Наталья Кунгурцева
Консультация «Поощрение детей в дошкольных учреждениях»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая рекомендация.
Поощрение детей в дошкольных учреждениях.
Во все времена взрослых волновал вопрос по оптимальному воспитанию детей, – каким образом поощрять ребенка, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.
Поощрение – это признание, одобрение действий, согласие с ними. Это метод прямо противоположный наказанию. Он объясняет детям, что такое «хорошо», как можно и нужно поступать. Поощрение является позитивной составляющей полноценного воспитания.
Важность поощрения детей
Публикация «Консультация „Поощрение детей в дошкольных учреждениях“» размещена в разделах
Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к поощрениям. Слова одобрения, похвала взрослых являются для них стимулом самоутверждения в положительных поступках, уверенности в собственных возможностях. Одобрение, высказанное вовремя и умело, пробуждает в ребенке здоровое самолюбие: медлительный старается быть проворным, небрежно выполняющий задание стремится подтянуться и делать все лучше.
Для того чтобы поощрение являлось оценкой детского поведения и приобретало нравственный оттенок, надо, чтобы оно содержало в себе такие конкретные определения, как «послушный», «добрый», «вежливый», «трудолюбивый», «внимательный», «заботливый», «честный», «щедрый» и т. п. Этими словами как бы подчеркивают нравственный смысл того или иного поступка.
Поощрение формирует личностные качества, направляет на верное поведение. Благодаря поощрению ребенок чувствует себя включенным в жизнь, замеченным, небезразличным, нужным. Это с хорошей стороны отражается на психологическом состоянии, эмоциях. Кроме того, поощрение учит хорошим поступкам, показывает, что они действительно нужны людям.
С помощью этого метода воспитания развиваются следующие качества, черты характера:
доброта; ответственность; справедливость; аккуратность; честность; интерес к познанию; уверенность; самоконтроль и многие другие.
В своей группе я использую метод поощрения жетонами.
Основной целью является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, для осуществления которой необходимо решение следующих задач:
• присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
• развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
• становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
• развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
Жетоны — это расчетный материал, дети изготавливают их самостоятельно, вырезая из картона.
Для начала на собрании в группе воспитатель рассказывает родителям о цели, особенностях использования этого метода. Главный акцент следует сделать на нравственное воспитание детей. Рассказать о «штрафных санкциях» за нарушение правил поведения. Совместно обсуждаются общие организационные и содержательные моменты.
С детьми проводится беседа в кругу. Вместе с воспитателем дети повторяют правила поведения в детском саду. Далее воспитатель с детьми оформляют памятки. (которые располагают в группе)
Вместе с детьми разрабатывается схема поощрения.
1. Соблюдение правил личной гигиены без напоминания взрослого.
1 жетон
2. Приветствие и прощание без напоминания взрослого.
1 жетон
3. Активность на занятии. 1 жетон
И т. д.
Схема штрафных санкций.
1. Забрал игрушку. Нет жетонов
2. Грубо разговаривал со взрослым. Нет жетонов
3. Громко кричал в группе Нет жетонов
4. Подрался. Нет жетонов
В схеме можно использовать символы вместо слов.
Совместно с воспитателем или с родителями изготавливают сумочки для жетонов, а также блокнот.
В конце каждого дня дети с воспитателем в кругу подводят итоги. Обмениваются впечатлениями. Воспитатель вручает жетоны. И если требуется применяет штрафную санкцию, используя слова: «Ты сегодня был очень шумный, если завтра ты попробуешь быть по тише, то обязательно получишь жетон и т. д.
В конце каждой недели дети подсчитывают свои жетоны.
Для дальнейшего использования жетон в своей группе мы проводим праздник-ярмарку. Проведению этого праздника могут поспособствовать родители. Желающие дети могут принести на ярмарку маленькие наклейки и поделки, сделанные совместно с родителями.
Все располагается на столах и оценивается стоимость товара.
Жетоны дети используют как расчетный материал. В блокноты дети вклеивают приобретённые наклейки.
Данная технология позволяет зафиксировать следующие изменения у детей :
- дети стали более открытыми и свободными в общении друг с другом и педагогами;
- осваивают нормы и правила поведения и общения друг с другом и со взрослыми;
- дети стали отзывчивее друг к другу;
- стеснительные дошкольники стали более активными и смелыми в общении, гиперактивные – уравновешенными и рассудительными;
- способны к саморегуляции своего поведения;
- способны осуществлять самооценку своих действий;
- закрепляется интерес к познанию.
Таким образом, с помощью технологии «Поощрения» воспитатель создают атмосферу, в которой дошкольники учатся общаться, устанавливают дружеские взаимоотношения со сверстниками и взаимодействуют со взрослыми.
Поощрение – это неотъемлемая часть воспитания. Пользуйтесь им, направляйте детей на благие поступки, прививая только положительные качества, которыми должен обладать человек.