Микушова Надежда
Занятие в средней группе «Культура и традиции русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Культура и традиции русского народа»
Занятие в средней группе.
Цель: формирование у детей представлений о культуре и традициях русского народа.
Задачи :
Образовательные: расширять знания детей о народных промыслах и традициях.
Развивающие: развивать и активизировать речь детей, мышление, память, развивать художественно-эстетический вкус.
Публикация «Занятие в средней группе „Культура и традиции русского народа“» размещена в разделах
Воспитательные: Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его традициям.
Оборудование:
Географическая карта, иллюстрации с изображением природы России, презентация «Русские народные сказки», изделия народно-прикладного искусства, презентация «Хлебные изделия», овощи, крупы.
Интеграция областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Ход НОД:
(Звучит песня «Золотая Ярмарка» дети заходят в группу).
Воспитатель: я сегодня нарядная к вам пришла, посмотрите на меня! Какой на мне костюм?
Предполагаемый ответ: Русский народный.
Воспитатель: А хотите узнать, почему я пришла к вам в русском костюме?
Предполагаемый ответ: Да.
Воспитатель: Ребята, я хочу сегодня с вами поговорить о нашей стране, ее обычаях и традициях. Как называется страна, в которой мы живем? (Ответы детей)
Показываю на карте нашу страну и ее границы.
Россия – страна очень большая и красивая. В лесах России растет много ягод и грибов, живет много разных зверей и птиц. Через нашу страну протекает много рек. А вы знаете как называется столица нашей Родины? Столица нашей Родины -г. Москва.
Воспитатель: Богата наша страна не только лесами, животными, но и прекрасными талантливыми людьми. Что русский народ умел делать очень хорошо, как вы думаете? Что вы сами любите с детства слушать? (Ответы детей)
Воспитатель: Русские люди сочинили много очень хороших, интересных сказок. Какие русские народные сказки вы знаете? (Ответы детей)
Дидактическая игра «Отгадай сказку» (презентация «Угадай-ка сказку»)
Воспитатель: А еще русский народ любил устраивать ярмарки, где продаются прекрасные изделия, сделанные руками русских мастеров. Вот и я предлагаю вам сейчас отправиться на ярмарку. Пойдемте ребята, погуляем по ярмарке. А сколько игрушек здесь! Давайте посмотрим, что за товар здесь на прилавке лежит. Давайте возьмем в руки игрушки, посмотрим и расскажем, что мы о них знаем (Рассказы детей о предметах народно-прикладного искусства : дымковских игрушках, свистульках, кружевах, матрешках.)
Воспитатель: У каждого народа есть свои традиции. Как вы понимаете это слово? Что такое традиция (ответы детей).
Воспитатель: традиция – это то, что передается от одного поколения людей другому.
Традиции бывают семейные. Например, почти во всех семьях отмечают дни рождения членов семьи, поздравляют женщин в день Восьмого марта и др.
Есть традиции всенародные : празднование Нового года, дня Победы, Масленицы с блинами и катанием на горках.
А еще есть традиции связанные с приготовлением разных блюд – традиционная кухня. Она зависит от того, что выращивают в стране.
Что выращивают в России?
Дети: овощи, фрукты, пшеницу, рожь.
Воспитатель: А еще русские люди очень любят щи. Из чего варят щи?
(ответы детей)
Дидактическая игра «Узнай на ощупь» (картошка, капуста, лук, морковь)
Воспитатель: У русского народа есть такая поговорка: «Щи да каша – пища наша». Значит, что еще любят наши люди?
Дети: Кашу.
Физкультминутка «Кашка-малашка»
Кашка-малашка, ты так хороша, (одна рука согнута в локте имитирует кастрюлю, другой рукой помешиваем)
Если добавить стакан молока. (“Наливаем молоко”)
Сахар и соль мы щепоткой кладем, (соответствующие движения)
Кашку-малашку мы деткам даем. (Дающее движение рук)
Кашка-малашка, ты так хороша,
Если добавить кувшин молока. (“Держим кувшин двумя руками”)
Сахар и соль мы ложкой кладем, (соответствующие движения)
Кашку-малашку мы мамам даем. (Дающее движение рук)
(Низким голосом)
Кашка-малашка, ты так хороша,
Если добавить ведро молока. (“С трудом наливаем”)
Сахар и соль мы горстями кладем, (соответствующие движения)
Кашку-малашку мы папам даем (дающее движение рук)
Воспитатель: Из чего можно сварить кашу?
Дети: Из крупы.
(На столе баночки с крупами)
Воспитатель: Назовите крупы.
Дидактическая игра: «Какая каша?»
(Из манки – манная, из пшена – пшенная, из гречки – гречневая, из риса - рисовая, из кукурузы – кукурузная.)
Воспитатель: В нашей стране очень много национальных блюд готовят из муки, например: блины, каравай, расстегай.
(показать слайд-шоу изображений хлебных изделий, рассмотреть и назвать их с детьми)
Воспитатель: Вот это ярмарка у нас, сколько игрушек на ней, да веселья. А ещё на Ярмарке продавали сладости разные, пироги да пышки, бублики да пряники. Давайте мы с вами для наших родных подарки приготовим, своими руками.
Воспитатель: Я приглашаю вас в нашу мастерскую, будете сегодня настоящими мастерами, сделаем куличи для своих родных.
(Дети садятся за столы)
Воспитатель: А, чтобы куличи получились красивые да ладные, надо нам пальчики размять.
Пальчиковая гимнастика «Женины гости»
(практическая работа)
Дети работают под музыкальное сопровождение русской народной песни «Золотая Ярмарка».
Воспитатель: Замечательные куличи получились. Уходить нам с ярмарки пора. В детский сад возвращаться. Понравилась Вам ребята Русская Ярмарка?
Предполагаемый ответ: Понравилась!
Воспитатель: А чем?
Предполагаемый ответ: Весело на ярмарке, игрушек много. Можно танцевать и сладости кушать. Подарки делать своими руками.
До свидания гости дорогие!