Папки-передвижки

Кукла-оберег Кубышка. Открытое занятие в рамках реализации проекта «Кукла моя изначальная» (10 фото)

Елена Швецова
Кукла-оберег Кубышка. Открытое занятие в рамках реализации проекта «Кукла моя изначальная»
▼ Скачать + Заказать документы

Кукла-оберег Кубышка.

Кукла-оберег Кубышка. Открытое занятие в рамках реализации проекта «Кукла моя изначальная»

Открытое интегрированное занятие для воспитанников старшей группы в рамках реализации проекта "Кукла моя изначальная".

Разработано:

Педагогом дополнительного образования Швецовой Еленой Николаевной.

Воспитателем Симоновой Ириной Анатольевной.

Публикация «Кукла-оберег Кубышка, Открытое занятие в рамках реализации проекта „Кукла моя изначальная“» размещена в разделах

Задачи. Научить мастерить традиционную куклу Кубышку бесшовным способом. Совершенствовать трудовые навыки – сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание. Научить разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные ситуации, соответствующие традиционным обрядам.

Технологическая карта «Кукла Кубышка» в наглядно-методическом пособии для старшей группы.

Материал, инструменты, оборудование. Коллекция текстильных кукол, фотографии тряпичных игрушек детей, выполненных в средней и старшей группах, лоскутки разного цвета на выбор детям и родителям, детский носочек для набивки его зерном или травами, крепкие нитки, набивка (вата, синтепон, нитки, ножницы, крупа или зерно, тонкие цветные ленточки или тесьма, душистые травы.

Предварительная работа. Воспитатель организует с детьми посиделки, на которых просит рассказать о том, что они успели узнать о тряпичных куклах.

Информация для педагогов и родителей.

Гречиху сеяли в день, который по народному календарю так и назывался – Акулина Гречишница. Сев сопровождался обрядом – первые горсти отборной гречихи для посева брали из потаенного мешочка, сшитого в виде небольшой куколки. С горстью этой крупы новому урожаю старались передать сбереженные силы кормилицы земли. После уборочной куклу-мешочек наполняли крупой нового урожая. Куклу наряжали и бережно хранили до следующего урожая в красном углу избы рядом с иконами. Куклу любовно звали Крупеничкой, Зернушкой, Зерновушкой или куклой Кубышкой.

Кукла-Кубышка символизировала достаток в доме, была своего рода оберегом семьи. Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы - мешочек, наполненный зерном. Также эту куклу могла делать женщина, чтобы у неё были дети. Мастерили куклу-Кубышку в тех районах, где выращивали злаковые культуры. А так как Кубань издревле славится своими урожаями хлеба, то это исконно кубанская куколка.

Содержание совместной продуктивной деятельности педагога, детей и родителей.

Воспитатель в казачьем костюме встречает детей в мини-музее «Тряпичная кукла» ДОУ.

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу в мою горницу, рассаживайтесь поудобнее, всем места хватит. Сядем с вами рядком да поговорим ладком. Расскажу я вам про то, как на Руси нашей разных кукол мастерили.

Дети, посмотрите, кто у меня сидит на лавке? (Куклы). Правильно, это куклы-игрушки. У вас у всех дома есть игрушки. Откуда у вас появились игрушки? (Подарили родители). Где их покупают? (В магазине). А как вы думаете, где делают игрушки? (На фабрике). Правильно, ваши игрушки сделаны на фабрике игрушек.

Когда-то очень давно, когда ваши бабушки были маленькими, игрушек было мало. И их родители сами мастерили игрушки. Их делали из разных материалов – из соломы, из глины, из ниток или брали просто деревянную палочку, заворачивали в тряпочку и играли с ней.

Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута ткани, специально делали в подарок к крестинам, ко дню ангела, к празднику, показывая тем самым любовь и заботу к родственникам.

В семье же для своих детей, куклы “вертели” обычно из старого тряпья. И не потому, что были бедными, а потому что считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом. Для кукол чаще всего использовали подолы женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма, соприкасаясь с землей и вбирая, таким образом, ее силу, передавали ее ребенку. Лоскутки для кукол всегда рвали по прямой нитке, а не отрезали ножницами. Считалось, что такая игрушка помогала ее маленькой хозяйке не болеть.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое.

Воспитатель: Скажите, если игрушка, сделана из дерева, какая она? (деревянная)

Из глины? (глиняная)

Из соломы? (соломенная)

Из тряпочки? (тряпичная)

Из резины? (резиновая)

Воспитатель: Что-то вы засиделись без дела. Не пора ли поиграть?

Русская народная игра «Идет коза по лесу».

Воспитатель: Отдохнули? А теперь от скуки берем дело в руки. Давайте вспомним поговорки о труде.

Дети: Делу время – потехе час.

Уменье и труд все перетрут.

Дело мастера боится.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас в гостях наш художник – Елена Николаевна. Она пришла не одна, а со своими куклами.

Педагог по ИЗО: Сегодня мы с вами на одно мгновение вернёмся в тот мир и познакомимся с куклами из бабушкиного сундука.

Звучит русская народная музыка, педагог по ИЗО идёт и берёт сундучок со словами:

«Посмотрите, у нас в мастерской сундук стоит,

Я уверена, много тайн он хранит,

К сундуку я сейчас пойду,

Может, что-нибудь в нём найду.»

Педагог по ИЗО достаёт тряпичные куклы и показывает детям.

Педагог по ИЗО: В этом сундучке живут необычные куклы. В старину на Руси кукол делали для разных случаев, таких кукол не купишь в магазине, они сделаны своими руками, а главное с большой любовью.

Куклы бывают: ИГРОВЫЕ, ОБРЯДОВЫЕ, ОБЕРЕГОВЫЕ. Мы уже с вами знаем много народных кукол. Вот эта куколка какая?

Педагог достаёт из сундучка куклу игровую – ПОЛЕШКО.

Фото «Кукла моя изначальная»

Дети. Это обыкновенная игровая кукла «ПОЛЕШКО», с такими куклами играли дети. Она делалась из обыкновенного полена, на котором завязывались платок и тряпица вместо платья – игрушка готова.

Воспитатель:

Засиделись наши ножки,

Надо их размять немножко.

В круг скорее вы вставайте,

С куклой «ПОЛЕШКО» поиграйте.

Все дети встают в круг, в центре водящий-воспитатель с куклой в руках. Все двигаются по кругу и поют.

Идём мы все по кругу, по кругу, по кругу,

Приветствуя друг друга, друг друга, друг друга.

-С куклой ты попрыгаешь?

- Попрыгаю, попрыгаю!

- А ты ножками подрыгаешь?

- Подрыгаю, подрыгаю!

-А ты ручками похлопаешь?

- Похлопаю, похлопаю!

- А ты ножками потопаешь?

- Потопаю, потопаю!

-Ручками помашем?

-Помашем, помашем!

-А потом попляшем?

- Попляшем, попляшем!

После игры дети рассаживаются на свои места.

Педагог по ИЗО достает из бабушкиного сундучка ОБРЯДОВУЮ куклу – «Купавку».

Кукла-оберег Кубышка. Открытое занятие в рамках реализации проекта - фото

Педагог по ИЗО: А вот еще одна кукла, она называется обрядовая, потому что ее мастерили летом на праздник Ивана Купалы. Делали Купавку на крестообразной основе, наряжали в женские одежды (рубаху, сарафан, пояс). На руки Купавки вешали ленточки — заветные девичьи желания, потом их отправляли плыть по реке. Ленточки, плывущие по реке, забирали с собой несчастья и невзгоды и приводили женихов.

Педагог по ИЗО: А ещё в бабушкином сундуке есть куклы ОБЕРЕГОВЫЕ. А кто знает, ребята, что такое оберег?

Дети. Это предмет, который защищал людей от разных бед.

Педагог по ИЗО: Правильно, оберег оберегает человека от несчастий, защищает от болезней, охраняет дом.

Педагог подходит к сундуку и достаёт куклу – оберег.

Педагог по ИЗО: Ребята, как называется эта куколка?

Дети. Бессонница.

Фото №1 Кукла оберег Кубышка

Педагог по ИЗО: Почему её так называют?

Дети. В старину, когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутков ткани куклу-оберег «Бессонницу» и кидала ее в колыбель, приговаривая:

«Сонница-бессонница, не играй моим дитятком, а играй этой куколкой».

Педагог достаёт следующую куколку.

Педагог по ИЗО: А это что за кукла?

Дети. Лихорадка.

Педагог по ИЗО: Правильно. А для чего её мастерили?

Дети. Такая кукла было оберегом от болезней. Куклы Лихорадки спасали семью от болезней. Двенадцать куколок Лихорадок, по числу месяцев в году, спеленатые как младенцы, скрепленные вместе, помещались за печкой, чтобы их никто не видел.

Педагог достаёт из сундучка ещё одну обереговую куколку.

Педагог по ИЗО: Как называется эта куколка?

Фото №2 Открытое интегрированное занятие для воспитанников старшей группы в рамках реализации проекта

Дети. Пеленашка. В раннем возрасте ребёнку давали куклу «ПЕЛЕНАШКУ». Ребёнок мог схватить её, подержать, бросить. Она была одной из самых долго хранящихся и любимых девочками кукол. С ней можно было играть в дочки-матери, заворачивать её, пеленать, укачивать, кормить. Эта кукла защищала ребёнка от зла до крещения.

Педагог по ИЗО: А какая кукла считалась оберегом хорошего настроения?

Дети. Колокольчик.

Педагог достает из сундучка куклу «Колокольчик».

Фото №3 Кукла Травница Кукла моя изначальная

Воспитатель: Пусть куколка эта и нас повеселит.

Ну, ребята, все вставайте,

Песню дружно начинайте.

Дети исполняют песню «Кукла – колокольчик» на мотив русской народной мелодии.

Фото №4 Разработано Педагогом дополнительного образования Швецовой Еленой Николаевной

1.

У кого в руках игрушка, кукла – милая подружка.

В хоровод скорей вставайте, песню дружно начинайте.

ПРИПЕВ: Вот она, вот она,

Кукла милая моя.

Я подружку смастерила,

Душу я в неё вложила.

2. Колокольчиком зову я куклу милую мою.

Она радость в дом приносит, оберегая всю семью.

ПРИПЕВ:

3. Есть особенность у куклы – на ней юбок ровно три.

Это счастье человека, символ веры, доброты.

ПРИПЕВ:

4. Для того, чтоб настроенье было поднятым всегда,

Нужно, чтобы в каждом доме эта куколка была.

ПРИПЕВ:

После песни дети садятся на свои места.

Педагог. Сегодня я хочу познакомить вас с ещё одной обереговой куколкой - «Кубышкой».

Педагог по ИЗО показывает куклу Кубышку и рассказывает про нее сказку.

Педагог достаёт из сундучка куклу «Зернушку».

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему её так назвали? (Внутри у нее насыпано зерно).

Ребята, Зернушка хочет с вами поиграть в игру «Добавь недостающее слово и заверши пословицу».

1. Не красна изба углами, а красна … пирогами.

2. Вся семья вместе, так и душа … на месте.

3. Готовь сани летом, а телегу …. зимой.

4. Хочешь есть калачи – не сиди на … печи.

5. Что в поле родится, все в доме … пригодится

6. В гостях хорошо, а дома … лучше.

Педагог по ИЗО поясняет технологию изготовления с применением наглядно-методического пособия «Кукла Кубышка» для подготовительной группы, показывает отдельные (наиболее сложные) операции и предлагает детям вместе с родителями смастерить таких куколок из лоскутков и ниток.

Фото №5 Воспитателем Симоновой Ириной Анатольевной

После занятия. По окончании работы дети встают в круг и строят «Пирамиду добра».

Педагог предлагает детям подарить своих куколок-оберегов своим родным. Но вместе с подарком надо пожелать им что-нибудь хорошее и доброе.

Подумайте, чтобы вы доброе и хорошее пожелали человеку, которому сделали оберег? Кто придумал – выходит в круг, произносит свое доброе пожелание, вытягивает руку вперед и кладет ее сверху на ладонь педагога или на ладонь ребенка, уже высказавшего свое пожелание.

После того, как все дети выскажут свои пожелания – возведут пирамиду добра из своих ладошек.

Фото №6 Публикация Кукла оберег Кубышка Открытое занятие в рамках реализации проекта Кукла моя изначальная размещена в разделах Конспекты занятий

Педагог тихонько раскачивает пирамиду рук со словами: «Пусть наши пожелания услышат все и пусть они сбудутся!» - подталкивает лежащие ладони детей вверх, рассыпая пирамиду добра.

Практический результат: Коллективная выставка «Оберег моей семьи», в котором куклы Кубышки, изготовленные детьми из разноцветных лоскутков, размещаются на кружевной ленте.

Фото №7 Все конспекты Кукла Травница Куклы обереги

Публикации по теме:

Проект «Кукла моя изначальная»Проект «Кукла моя изначальная» .

Весенние куклы на основе Кувадки. Семинар-практикум для воспитателей ДОУВесенние куклы на основе Кувадки. Семинар-практикум для воспитателей ДОУ Весенние куклы на основе Кувадки. Семинар-практикум для воспитателей ДОУ. Здравствуйте, уважаемые коллеги! На базе нашего дошкольного учреждения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кукла-оберег Кубышка. Открытое занятие в рамках реализации проекта «Кукла моя изначальная»
Опубликовано: 7 июня 2014 в 12:29
+76Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Кукла-оберег Кубышка. Открытое занятие в рамках реализации проекта «Кукла моя изначальная»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Швецова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 72.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД