Наталия Мухина
Квест-игра «Заповедное Приморье» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Дюймовочка» с. Екатериновка Партизанского муниципального района
Приморского края
Конспект совместной образовательной деятельности в форме квест-игры для детей старшего дошкольного возраста
«Заповедное Приморье»
Авторы составители: Мухина Н. А. – инструктор по физической культуре, Диденко К. И. – воспитатель.
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие».
Публикация «Квест-игра „Заповедное Приморье“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Цель: создание условий для развития интереса к родному краю и познавательных способностей детей в процессе игры.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Задачи интегрируемых образовательных областей:
Область «Познавательное развитие»: Продолжать знакомить детей с заповедниками Приморского края. Закрепить знания детей о растительном и животном мире заповедников Приморья, о транспортных средствах. Формировать навыки групповой работы, умение находить решение и делать выводы; Развивать интерес к познанию окружающего, логическое мышление, внимание. Воспитывать чувство ответственности за природу, бережное отношение к ней.
Область «Речевое развитие»: Развивать диалогическую, монологическую и связную речь. Формировать умение детей говорить полным ответом, не торопясь, достаточно громко, без напряжения.
Область «Физическое развитие»: Развивать координацию движений, быстроту, ловкость и другие физические качества.
Область «Художественно-эстетическое развитие»: Развивать слуховое восприятие, творческое воображение, чувство ритма.
Область «Социально-коммуникативное развитие»: развивать волевые качества, умение работать в команде, договариваться.
Виды деятельности: Познавательная, двигательная, игровая, коммуникативная.
Формы организации: Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Предварительная работа педагогов: подбор иллюстраций для знакомства с заповедниками Приморья, стихотворений, загадок, игр. Подготовка демонстрационного материала (презентация, фотографии, карта и т. д.); оборудования для игр и заданий (разрезные картинки и др.).
Оборудование и демонстрационный материал: Музыкальная фонограмма, проектор, презентация, видео клип об амурском тигре, карта Приморского края, эмблемы заповедников, разрезные картинки «Экологические знаки», 2 рюкзака, картинки для игры «Собери рюкзак», «лотосы» - по количеству детей, иллюстрации животных, птиц, растений, конверты, «озеро» для «лотосов», костюм тигра, 2 скамейки, 4 гимнастические палки, набивные мячи – 4 шт., 4 корзинки, шарики пластмассовые, разный «мусор» для игры, обручи, стулья по количеству детей.
Методы и приемы: Словесный (рассказ воспитателя, беседа, поощрение). Наглядный (рассматривание иллюстраций, просмотр презентации, видеоклипа, эмблемы, карта Приморского края). Практический (сбор рюкзаков, складывание разрезных картинок, выполнение упражнений). Игровой (воображаемая ситуация, игры и игровые задания).
Словарная работа: туристические группы, заповедник, путешественники, компас, эмблема.
Предварительная работа с детьми: Беседы о родном крае, заповедниках Приморского края. Дидактические игры «Кто, где живет?», «Растения Приморского края», «Что возьмем с собой в поход» и др. Отгадывание загадок по теме. Разучивание стихотворений, игр, танца. Выдвижение проблем и решение их в ситуативных разговорах.
Ход мероприятия:
Дети с воспитателем приходят в зал, инструктор сообщает, что принесли для них посылку, отдает ее воспитателю.
Воспитатель: Ребята, нам с вами пришла посылка от детей из детского сада КНР, давайте откроем. (Открывает и достает письмо). Они собирались приехать к нам в гости, чтобы посетить заповедники Приморья, но карту, где были отмечены все заповедники, кто-то испортил, и теперь не понятно, где находятся заповедники (показывает карту). Дети просят нас помочь им восстановить карту, а еще они прислали в посылке сундучок с сюрпризом для вас (показывает, но надо найти подходящий ключ, чтобы открыть. Поможем восстановить карту? Для этого нам нужно побывать в заповедниках, вы согласны отправиться в путешествие?
Воспитатель: Тогда отправляемся с вами в путешествие по Заповедникам Приморского края. Сейчас разделимся на две туристические группы. (Разделение на группы с помощью жеребьевки или по цвету футболок). Одна группа будет собирать эмблемы заповедников на карту, а другая – ключи к сундучку с призом. Я буду экскурсоводом одной группы, а Наталья Алексеевна другой.
Посчитайтесь и выберите капитана (дети выбирают капитана). Ребята, а на чем мы можем с вами поехать? (дети предлагают варианты) Правильно, на каком - то транспорте, но иногда мы будем путешествовать и пешком.
Инструктор: Ребята, но прежде чем отправиться в путешествие, что нужно сделать?
Дети: Собраться в дорогу.
Инструктор: Сейчас каждая группа соберет себе в рюкзак, то, что может нам понадобиться в путешествии.
Игра «Собери рюкзак»
Из набора предложенных предметов, дети выбирают те, которые могут пригодиться в путешествии: у каждой команды свой набор предметов вперемешку и у капитана рюкзак, бегут по очереди выбирают один предмет и приносят капитану.
Инструктор: Рюкзак собрали, его понесет капитан. Ребята, обратите внимание на карту. Это карта нашего края. В каком крае мы живем?
Дети: Мы живем в Приморском крае.
Воспитатель: Правильно. Давайте послушаем стихотворение о нашем крае.
Ребенок:
Широки приморские просторы,
Хороши леса, луга, поля.
Как прекрасна ты,
Земля моя родная,
Всей душою
Любим мы тебя….(Жуков С.)
Воспитатель: Богата и разнообразна природа нашего края. Но многие растения и животные находятся на грани исчезновения. Как вы думаете, почему это происходит? (Ответы детей) Такие исчезающие виды растений и животных занесены в специальную книгу. Какую? (Красную книгу). (Слайд 1) Мы все понимаем, что необходимо охранять природу. Для этого в нашем крае созданы заповедники. Сколько их? (6 заповедников) Заповедники – это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной. Они созданы для сохранения и изучения растительного и животного мира. На карте заповедники были обозначены эмблемами, которые мы с вами должны найти и поместить на карту. Давайте обозначим эмблемой нашего детского сада место, где мы с вами находимся. В каком селе мы с вами живем? Верно. Вот наше село (воспитатель прикрепляет эмблему на карту).
Инструктор: Первый заповедник, который мы посетим - Сихоте – Алинский.
- Отправляемся мы туда на поезде (дети садятся в «поезд» - стулья, на экране поезд (слайд №2) и звуковое сопровождение). Будьте осторожны! Не выходите из вагона до полной остановки поезда. (Сигнал) Остановка. Вот мы с вами и добрались до места (слайд №3).
Воспитатель: - Это самый большой заповедник на территории нашего края. Предлагаю проверить ваши знания и отгадать загадки об обитателях этого заповедника. Загадки я буду по очереди загадывать каждой команде. Посовещайтесь и дайте правильный ответ.
Трав копытами касаясь,
ходит по лесу красавец.
Как огонь его шкура горит,
Весь белыми пятнами зверь тот покрыт. (Олень) – слайд 4
Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница,
Впереди корабль идет,
За собою их ведет,
Весел нет у малых лодок,
А кораблик больно ходок.
Вправо, влево, взад, вперед
Всю ватагу повернет. (Утка с утятами) – слайд 5
Есть корень кривой и рогатый,
Целебною силой богатый.
И может, два века
Он ждать человека
В чащобе лесной
Под кедровой сосной. (Женьшень) – слайд 6
Весной цветет, летом плод дает,
Осенью не увядает, Зимой не умирает. (Кедр) – слайд 7
Инструктор: Молодцы, все загадки отгадали, но, конечно, в Сихоте – Алинском заповеднике много и других обитателей, и некоторые из них занесены в Красную книгу. Здесь вас ждет сюрприз – это эмблема заповедника и ключ, чтобы их получить, надо найти охраняемых обитателей заповедника - черного аиста и гималайского медведя. (На корзинах с шариками наклеены картинки аиста и медведя, дети находят картинки и достают эмблему и ключ – Что надо сделать? Достать все шарики). Приклеиваем эмблему на карту (так в каждом заповеднике).
Продолжаем путешествие. Наш путь лежит в Уссурийский заповедник.
Инструктор: А добираться до него мы будем на машинах (слайд 8). На дороге необходимо соблюдать правила дорожного движения, чтобы не случилась авария, следите за сигналами светофора (воспитатель поднимает красный или зеленый круг). Пристегивайтесь (имитация, берите в руки руль (обручи) и поехали! – едут под песню «Бибика». Остановка.
Ребята, скажите, пожалуйста, кто изображен на эмблеме Лозовского заповедника?
Дети: Тигр. – слайд 9
Воспитатель: Тигр – хозяин тайги. Большой хищный зверь. Его охраняют в Лазовском заповеднике. Немногие люди могут увидеть его в природе. Я предлагаю немного отдохнуть и посмотреть видео клип о жизни амурского тигра. (дети, сидя на ковре, смотрят ролик).
Выходит «Тигр»: Здравствуйте, ребята. Я очень рад, что вы пришли ко мне в гости, давно ни кто не приходил, и я что - то заскучал…
Инструктор: А мы тебя сейчас развеселим веселым танцем.
Дети танцуют танец «Купите мне тигренка».
Тигр: - Спасибо, ребята, мне очень понравилось, а вам на память об этом заповеднике – эмблема. А еще для вас у меня есть ключ, но я его спрятал, чтобы его найти, нужно ориентироваться на звуки природы: если вы идете правильно, то услышите пение птиц, чем ближе, тем громче, а если не правильно, то шум дождя.
Дети находят ключ. Говорят «спасибо» и прощаются с тигром.
Инструктор: А нам пора двигаться дальше. Сейчас мы отправимся в Лозовский заповедник. Поедем на автобусе – слайд 10 (на экране автобус, звуковое сопровождение, дети садятся). Во время поездки необходимо быть пристегнутыми ремнями безопасности (имитация). Приехали.
Воспитатель: - Уссурийский заповедник очень богат растительным и животным миром (слайд 11). Но, в заповеднике обнаружены животные, птицы и растения из других стран. Мы должны помочь им вернуться домой.
Игра «Обитатели Уссурийского заповедника»
Дети рассматривают иллюстрации с изображением животных, птиц и растений, определяют, какие из них обитают в Уссурийском заповеднике, а какие нет. Иллюстрации тех животных, птиц и растений, которые не обитают в этом заповеднике, «отправляют» в конверте на Родину. (Картинки лежат в контейнерах для каждой команды, одна команда выбирает тех, кто живет в заповеднике, а другая – кто лишний, и выкладывают на скамейки, внизу под картинками находят ключ и эмблему, после проверки складывают картинки в конверты).
Воспитатель: Ребята, иллюстрации с изображением обитателей Уссурийского заповедника возьмите с собой, чтобы познакомить с ними своих друзей и знакомых.
Инструктор: - Отправляемся в Дальневосточный морской заповедник. А для того, чтобы не испугать его жителей, поплывем на лодке (слайд 12).
(Сесть на скамейку и грести веслами (гимнастические палки).
- Нельзя сильно раскачивать лодку, так как она от этого может перевернуться. Остановка.
- Вот мы с вами и добрались до заповедника. Скажите, пожалуйста, кто находится под охраной в морском заповеднике?
Дети: дальневосточный трепанг, камчатский краб, гребешок, гигантский осьминог, ларга, рыбы, птицы (слайд № 13).
Воспитатель: Посмотрите на осьминога (слайд 14). Такое название дали ему не случайно - у него восемь щупалец, или как еще называют ног. А расположены они на голове, за что осьминога и ближайших его родственников - кальмаров и каракатиц называют головоногими моллюсками.
Осьминоги живут на дне, предпочитая каменистый грунт. В нем всегда можно найти расщелину, в которой удобно подкарауливать добычу: крабов или рыб.
Инструктор: Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Осьминог и рыбки». Нужно посчитаться и выбрать, кто будет осьминогом, а остальные – рыбки и крабы.
Дети ставят стулья полукругом (это кораллы, один ребенок изображает осьминога, спящего в стороне. Дети - «рыбки» бегают врассыпную.
Инструктор. Рыбки плавают, ныряют,
Резво хвостиком виляют.
Вдруг навстречу осьминог
Распахнул все восемь ног.
Осьминог. Рыбки, рыбки, берегитесь,
На пути не становитесь,
Я нисколько не шучу,
Быстро вас я проглочу!
По сигналу дети бегут, прячутся за стульями. "Осьминог" пытается их догнать или достать щупальцами. До кого дотронулся, тот считается пойманным.
Воспитатель: (после игры) Ребята, посмотрите, что я нашла – показывает на сундук, на котором сидит осьминог. Дети подходят.
- Вы знаете, что осьминога долго считали чудовищем, способным утаскивать корабли в глубины океана, и, когда корабли терпели крушение, осьминог находил сундук с сокровищами и охранял его. Наверное, и здесь есть сокровища, давайте попросим осьминога, чтобы он нам разрешил открыть, наверно, надо сказать волшебные слова:
Есть подводный обитатель, его имя – осьминог
Он сокровища хранитель, береги его дружок.
Дети хором: Осьминога сохраним и в обиду не дадим.
Открывают сундук, а там лежит эмблема и ракушка, открывают ракушку, а там ключ.
- Спасибо, осьминог!
Инструктор: Много интересно в морском заповеднике, но нам пора в дорогу. Едим в заповедник «Кедровая падь» на велосипеде (слайд 15) (сидя на скамье, поднять согнутые в коленях ноги и «крутить педали»). (Звучит песенка про велосипед). Остановка.
Воспитатель: - Кедровая Падь - единственный заповедник в России, где постоянно обитает дальневосточный леопард (слайд 16). Самая редкая кошка в мире - численность в природе не более 25 особей. У нее очень сильное тело, длинный хвост и быстрые ноги. Леопард очень опасный хищник. Он очень ловкий, легко и быстро прячется, очень хорошо слышит, очень быстро забирается на деревья, переплывает широкие реки, делает огромные прыжки, может даже перепрыгнуть легковую машину. На ночь леопарды забираются на деревья и спят на ветвях. Единственный враг леопарда - человек. Издавна человек охотился на леопардов из-за красивого меха, поэтому их сейчас осталось мало, а ведь в природе нет ничего лишнего. Но человек редко задумывается над этим, давайте посмотрим экологические знаки, объясним, что они обозначают, запомним правила поведения в лесу – показ на экране (слайд 17).
А теперь вам задание:
1 – команда - Игра «Экологические знаки»: нужно собрать экологические знаки, они разрезаны на части. Собирают знаки из 4 частей и среди них находят эмблему, она не разрезана.
Инструктор: А вашей команде – нужно собрать мусор, который тут оставили туристы. Нужно собрать отдельно бумагу и пластик в 2 ведерка.
2 команда - Игра «Рассортируй и собери мусор. Среди мусора находят ключ.
Инструктор: Нам осталось посетить еще один заповедник – Ханкайский. Отправимся в пеший тур. Внимательно следите за дорогой, чтобы вовремя обходить препятствия, которые могут возникнуть на пути.
Идут колонной по 1, обходя препятствия («камни», «кочки», «мостик»). Остановка.
- Ребята на территории Ханкайского заповедника, есть озеро Ханка (слайд № 18). На озере растут очень красивые и редкие цветы. Как они называются?
Дети: Лотосы.
Воспитатель: Верно. Но есть туристы, которые срывают лотосы, поэтому их становится меньше. Чтобы лотосов в заповеднике стало больше, я предлагаю каждой туристической группе вернуть лотосы на озеро.
Игра «Озеро лотосов»: командная эстафета: надо преодолеть препятствия и поместить лотосы на озеро. На ватмане нарисовано озеро и на нем всего 1 цветок. Эмблема и ключ находятся в большом лотосе.
Инструктор: Для того чтобы у вас осталась память о путешествии в Ханкайский заповедник, давайте сфотографируемся с лотосами.
Воспитатель: Мы сегодня побывали в заповедниках Приморского края, отметили их на карте эмблемами, давайте их назовем. Пришла пора возвращаться в родной детский сад, там же нас ждет сундучок с сюрпризом, теперь у нас есть ключи, какой-нибудь из них обязательно подойдет. Возвращаемся на поезде (слайд 19). Остановка (слайд 20 – детсад).
Инструктор: Вот и закончилась наше увлекательное путешествие по заповедникам Приморского края. Скажите, что вам больше всего понравилось или запомнилось? (ответы детей). Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать, думаю, что мы с вами еще где-нибудь побываем. До новых встреч.