Елена Швецова
Кукла-оберег Кубышка. Открытое занятие в рамках реализации проекта «Кукла моя изначальная»
▼ Скачать + Заказать документы
Кукла-оберег Кубышка.
Открытое интегрированное занятие для воспитанников старшей группы в рамках реализации проекта "Кукла моя изначальная".
Разработано:
Педагогом дополнительного образования Швецовой Еленой Николаевной.
Воспитателем Симоновой Ириной Анатольевной.
Публикация «Кукла-оберег Кубышка, Открытое занятие в рамках реализации проекта „Кукла моя изначальная“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла Травница
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Народные куклы. Проекты, планы
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
Задачи. Научить мастерить традиционную куклу Кубышку бесшовным способом. Совершенствовать трудовые навыки – сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание. Научить разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные ситуации, соответствующие традиционным обрядам.
Технологическая карта «Кукла Кубышка» в наглядно-методическом пособии для старшей группы.
Материал, инструменты, оборудование. Коллекция текстильных кукол, фотографии тряпичных игрушек детей, выполненных в средней и старшей группах, лоскутки разного цвета на выбор детям и родителям, детский носочек для набивки его зерном или травами, крепкие нитки, набивка (вата, синтепон, нитки, ножницы, крупа или зерно, тонкие цветные ленточки или тесьма, душистые травы.
Предварительная работа. Воспитатель организует с детьми посиделки, на которых просит рассказать о том, что они успели узнать о тряпичных куклах.
Информация для педагогов и родителей.
Гречиху сеяли в день, который по народному календарю так и назывался – Акулина Гречишница. Сев сопровождался обрядом – первые горсти отборной гречихи для посева брали из потаенного мешочка, сшитого в виде небольшой куколки. С горстью этой крупы новому урожаю старались передать сбереженные силы кормилицы земли. После уборочной куклу-мешочек наполняли крупой нового урожая. Куклу наряжали и бережно хранили до следующего урожая в красном углу избы рядом с иконами. Куклу любовно звали Крупеничкой, Зернушкой, Зерновушкой или куклой Кубышкой.
Кукла-Кубышка символизировала достаток в доме, была своего рода оберегом семьи. Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы - мешочек, наполненный зерном. Также эту куклу могла делать женщина, чтобы у неё были дети. Мастерили куклу-Кубышку в тех районах, где выращивали злаковые культуры. А так как Кубань издревле славится своими урожаями хлеба, то это исконно кубанская куколка.
Содержание совместной продуктивной деятельности педагога, детей и родителей.
Воспитатель в казачьем костюме встречает детей в мини-музее «Тряпичная кукла» ДОУ.
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу в мою горницу, рассаживайтесь поудобнее, всем места хватит. Сядем с вами рядком да поговорим ладком. Расскажу я вам про то, как на Руси нашей разных кукол мастерили.
Дети, посмотрите, кто у меня сидит на лавке? (Куклы). Правильно, это куклы-игрушки. У вас у всех дома есть игрушки. Откуда у вас появились игрушки? (Подарили родители). Где их покупают? (В магазине). А как вы думаете, где делают игрушки? (На фабрике). Правильно, ваши игрушки сделаны на фабрике игрушек.
Когда-то очень давно, когда ваши бабушки были маленькими, игрушек было мало. И их родители сами мастерили игрушки. Их делали из разных материалов – из соломы, из глины, из ниток или брали просто деревянную палочку, заворачивали в тряпочку и играли с ней.
Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута ткани, специально делали в подарок к крестинам, ко дню ангела, к празднику, показывая тем самым любовь и заботу к родственникам.
В семье же для своих детей, куклы “вертели” обычно из старого тряпья. И не потому, что были бедными, а потому что считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом. Для кукол чаще всего использовали подолы женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма, соприкасаясь с землей и вбирая, таким образом, ее силу, передавали ее ребенку. Лоскутки для кукол всегда рвали по прямой нитке, а не отрезали ножницами. Считалось, что такая игрушка помогала ее маленькой хозяйке не болеть.
Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое.
Воспитатель: Скажите, если игрушка, сделана из дерева, какая она? (деревянная)
Из глины? (глиняная)
Из соломы? (соломенная)
Из тряпочки? (тряпичная)
Из резины? (резиновая)
Воспитатель: Что-то вы засиделись без дела. Не пора ли поиграть?
Русская народная игра «Идет коза по лесу».
Воспитатель: Отдохнули? А теперь от скуки берем дело в руки. Давайте вспомним поговорки о труде.
Дети: Делу время – потехе час.
Уменье и труд все перетрут.
Дело мастера боится.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас в гостях наш художник – Елена Николаевна. Она пришла не одна, а со своими куклами.
Педагог по ИЗО: Сегодня мы с вами на одно мгновение вернёмся в тот мир и познакомимся с куклами из бабушкиного сундука.
Звучит русская народная музыка, педагог по ИЗО идёт и берёт сундучок со словами:
«Посмотрите, у нас в мастерской сундук стоит,
Я уверена, много тайн он хранит,
К сундуку я сейчас пойду,
Может, что-нибудь в нём найду.»
Педагог по ИЗО достаёт тряпичные куклы и показывает детям.
Педагог по ИЗО: В этом сундучке живут необычные куклы. В старину на Руси кукол делали для разных случаев, таких кукол не купишь в магазине, они сделаны своими руками, а главное с большой любовью.
Куклы бывают: ИГРОВЫЕ, ОБРЯДОВЫЕ, ОБЕРЕГОВЫЕ. Мы уже с вами знаем много народных кукол. Вот эта куколка какая?
Педагог достаёт из сундучка куклу игровую – ПОЛЕШКО.
Дети. Это обыкновенная игровая кукла «ПОЛЕШКО», с такими куклами играли дети. Она делалась из обыкновенного полена, на котором завязывались платок и тряпица вместо платья – игрушка готова.
Воспитатель:
Засиделись наши ножки,
Надо их размять немножко.
В круг скорее вы вставайте,
С куклой «ПОЛЕШКО» поиграйте.
Все дети встают в круг, в центре водящий-воспитатель с куклой в руках. Все двигаются по кругу и поют.
Идём мы все по кругу, по кругу, по кругу,
Приветствуя друг друга, друг друга, друг друга.
-С куклой ты попрыгаешь?
- Попрыгаю, попрыгаю!
- А ты ножками подрыгаешь?
- Подрыгаю, подрыгаю!
-А ты ручками похлопаешь?
- Похлопаю, похлопаю!
- А ты ножками потопаешь?
- Потопаю, потопаю!
-Ручками помашем?
-Помашем, помашем!
-А потом попляшем?
- Попляшем, попляшем!
После игры дети рассаживаются на свои места.
Педагог по ИЗО достает из бабушкиного сундучка ОБРЯДОВУЮ куклу – «Купавку».
Педагог по ИЗО: А вот еще одна кукла, она называется обрядовая, потому что ее мастерили летом на праздник Ивана Купалы. Делали Купавку на крестообразной основе, наряжали в женские одежды (рубаху, сарафан, пояс). На руки Купавки вешали ленточки — заветные девичьи желания, потом их отправляли плыть по реке. Ленточки, плывущие по реке, забирали с собой несчастья и невзгоды и приводили женихов.
Педагог по ИЗО: А ещё в бабушкином сундуке есть куклы ОБЕРЕГОВЫЕ. А кто знает, ребята, что такое оберег?
Дети. Это предмет, который защищал людей от разных бед.
Педагог по ИЗО: Правильно, оберег оберегает человека от несчастий, защищает от болезней, охраняет дом.
Педагог подходит к сундуку и достаёт куклу – оберег.
Педагог по ИЗО: Ребята, как называется эта куколка?
Дети. Бессонница.
Педагог по ИЗО: Почему её так называют?
Дети. В старину, когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутков ткани куклу-оберег «Бессонницу» и кидала ее в колыбель, приговаривая:
«Сонница-бессонница, не играй моим дитятком, а играй этой куколкой».
Педагог достаёт следующую куколку.
Педагог по ИЗО: А это что за кукла?
Дети. Лихорадка.
Педагог по ИЗО: Правильно. А для чего её мастерили?
Дети. Такая кукла было оберегом от болезней. Куклы Лихорадки спасали семью от болезней. Двенадцать куколок Лихорадок, по числу месяцев в году, спеленатые как младенцы, скрепленные вместе, помещались за печкой, чтобы их никто не видел.
Педагог достаёт из сундучка ещё одну обереговую куколку.
Педагог по ИЗО: Как называется эта куколка?
Дети. Пеленашка. В раннем возрасте ребёнку давали куклу «ПЕЛЕНАШКУ». Ребёнок мог схватить её, подержать, бросить. Она была одной из самых долго хранящихся и любимых девочками кукол. С ней можно было играть в дочки-матери, заворачивать её, пеленать, укачивать, кормить. Эта кукла защищала ребёнка от зла до крещения.
Педагог по ИЗО: А какая кукла считалась оберегом хорошего настроения?
Дети. Колокольчик.
Педагог достает из сундучка куклу «Колокольчик».
Воспитатель: Пусть куколка эта и нас повеселит.
Ну, ребята, все вставайте,
Песню дружно начинайте.
Дети исполняют песню «Кукла – колокольчик» на мотив русской народной мелодии.
1.
У кого в руках игрушка, кукла – милая подружка.
В хоровод скорей вставайте, песню дружно начинайте.
ПРИПЕВ: Вот она, вот она,
Кукла милая моя.
Я подружку смастерила,
Душу я в неё вложила.
2. Колокольчиком зову я куклу милую мою.
Она радость в дом приносит, оберегая всю семью.
ПРИПЕВ:
3. Есть особенность у куклы – на ней юбок ровно три.
Это счастье человека, символ веры, доброты.
ПРИПЕВ:
4. Для того, чтоб настроенье было поднятым всегда,
Нужно, чтобы в каждом доме эта куколка была.
ПРИПЕВ:
После песни дети садятся на свои места.
Педагог. Сегодня я хочу познакомить вас с ещё одной обереговой куколкой - «Кубышкой».
Педагог по ИЗО показывает куклу Кубышку и рассказывает про нее сказку.
Педагог достаёт из сундучка куклу «Зернушку».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему её так назвали? (Внутри у нее насыпано зерно).
Ребята, Зернушка хочет с вами поиграть в игру «Добавь недостающее слово и заверши пословицу».
1. Не красна изба углами, а красна … пирогами.
2. Вся семья вместе, так и душа … на месте.
3. Готовь сани летом, а телегу …. зимой.
4. Хочешь есть калачи – не сиди на … печи.
5. Что в поле родится, все в доме … пригодится
6. В гостях хорошо, а дома … лучше.
Педагог по ИЗО поясняет технологию изготовления с применением наглядно-методического пособия «Кукла Кубышка» для подготовительной группы, показывает отдельные (наиболее сложные) операции и предлагает детям вместе с родителями смастерить таких куколок из лоскутков и ниток.
После занятия. По окончании работы дети встают в круг и строят «Пирамиду добра».
Педагог предлагает детям подарить своих куколок-оберегов своим родным. Но вместе с подарком надо пожелать им что-нибудь хорошее и доброе.
Подумайте, чтобы вы доброе и хорошее пожелали человеку, которому сделали оберег? Кто придумал – выходит в круг, произносит свое доброе пожелание, вытягивает руку вперед и кладет ее сверху на ладонь педагога или на ладонь ребенка, уже высказавшего свое пожелание.
После того, как все дети выскажут свои пожелания – возведут пирамиду добра из своих ладошек.
Педагог тихонько раскачивает пирамиду рук со словами: «Пусть наши пожелания услышат все и пусть они сбудутся!» - подталкивает лежащие ладони детей вверх, рассыпая пирамиду добра.
Практический результат: Коллективная выставка «Оберег моей семьи», в котором куклы Кубышки, изготовленные детьми из разноцветных лоскутков, размещаются на кружевной ленте.