Екатерина Панкратова
Куклы из бабушкиного сундука…
▼ Скачать + Заказать документы
слайд 1
Презентация на тему:
«Куклы из бабушкиного сундука»
«Тряпичная кукла целый мир, в котором хочется
утонуть с головой»
В. А. Сухомлинский
слайд 2
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим…
слайд 3
Актуальность
Тряпичная кукла – это часть традиционной культуры, уходящая своими
корнями в глубокую древность.
Публикация «Куклы из бабушкиного сундука…» размещена в разделах
В условиях поиска ценностных приоритетов в воспитании подрастающего
поколения вполне правомерным является обращение к народным
традициям воспитания, к традиционной народной культуре. В
последние годы возрастает интерес к традиционной тряпичной кукле, происходит ее истинное возрождение. Это неслучайно.
Погружаясь в историю, традиции, обычаи, связанные с использованием
тряпичной куклы в быту и в процессе «взращивания» детей, перед
нами открывается мудрый опыт предков: вся глубина предоставлений
о семье, семейном укладе, о женских мужских ролях, о материнстве и
т, п, Изучая тряпичную куклу, происходит знакомство с фольклором,
традиционными обрядами и обычаями жизни людей в старину, с их
обязанностями, с тем, как они проводили свободное время, как
одевались, как к ним относились окружающие и др. Сейчас, в наше
нестабильное время, как никогда могут пригодиться и оказать нам
неоценимую помощь знания и опыт предков.
слайд 4
Цель:
Познакомить детей с историей России на примере тряпичной куклы.
Пробудить у детей интерес к миру тряпичной куклы.
Воспитывать интерес к народным промыслам.
слайд 5
Задачи:
Воспитательные.
Воспитать любовь к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров.
Способствовать отражению полученных впечатлений в организованной деятельности: игровой, речевой, коммуникативной, театрализованной, музыкальной, творческой.
Способствовать единению семьи, приобщая к народной культуре через совместное творчество детей и родителей.
Образовательные.
Предоставить тряпичную куклу как музейный экспонат. Познакомить детей с историей и традициями на Руси. Познакомить детей с народной игрушкой, подвести к мысли о неоднозначности куклы в народных традиции (кукла-игрушка, кукла-оберег, кукла обрядовая).
Познакомить детей с содержанием игр с народными игрушками, возможность использовать их в разных видах детской деятельности.
Развивающие.
Развивать оздоровительные интеграционные качества ребенка средствами физического воспитания в подвижных, народных и других играх.
Развивать познавательную активность эстетическое восприятие.
Развивать внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох.
Развивать навыки самостоятельности, творчество.
слайд 6
История тряпичной куклы
Тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России.
Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних
обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство
изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции
и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из
подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши
предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить
счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто
носились как талисманы.
Куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица, то есть без души, не может поселиться нечистая сила. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась
предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых,
недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была
принести ему благополучие, здоровье, радость.
Это чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного
лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла
смеяться и плакать.
слайд 7
Тряпичные куклы по назначению
делятся на три группы: куклы –
обереги, куклы – обрядовые,
игровые куклы.
Куклы - оберег – амулет или волшебное заклинание,
спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.
Обрядовые куклы имели ритуальные назначение, с ними совершали своеобразные обряды кукол почитали и ставили в избе в красный угол.
Игровые куклы, предназначались для забавы детям.
слайд 8
фотографии.
слайд 9
дела давно минувших дней,
или Куклы наших бабушек
Наши бабушки и прабабушки когда-то были маленькими девочками и тоже играли в куклы. Все, чему они научились во время игры:
вязать,шить,плести,работать с бисером,вышивать,обустройству кукольного мира-они передали нашим мамам.
спасибо,бабушки!
слайд 10
заключение
куклы в подрастающего современного человека играют важную роль. Человек должен переживать детство,в зависимости от того,каким будет это детство,в какие куклы он играет,он станет полноценной либо неполноценной личностью,добьется или не добьется чего-то. И не важно, какие куклы нам больше нравятся :роботы,пупсики,барби или бабушкины тряпичные куклы. Главное,чтобы мы их любили и они будут нам добрыми друзьями!