеет прислугу.
Подле – около, близко, совсем рядом.
Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.
Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения.
Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону.
Издохла – умерла.
Засовы – большие дверные задвижки.
ФИЗМИНУТКА для глаз
Перечитывание текста. Анализ произведения.
Чтение детьми «жужжащее чтение»(2 абзаца).
-Прочитайте, как начинается рассказ? (1-2абзац)
- Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец?
(За смотренье диких зверей брали деньгами или животными (кошками или собаками) на корм зверям, У этого человека не было денег, но ему захотелось поглядеть на зверей в зверинце).
Учитель
Посмотрите, какая была раньше жестокость со стороны человека по отношению к животным.
- Как вы думаете, почему автор так начал свой рассказ? Что он хотел нам показать?
Люди безжалостны - вместо того, чтобы брать просто деньги, они уничтожали животных и смотрели на эту расправу
Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединении союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.
- В тексте есть слово «ухватил». Подберите синоним к слову «ухватил».
Найди и прочитай предложение полностью.
- Почему именно это слово употребил автор, какой оттенок значения важен для него? (Ухватил – значит, действовал необдуманно, случайно ухватил то, что подвернулось под руку.)
Учитель
В своем произведении Л. Н. Толстой не описал внешность собачки и льва. Но он много написал о поведении этих животных.
Чтение самостоятельное.
1 вариант-отметьте, как лев повел себя
2 вариант- отметьте, как собачка вела себя
Анализ произведения.
-Прочитайте, как лев посмотрел на собачку, когда впервые увидел ее?
(Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой)
-Лев- царь зверей, хищник.
-Какими словами автор показал, что он хищник? (Лев оторвал кусок)
- Найдите и прочитайте как повела собачка.
(Собачка умным взглядом словно попросила его не есть ее. Была очень добрая, игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком.)
-Какие словосочетания использует писатель, чтобы показать страх собачки?
(Поджала хвост, прижалась в угол, легла на спину, встала на задние лапки)
-Подберите синоним к слову страх? Слово- «ТРЕВОГА»
-Почему же лев не растерзал собачку, а заинтересовался ею?
- Что его удивило? (Посмотрел с любопытством, интересом и удивлением)
(он любит ее, потому что маленькая, добрая и беззащитная)
-В чем проявилась забота льва по отношению к собачке?
- Найди и прочитай этот момент в тексте.
(С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней).
-Как лев относился к собачке? (Она понравилась льву. Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее. (Оставлял ей еду, спал рядом с собачкой, никого к ней не допускал, играл с нею)
-Какое это чувство проявил лев? (Забота) Слово – «ЗАБОТА».
- Вечером собачка положила свою голову льву на лапу. О чём это говорит? (Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст).
-Как одним словом можно сказать, когда кто – то полагается на друга?
Слово – «ДОВЕРИЕ»
-Во что переросли чувства собачки и льва? В дружбу, в преданность и привязанность.
Лев и собачка прожили вместе в одной клетке целый год.
- Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном предложении? (Жизнь в клетке в не воле не весела, и не особо богата событиями.)
-Что же происходит с собачкой? (Собачка заболела и умерла)
- От чего она умерла? (В неволе)
-Какие чувства испытывает лев от потери собачки? (безысходность, он не знает, как вернуть своего друга)
Слово – «ТОСКА»
Чтение в парах и подготовить пересказ последних 3 абзацев
- Пересказать отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки? (Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой).
Ответить на вопросы:
-В чем выразились любовь и преданность льва после смерти друга?
-Как смерть друга повлияла на льва? -С помощью каких слов автор передаёт чувства …. льва? Зачитай. (он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих). - Почему лев стал грызть засовы и пол? (Места себе не находил. Возможно, он понял, что не может больше оставаться в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может этого сделать).
- Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найди этот момент в тексте и прочитай. (дал новую собачку)
- Почему лев убил другую собачку? (не остыла боль утраты, остался верен своей подруге)
-Почему лев не принимает новую собачку? (друзей не меняют, был ей предан)
- Проанализировав рассказ, мы выяснили какие чувства испытывали животные? А вы в жизни могли испытать такие чувства?
ТРЕВОГА, ЗАБОТА, ДОВЕРИЕ, ТОСКА
- С кем сравнивает Л. Н. Толстой самого льва и его чувства?
(изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе, утрату.)
Учитель:-Л. Н. Толстой изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе, утрату.
-Прочитайте про себя последние два предложения.
Скажите, чем заканчивается эта история? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясённый гибелью собачки, умер, пережил её несколько дней).
Эта история, доказывает нам то, что животные также как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, они могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас.
-Какой конец в этой истории? (печальный, грустный)
Эта история настоящая трагедия. А трагедия ребята – это большое несчастье, которое заканчивается смертью одного или нескольких героев.
- Как вы думаете, для чего писатель рассказал нам об этой истории?
– Чтобы мы были добрее к животным и заботились о них.
- А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?
-Спросите у себя, всегда ли вы можете заметить боль, радость как людей, так и животных?
-Я надеюсь, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами. "Чуткому сердцу откроются тайны". - Что помогает понять эти слова?
(Только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться)
Мы изучили художественные рассказы и научно-познавательные рассказы Толстого. Чем отличаются эти виды рассказов.
Художественный рассказ- автор передает свои чувства, переживания. Выражает свое отношение к происходящему.
Научно-познавательный рассказ- автор сообщает сведения, факты.
К какому виду рассказа мы отнесём рассказ-быль «Лев и собачка»?
Все произведения Л. Н. Толстого ненавязчиво нас поучают, дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости. Л,Н. Толстой хочет научить нас любить животных. В рассказе люди безжалостны, а лев и собачка добрые. Чтобы такого никогда не было.
На примере рассказа Лев и собачка, хочется сделать вывод о том, что люди распоряжаются животными их судьбами как хотят. И поведение льва – урок людям. Урок доброты, верности, преданности.
Работа по картинке учебника.
1) Рассмотрите иллюстрацию. К какому моменту она относится?
– Когда животные подружились и лев не хотел никому отдавать собачку
2) Как выглядят животные?
– Лев на всех смотрит гордо. Не зря говорят, что он царь зверей. А собачка рада, что она в клетке у льва. Ей одной было плохо, её часто обижали. Теперь она ничего не боится, лев её защитит.
3) А что бы вы подписали под этой иллюстрацией?
– Дружба животных. Нам вместе очень весело.
Организация художественного творчества
Творческие задания
Учитель: Сейчас вы будете работать в парах. Подумайте, если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече?
Собачка : Не тронь меня, я добрая. Давай дружить! Как я тебя боюсь! Ты такой большой.
Лев: Какая ты интересная собачка! Не бойся меня, собачка, я огромный, но добрый.
Диалог:
Собака : Не тронь меня, я добрая!
Лев: Какая интересная собачка. Боишься, да?
Собака : Да, я тебя боюсь. Ты такой большой. А я ведь маленькая.
Лев: Не бойся меня, собачка. Я огромный, но добрый.
Собачка : Давай тогда дружить!
Лев: Давай, ты мне нравишься. Будем дружить! Я тебя не дам в обиду.
Рефлексия урока
- Наш урок подходит к концу.
- Подведем итог. - С каким произведением мы сегодня познакомились?
- О чём этот рассказ? (О дружбе льва и собачки.)
- Что дал вам этот урок? Что нам открыл автор в этом рассказе? Какова была цель писателя?
- Собака – друг человека, верные друзья, никогда не предаёт своего хозяина. Собаки раньше были дикими животными, человек приучил собаку, и собака теперь помогает человеку всю жизнь. В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки. Бездомная собака - брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. Мы должны жалеть наших младших бессловесных братьев, проявлять чуткость к ним, защитить их в нужный момент. Помните! Мы в ответе за тех, кого приручили. Добро начинается с любви к живому. Доброта помогает людям жить, творить, делает жизнь красивой.
- А у нас в классе есть такие ребята, которые умеют жалеть наших братьев – животных?
Значит, у вас, ребята, большое и доброе сердце. Запомните, ребята! «Всё доброе на Земле – от солнца, всё хорошее – от человека»
-Спасибо, что вы были очень чуткими сегодня на уроке и смогли понять глубокий смысл этого литературного произведения.