Марина Мацуга
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Кто сказал, что осень-грустная пора!»
▼ Скачать + Заказать документы
Кто сказал, что осень - грустная пора?»
(Обобщение знаний об осени)
Разделы: Познавательное развитие. Экология. Музыка. Изобразительная деятельность.
Цель: Закрепить и обобщить полученные знания об осени, как о времени года.
Задачи.
Образовательные: уточнить и закрепить общие представления о характерных особенностях и явлениях природы, происходящих осенью, о приметах, названиях месяцев, вспомнить их народное название, уметь его объяснить; о проявлениях живой и неживой природы, о влиянии их на жизнь и деятельность человека.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Кто сказал, что осень-грустная пора!“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
Продолжать передавать в рисунке пейзаж осени, ее колорит (ранняя, золотая, поздняя). Побуждать к самостоятельному созданию художественных образов. Упражнять в изображении того, что ребенку интересно или социально значимо.
Развивающая: развивать эстетическое восприятие осенней природы через художественно-речевую, музыкально-двигательную, изобразительную деятельность.
Активизация словаря: ранняя осень, сентябрь, «златоцвет», начало осени, золотая осень, октябрь, «листопад», «грязник», середина осени, поздняя осень, ноябрь, «чернотроп», «серебряная осень», «предземье», заволакивают облака, травы буреют, первые заморозки, свинцовые тучи, заготовки, овощехранилище.
Материал и оборудование.
Листочки – эмблемы, корзина с тремя клубочками зеленого, желтого и серого цвета; портреты сентября, октября, ноября; схемы с плодами и листьями деревьев; аудиозаписи, детские музыкальные инструменты (ложки, бубны, маракасы, треугольник);
Ход занятия.
I часть.
Под звуки музыки дети и воспитатель выходят в групповую комнату, здороваются с гостями, становятся в круг.
Приветствие
Воспитатель: Доброе утро, дети!
Дети: Доброе утро!
Воспитатель: Сегодня 22 ноября, четверг. Время года? – Осень
- Все вы хорошо помните сказку «Двенадцать месяцев»,в которой к девочке приходили в гости сразу все месяцы, в том числе и осенние. Сколько месяцев у осени?
Д: У осени три месяца. Три брата.
В: Как их зовут?
Д: Их зовут сентябрь, октябрь, ноябрь.
Сентябрь – ранняя осень.
Октябрь – золотая осень.
Ноябрь – поздняя осень.
- Посмотрите какие у меня волшебные, разноцветные клубочки (зеленый, желтый и серый). А вы догадались, почему их ровно три? Правильно, потому, что у осени три месяца. С этими клубочками мы отправимся в небольшое путешествие (Дети берутся за руки). Сначала нам будет показывать дорогу зеленый клубочек. (идут змейкой, останавливаются).
В: Как вы думаете, почему я выбрала зеленый клубочек? Какой месяц он обозначает?
Д: Зеленый клубочек обозначает первый месяц осени – сентябрь.
В: Поэтому первая наша остановка называется «Сентябрь»
В: Как в народе называют сентябрь?
Д: В народе сентябрь называют «златоцвет».
В: Почему сентябрь – это ранняя осень, почему златоцвет?
Д: Потому что лето не хочет от нас уходить, деревья еще зеленые, тепло, ярко светит солнце, цветут цветы, люди легко одеты…
В: Какие народные приметы сентября мы знаем?
Д: Сентябрь лето кончает – осень начинает.
- Сентябрь уборкой велик.
- Гром в сентябре – будет теплая осень.
- Паутина стелется по растениям – к теплу.
Дети читают стихи о сентябре Нины Григорьевой
Р: Осень – это такая пора :
Собирается в школу идти детвора.
Первый месяц – сентябрь – урожай нам дает.
За дожди его хмурнем называет народ.
В: Но в это году сентябрь был очень даже ласковым, еще его зовут бархатным.
«Вершки и корешки»
(работа со схемой)
Это большая карточка с изображением растений. Нужно обвести зеленым кружочком те из них, у которых съедобны вершки, красным, у которых съедобны корешки, а желтым те, у которых в пищу употребляют и то и другое (дети обводят по очереди).
В: Отлично справились с заданием и продолжаем наше путешествие. Как вы думаете, какой клубочек теперь будет показывать нам дорогу?
Д: Дорогу нам покажет желтый клубочек.
В: Почему?
Д: Потому, что это цвет октября.
В: Продолжим наше путешествие (идут змейкой, останавливаются, можно идти друг за другом, как бы перешагивая через небольшие лужицы) и вы уже догадались, что наша вторя остановка называется?
Д: Наша вторая остановка называется «октябрь».
В: Посмотрите как художник изобразил октябрь. Почему?
Д: Потому что октябрь – это пора золотой осени, это середина осени.
В: Как в народе его называют?
Д: В народе его называют «листопад», «грязник».
В: Почему?
Д: Деревья и кустарники меняют свою окраску. Наблюдаем явление листопад. Травы буреют. Если идет дождь, на улице грязь. Уже не так быстро просыхает земля, как летом.
В: Какого цвета листья на деревьях? (ответы детей).
Как ведут себя перелетные птицы?
Д: Перелетные птицы собираются в стаи и улетают в теплые
края.
В: Какие птицы?
Д: Это гуси, грачи, журавли, ласточки, цапли, утки, скворцы, дрозды. Летят как им удобно. Журавли клином; гуси, цапли шеренгой; утки линией; скворцы, дрозды скученной стайкой. Впереди вожак. Молодняк посередине.
В: Кто и как из диких животных делает запасы на зиму?
(ответы детей).
В: Кто начинает менять свою шубку?
Д: Свою шубку начинает менять зайчик.
В: Чем заняты в октябре люди?
Д: Люди в октябре пашут землю, сеют озимые, перекапывают огороды, сады, делают обрезку деревьев, заготавливают дрова, делают заготовки, отвозят плоды в овощехранилища, чистят дымоходы… Одеваются потеплее.
Какие народные приметы октября?
- Ночь - длиннее, день– короче.
- В октябре листья на деревьях не держатся.
- В октябре с теплом распрощайся и к печке подбирайся.
- Поздний отлет птиц к теплой зиме.
- В октябре семь погод на дворе.
Работа со схемой.
(Большая карточка с изображением листьев и плодов деревьев. Дети соединяют линией листья деревьев и их печатные названия).
В: Молодцы, справились с заданием и продолжаем наше путешествие с серым клубочком. (Можно идти, перешагивая большие лужи. Наша третья остановка? «Ноябрь».
В: Ноябрь – это пора какой осени?
Д: Ноябрь – это пора поздней осени.
В: Обратите внимание, в каких печальных тонах изобразил художник это осеннюю пору. Какие стоят деревья?
Д: Деревья стоят голые.
В: Какие в этом месяце дожди?
Д: Дожди в этом месяце частые, холодные моросящие. Небо заволакивают облака, свинцовые тучи.
В: Как в народе называют ноябрь?
Д: В народе ноябрь называют чернотроп, серебряная осень, предзимье (заканчивается осень, листогной.
В: Почему? (ответы детей выше).
Д: Выпадает первый снег, но он быстро тает, потому, что земля еще теплая. Наблюдаются первые заморозки.
В: Как одеты люди в конце осени (поздней осенью? (ответы).
В: Чем они заняты длинными осенними вечерами? (ответы).
В: Вспомните стихотворение «Осень наступила» поэта Алексея Плещеева. Все вместе прочитаем его с движением и мимикой.
Осень наступила (дети разводят руками в стороны).
Высохли цветы (поднимают и опускают кисти рук).
И глядят уныло (с грустным выражением лица наклоняют голову набок).
Голые кусты (руки с раскрытыми ладонями поднимают вверх).
Вянет и желтеет (упускают кисти рук).
Травка на лугах («рисуют» в воздухе травку).
Только зеленеет (разводят руки в стороны).
Озимь на полях (рукой обводят перед собой полукруг).
Туча небо кроет (поднятой рукой «рисуют» тучи).
Солнце не блестит (показывают рукой на верх и делают движение головой – знак отрицание).
Ветер в поле воет (наклоняют поднятые руки вправо-влево).
Дождик моросит (рисуют капельки дождя…
Зашумели воды (одну руку прикладывают к уху).
Быстрого ручья (другой рукой рисуют волнистую линию).
Птички улетели (делают взмахи руками-крыльями).
В теплые края (машут рукой – прощаются).
Возвращаемся назад, садимся на ковер.
В: Дети, вам понравилось наше путешествие?
Какая бывает осень?
Д: Осень бывает разной : грустной и веселой, пасмурной и солнечной, яркой, радостной, тихой, печальной, поздней, дождливой, тоскливой, задумчивой.
В: За что вы любите осень? (ответы).
Какие праздники мы отмечаем осенью?
Д: День знаний, День дошкольного работника и воспитателя, День учителя, День Урожая, День именинника, День Единства, День матери, Покров, Осенний бал, День села…
II часть.
В: Многие считают, что осень грустная пора. (Природа засыпает, готовится к зиме). А для нас с вами осень грустная пора? (Нет).
(Дети встают и в кругу поют песню «Осень грустная пора? Слова Г. Якуниной, музыка О. Девочкиной (в проигрышах играют на музыкальных инструментах и хлопают в ладоши).
I. Кто сказал, что осень – грустная пора?
Радостно по лужам скачет детвора.
Припев: Желтые листочки
В воздухе кружат
По стеклу дождинки
Весело стучат.
II. И запели песни
В небе журавли
Косяками к югу
Тянутся они.
Припев:
III. Кто сказал, что осень –
Грустная пора?
Много ярких красок
Дарит нам она.
Припев:
В: Немного отдохнем, поиграем с тучкой и дождиком. Дождик будет не холодным и моросящим, а веселым и озорным.
Песня – игра «Тучка»
(аудиозапись)
(с зонтиками, с показом и движениями)
Дети садятся.
Не только поэты, но и композиторы обращались к этому красивому времени года. Сегодня мы с вами прослушаем два музыкальных фрагмента композиторов Вивальди (месяц) и Чайковского (у Чайковского на каждый месяц есть произведения – музыкальная картинка).
Слушание классической музыки: Вивальди «Осень»; Чайковский «Осень», «Октябрь».
III часть.
В: В свое время художники любовались красотой осенней природы, грустили в ненастье и создавали великие произведения. Каких художников вы знаете? (Левитан «Золотая осень», «Октябрь», «Осенний день»; Остроухов; Гробарь «Рябинка», Волобуев «Натюрморт», Волков «Октябрь», «Шишкин, Васнецов, Поленов.
В: Сейчас вы будете художниками и напишете ту осень, которую вы себе представляете (раннюю, золотую или позднюю).
(Дети под музыку рисуют).
В: Когда рисунки просохнут, мы их обязательно рассмотрим, а сейчас становитесь в круг (становятся).
Заканчивается осень, скоро наступит новое время года – зима, но через несколько месяцев осень к нам обязательно вернется.
Песня «Осень»
Слова и музыка Н. Л. Федоровой.
(в проигрыше машут рукой, прощаются)