Удалова Мария
Курсовая работа на тему «Дидактическая игра как средство формирования представлений о предметном мире у детей младшей группы»
▼ Скачать + Заказать документы
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРЕДМЕТНОМ МИРЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
1.1 Понятие предметного мира и его содержание в младшей группе
Публикация «Курсовая работа на тему „Дидактическая игра как средство формирования представлений о предметном мире у детей младшей группы“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Рефераты и курсовые по дошкольному образованию, педагогике
- Темочки
С самого раннего детства людей окружает мир предметов, который призван вызывать любопытство, желание познать этот мир и внести в него что-то новое. Взрослый занимает в данном процессе очень важную роль, ведь именно он осуществляет первичное ознакомление и руководство в ориентировке среди множества окружающих ребенка предметов, раскрывая их функционал и свойства.
В процессе ознакомления с предметным окружением перед детьми необходимо раскрыть особенности рукотворного мира и его назначения, что позволят развивать у детей наблюдательность и понемногу формировать зачатки исследовательского подхода к доступным для его возраста объектам предметного окружения. На основе усвоения особенностей и свойств окружающих предметов, рассмотрения их сходств и отличий начинает формироваться система мыслительных операций, что в свою очередь приводит к активизации речи. Все это оказывает положительную основу для вхождения детей в современное общество, приобщения их к нормам и ценностям, формированию у девочек и мальчиков познавательного интереса. Систематизация и накопление приобретенных знаний влияет на развитие различных видов детской деятельности и их объединение в единый педагогический процесс.
Сводя к одному многочисленные и многоаспектные исследования в области предметного мира, необходимо отметить, что он рассматривается авторами как:
- аспект деятельности умственного и трудового характера (Л. А. Венгер, В. И. Логинова, Л. А. Мишарина, С. Ф. Сударчикова, М. В. Крулехт и др.);
- аспект, лежащий в основе нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста (Р. И. Жуковская, Р. И. Зинченко, И. И. Розанова);
- средство усвоения детьми дошкольного возраста общепринятых норм и правил поведения (М. И. Лисина);
- как содержание игровой и предметной деятельности детей, как ключ к познанию творчества взрослых, как средство его формирования (О. В. Дыбина, А. Н. Леонтьева, С. П. Новоселова, В. Я. Кисленко).
Центральным условием развития у детей дошкольного возраста отношений к предметному миру выступает восприятие системных знаний и представлений о конкретном предмете. Исследования авторов (В. И. Логиновой, Г. Н. Бавыкиной, Л. А. Мишариной и др.) в данном ключе доказали важность раскрытия перед дошкольниками строения предметов и материалов из которых они созданы от их назначения.
Исследования С. А. Козловой направлены на рассмотрение предметного мира как совокупности мира предметов, имеющих отличительные особенности в части формы, величины (размера, цвета, материала, строения, функций, назначения, их создание и изменение [9, c. 94].
Авторы делали упор не на типичные, а на изменяющиеся признаки предметов, которые могут осуществляться в процессе целенаправленной деятельности взрослых (форма, цвет, функции, назначение и видоизменение). Именно с помощью данных особенностей перед детьми дошкольного возраста с нормой или с отклонениями в развитии предстают все аспекты социальной действительности в своей динамике изменений. В данном случае конкретный предмет выдвигается с учетом людских потребностей, запросов, способностей и творчества.
О. В. Дыбина определяет предметный мир как средство развития творчества, в процессе которого выделенные свойства предметов представляют детям дошкольного возраста возможность самостоятельно включаться в процесс создания и изменения предметов на основе творческого подхода. Данный авторский подход лежит в основе центрального определения, которое трактуется следующим образом, предметный мир рассматривается как целостность предметов, созданных руками человека и отражающие приобретенный опыт людей, а также уровень развития современного общества и прогресса в целом [15, c. 92].
Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с элементами природного мира выступает одной из центральных частей образования дошкольников и заключается в единую педагогическую систему, которая призвана развиваться при осуществлении целенаправленных условий. Условия раскрываются в содержательной части, применяемых формах и методах, предметно-развивающей среде и социальном окружении дошкольников. В исследования О. В. Дыбиной выделен ряд подобных условий:
- необходимость использования образца-ориентира в качестве основы для демонстрации творческих характеристик;
- расширение и насыщение опыта дошкольников знаниями и представлениями о разнообразии мира предметов;
- развитие у детей интересов к творческому изменению предметного мира;
- создание творческого «поля» (развивающей среды) для стимулирования действий детей;
- создание индивидуально-дифференцированного подхода к ознакомлению детей с предметным миром, его изменению и, следовательно, к формированию творчества [7, c. 18].
Пакулова Е. И. отмечает, что для детей младшего дошкольного возраста целесообразно процесс познания окружающего мира начинать с развития восприятия. Важно чтобы ребенок освоил общественный сенсорный опыт и овладел рациональными способами и средствами обследования предметов и их свойств на основе сенсорных процессов: ощущений, восприятия, представлений.
Организация оптимальных педагогических условий и их апробация позволят подготовить и осуществить процесс знакомства младших дошкольников с предметным миром, способствующему начальному формированию и последующему развитию познавательного интереса [14, c. 214].
Большое значение в познании предметов имеют функции предметного мира, создающие необходимые условия для начала формирования у дошкольников первичных представлений о предметах как продуктах профессиональной деятельности взрослых. Эти функции также помогают более подробно раскрывать связи «человек-предмет» и «ребенок-предмет». Так, главной функцией является информативная функция. Данная функция предмета предоставляет детям знания о свойствах и качествах конкретного предмета : его форме, размере, цветовой гамме, материале, положении в пространстве, тем самым раскрывая перед ребенком разнообразное содержание предметного мира.
Из этого следует, что знания выполняют не только свое основное назначение - помогают ребенку ориентироваться в социальном окружении, но и формируют представления о деятельности взрослых, их личностных качествах, проявляющиеся в деятельности. В контексте своих исследований С. А. Козлова указывает, что выделение свойств и качеств предметов открывают перед детьми, как мир взрослых, так и основную роль предметов в их повседневной жизни, профессиональной деятельности, удовлетворении интеллектуальных потребностей [9, c. 106].
Разные стороны жизни (труд, быт, искусство) раскрываются именно через предмет. Эмоциогенная функция проявляется в устойчивом интересе к обследуемому объекту, наличии эмоциональной реакции на предмет, и вызывает творческое, эмоционально насыщенное отношение к миру предметов в целом и человеку, как способному преобразовать этот мир, в отдельности. Материал, который эмоционально насыщен, создает благоприятный эмоциональный фон, вызывает положительное отношение к миру вещей, чувство восторга и восхищения теми чудесными превращениями, которые происходят в результате труда взрослых. Центральное место занимает регуляторная функция. Регуляторная функция позволяет детям участвовать в конкретной реальной деятельности с предметами, в процессе ее закреплять у ребенка представления о свойствах предметов, развивать «умелость рук», образное мышление воображение, формировать представления о своих возможностях, побуждая ребенка к творчеству, к преобразованию предметного мира.
Естественным фактором является то, что процесс ознакомления с миром предметов происходит медленно и постепенно. Для наибольшего удобства данный процесс можно представить в трех этапах : первый этап, который носит название спонтанно-исследовательского, относится к раннему возрасту. В это время ребенок впервые знакомится с предметом, с помощью которого пробует разные варианты воздействия на предметный мир.
На втором этапе детьми усваиваются представления многовариантности в использовании предметов. Второй этап характерен для детей 3-5 лет. Третий этап можно назвать преобразующим, так как на этом этапе дети, проявляя устойчивый интерес к предметам, хотят исследовать их, узнать о принципах их устройства, свойствах и функциях данных предметов. Как правило, этот этап просматривается только в старшем дошкольном возрасте. Дети стремятся исследовать окружающий их предметный мир, и самим создавать какие-либо предметы или же преобразовать старые.
В трудах М. В. Крулехт подчеркивается, что при организации исследования предметного мира детьми 3-4 лет, необходимо обращать их внимание на доминирующие особенности предметов, создать условия для освоения детьми различных вариантов познания и интеллектуальной деятельности, повышать уровень наблюдательности, развивать исследовательский подход к доступным для этого возраста объектам предметного мира [11, c. 49].
Известна структура предметного мира, которую постепенно осваивает дошкольник:
- предметы далекого окружения, т. е. предметы которыми ребенок не пользуется (электрические и бытовые приборы, инструменты для профессиональной деятельности, виды транспорта и т. д.);
- предметы, близкого окружения, которые находятся в постоянном пользовании ребенка (предметы одежды и обуви, игрушки, столовая посуда, мебель, постельное белье, канцелярские принадлежности и т. д.);
- предметы, поддающиеся изменению со стороны ребенка путем преобразования - рукотворный мир (пластичная масса для лепки, бумага и картон разной фактуры, снег, кинетический песок, краски, ткань и т. д.).
О. В. Дыбина выделила комплексное поэтапное ознакомление детей дошкольного возраста с предметным миром [15, c. 246].
Первый этап. Дети подражают образцам ориентирам (взрослым преобразователям предметного мира, присваивают их способы деятельности и творческие проявления по преобразованию предмета.
Второй этап. Сформировать у детей способы действий путем создания «творческого поля», развивающей среды.
Третий этап. Самостоятельные творческие действия по преобразованию предметного мира.
В период младшего дошкольного возраста у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие связи и закономерности в явлениях окружающей действительности.
Для успешного формирования первичных представлений об окружающем мире у детей, необходимо в повседневной жизни в детском саду развивать интерес к познанию через положительное эмоциональное воздействие. Положительные эмоции у детей вызывает игра.
Поэтому в качестве одного из средств формирования представлений об окружающем мире у детей младшего дошкольного возраста целесообразно использовать Кольца Луллия.
В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Простота конструкции позволяет применять ее в детском саду и использовать в разных видах организованной деятельности, ставя разные цели, в зависимости от той работы, которую запланировал педагог.
Данный игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.
Существует несколько вариантов изготовления игры. Картонные кольца (круги) насаживаются друг на друга, крепко скрепляются между собой. Верхний круг по диаметру меньше нижнего на 3-4 см. Количество кругов может варьироваться: для детей младшего дошкольного возраста будет достаточно 2х колец. Круги разделены на секторы, внутри которых расположено изображение какого-либо объекта.
Для изготовления второго варианта пособия, берется картонная коробка, внутри устанавливается два основания для колец (шурупы). В крышке вырезается окошко в форме ромба, чтобы было видно совмещенные картинки.
На основания устанавливаются кольца с тематическими изображениями. Диаметр двух колец должен быть больше ширины коробки, чтобы круги можно было вращать сбоку.
Игры с кольцами Луллия можно разделить на 3 типа:
- подбор пары (картинка первого кольца должна соответствовать картинке второго кольца);
- игры с элементом случайности (любая картинка первого кольца подойдет к любой картинке второго кольца);
- развитие воображения (кольца как для первого типа игр, но после раскручивания обсуждается несовместимая на первый взгляд комбинация).
Играя, ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы.
Для формирования представлений об окружающем мире у детей младшего дошкольного возраста, можно использовать следующие варианты игр с кольцами Луллия: «Когда это бывает?», «Где чей ребенок?», «Где что растет?», «Птицы, звери, рыбы», «Для чего это нужно?», «Где чей дом?» «Из чего это сделано?», «Кому что?», «Кто что ест?» и многие другие. [13, c. 62]
Данное игровое пособие помогает формировать и закреплять у дошкольников представления об окружающем мире; обогащать словарный запас детей; развивать творческое мышление и воображение; воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Одним из принципов проекта ФГОС дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Кольца Луллия помогают педагогам в реализации данной задачи. Это пособие вносит элемент игры в образовательную деятельность, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Опираясь на ключевые положения теоретических и практических исследований О. В. Дыбиной, М. В. Крулехт, С. А. Козловой и др. мы можем сделать вывод, что значение познания мира предметов сложно переоценить в развитии дошкольников. Доказано, что в предметной деятельности возникают зачатки познавательной активности, складываются определенные эмоциональные предпочтения. Взрослым принадлежит центральная роль в многоплановом процессе знакомства детей с предметным миром.
1.2 Особенности дидактических игр и руководства ими у детей младшего дошкольного возраста
Дидактическая игра приобретает все большее значение, однако в практике воспитания детей она еще используется недостаточно. Это обусловлено тем, что в дошкольных учреждениях недостаточно материалов для проведения игр, либо оснащение достаточное, но воспитатели боятся материальной ответственности за порчу дорогостоящего оборудования. Несмотря на сложившуюся ситуацию все больше воспитателей отмечают педагогическую ценность дидактических игр :
• в дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности;
• они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль;
• необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей;
• дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным. [18]
Дидактическая задача воплощается создателями игры в соответствии содержания, реализуется с помощью игровых действий, которые выполняют дети. Детей привлекает в игре не дидактическая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, достичь результата.
Я. В. Волкова пишет, что «дидактические игры являются разновидностью игр с правилами, специально создаваемых в целях обучения и воспитания детей. Все дидактические игры можно разделить на игры с предметами, игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры» [5, c. 72]. На схеме 1 представлена классификация дидактических игр.
Схема 1 – классификация дидактических игр
Для успешной организации дидактических игр существуют три основных этапа: подготовка дидактической игры, непосредственно ее проведение, а также проведение итогов игры.
Готовясь, педагог отбирает дидактическую игру, которая отвечала бы задачам воспитания и обучения, а также соответствовала определенной возрастной группе. Педагог должен определить наиболее удобное время, а также место проведения дидактической игры. Он должен подготовить необходимый дидактический материал для выбранной игры, который должен быть красочными, крупными, прочным, иметь доступное для понимания ребёнка содержание. Педагог должен подготовиться сам, и что немаловажно подготовить детей к игре, так как игра чаще всего опирается на знания, уже имеющиеся у детей.
Далее педагог проводит дидактическую игру, где он: знакомит детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре; объясняет ход и правило игры.
В. В. Клименко отмечает, что каждая возрастная группа имеет свои особенности проведения дидактической игры. Рассмотрим особенности проведения в младшей группе. У детей младшего дошкольного возраста слабо развита координация движений, а также низкий уровень сенсорной и особенно моторной речи, поэтому обучение предметным действиям должно быть преимущественно индивидуальным, либо небольшими подгруппами. Целесообразно повторять одни и те же игры с детьми несколько раз. Дидактические игры проводятся ежедневно. Длительность игр зависит от их содержания и не должны превышать 5-8 мин. Важно помнить, что при проведении дидактической игры детям нельзя переутомляться. Дидактическая игра должна приносить радость и чувство удовлетворения от решения поставленных в ней задач.
С помощью дидактических игр дети младшего дошкольного возраста учатся обследовать предметы, знакомятся с их различными признаками. Дидактические игры также требуют от детей словесного обозначения этих признаков, что способствует развитие активного словаря. Одни игры дают представление о различных формах, цветах и размерах предметов («Чудесный мешочек», «Найди такой же предмет, как у меня», «Собери цветок», «Спрячь ежика» и др.). Другие игры учат ребенка группировать предметы по тому или иному признаку («Большой и маленький», «Найди домик зверятам (соответствующего цвета). Дети учатся сравнивать предметы, обладающие сходными и различными признаками. Таким образом дети подводятся к овладению сенсорными эталонами с помощью дидактических игр [8, c. 58].
В конце дидактической игры подводятся итоги по результатам, которых можно выявить какие приемы, при подготовке и проведения дидактической игры, оказались наиболее эффективными для достижения поставленных задач. А также о том будет ли она с интересом использоваться детьми в самостоятельной игровой деятельности.
Дидактические игры с предметами различны по игровым материалам, содержанию, организации поведения. В играх с предметами используются игрушки, реальные предметы, объекты природы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками : цветом, величиной, формой и качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установлению последовательности в решении задач.
Воспитателю необходимо обратить большое внимание на то, когда и какие игры нужно проводить на занятиях с детьми младшей группы. План проведения игр должен быть составлен с учетом развития детей и их возрастных особенностей. Воспитателям рекомендуется составлять перспективный план проведения дидактических игр на год (приложение 1) и картотеку этих игр (приложение 2).
Г. В. Белокурова пишет, что «составление разрезных картинок, складных кубиков направлено на развитие у детей умения из частей составлять предмет, логически мыслить, сосредоточенности внимания. Для дошкольников складывание целого из частей - процесс осмысления, работы воображения. Он облегчается подбором предметов и сюжетов, знакомых ребенку по опыту, показом целой картинки, постепенным прибавлением частей, которые надо сложить. В настоящее время стали популярными игры «Паззлы» на выдержку, где картинки разного содержания разделены на части» [3, c. 16].
В. В. Амосова отмечает, что «для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре основные группы. В первую группу входят игры, с помощью которых формируется умение выделять существенные признаки предметов : «Отгадай-ка», «Магазин».
Вторую группу составляют игры, используемые для развития умения сравнивать, сопоставлять, давать умозаключения «Похож - не похож», «Кто больше заметит небылиц». Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе : «Назови три предмета», «Назови, одним словом». В особую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления: «Краски», «Летает, не летает» [2, c. 4].
Работы авторов О. В. Коротких, Г. С. Мелицкая и Я. И. Прус показывают, что «не может быть одинакового подхода к созданию и отбору игрушек, должны учитывать возрастные закономерности развития игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста».
Таким образом, игровая среда развития детей в младшей группе должна служить интересам и потребностям детей, обогащать развитие и обеспечивать зону ближайшего развития детей, побуждать к мотивации и самообразованию, развивать навыки общения, формировать личностные качества детей и их опыт.
Игровая среда должна включать необходимые и достаточные предметы и игровое оборудование. Правила дидактической игры обеспечивают реализацию игрового содержания. Содержание и направленность обусловлены задачами развития личности детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и действиями.
Итак, для достижения качественного оснащения игровой среды младшей группы в соответствии с действующими нормативными требованиями, важно определиться с предметным содержанием методики, наполнить игровую среду качественными игровыми средствами и оборудованием, уметь их применять, владеть способами ее проектирования.