Елена Каштанова
Кружок «Умелые руки»
▼ Скачать + Заказать документы
Администрации городского округа Саранск
Управление образования
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5»
Рассмотрена и одобрена Утверждено
на заседании заведующей МДОУ
педагогического совета «Детский сад №5»
протокол № Антоновой Л. В.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)
«УМЕЛЫЕ РУКИ»
Возраст детей: от 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Каштанова Е. П.
г. о. Саранск 2019-2020 год.
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Публикация «Кружок „Умелые руки“» размещена в разделах
Паспорт программы
Ст. 3
2.
Пояснительная записка
Ст. 5
3.
Учебно-тематический план
Ст. 14
4.
Содержание изучаемого курса
Ст. 17
5.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Ст. 30
6.
Список литературы
Ст. 37
7.
Приложения
Ст. 39
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы Дополнительная образовательная программа «Умелые руки»
(далее-Программа)
Руководитель программы
Воспитатель Каштанова Елена Петровна
Организация-исполнитель программы
МДОУ «Детский сад №5»
Адрес организации исполнителя 430033, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Севастопольская, 86, тел. 55-13-25
Цель программы Формирование художественно-эстетического развития детей в процессе овладения приёмами и способами конструирования из бумаги и других материалов.
Направленность программы
Художественно-эстетическое
Срок реализации программы 1 год
Вид программы Адаптированная
Уровень реализации программы Дошкольное образование
Система реализации контроля за исполнением программы Координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;
Практическую работу осуществляет педагогический коллектив.
Ожидаемые конечные результаты программы - Овладение детьми разными приёмами работы с бумагой ; умение использовать в работе разные материалы.
- Более глубокие знания детей о техниках работы с бумагой и другими материалами
(основные элементы и базовые формы).
-Формирование чувства композиции, умение соблюдать пропорции частей
изображаемых предметов, сочетать цвета для более выразительной передачи изображаемых объектов и явлений.
-Умение детей создавать сюжетные и декоративные композиции.
-Развитие и коррекция психических процессов: восприятие (зрительное и слуховое, мышление, память, воображение.
-Развитие эмоционально-эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений искусства;
-Развитие у детей зрительно-пространственной координации, умения слушать воспитателя, принимать поставленную задачу и находить способ её решения, умение планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца.
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с окружающим миром, миром природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Современная психология и педагогика всё больше ориентируется на использование художественной деятельности в процессе воспитания и обучения детей.
Художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, формирует мотивационно – потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует развитию восприятия, произвольного внимания, воображения, речи, мелкой моторики, коммуникации, предоставляет ребёнку неограниченные возможности для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества, так и в его продуктах, способствует утверждению и познанию своего «Я».
Интерес к результатам творчества ребёнка со стороны окружающих, принятие ими поделок повышает его самооценку, самопознание.
Одним из универсальных средств является ручной труд.
Изготовление поделки – это не только выполнение определённых действий. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остаётся инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага – первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить ёлку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребёнка.
Содержание программы «Умелые руки» предполагает развитие творческих способностей детей при работе с бумагой и использовании и других материалов.
Программа построена «от и трансформируя их. простого к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги с использованием самых разных техник (объёмные поделки из бумаги, скручивание полосок, торцевание, айрис фолдинг, бумагопластика, квиллинг, коллажи из разных материалов, силуэтное вырезывание)
В процессе реализации программы формируется способность детей отбирать нужные средства для выполнения работы, стремление достигнуть положительного результата, свободное оперирование усвоенными способами, по-разному комбинируя и трансформируя их.
Занятия кружка направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей. Обучение умениям не вытесняет непосредственности детского восприятия. Помимо развития мелкой моторики у детей развивается пространственное восприятие, воображение, художественный вкус и аккуратность. Ребёнок учится сосредотачиваться на процессе изготовления поделок, следовать устным инструкциям.
Занятия интересны для ребёнка. Он радуется результату своей работы. Свою поделку он может подарить маме, друзьям, использовать в игре. Самореализация и чувство удовлетворения от полученного результата формирует адекватную самооценку у ребёнка, он становится уверенным в своих силах.
2.1 Направленность программы.
Направленность дополнительной образовательной программы:
По тематической направленности-художественно-эстетическая,
По функциональному предназначению-познавательная,
По форме организации-кружковая,
По времени реализации-годичная.
2.2 Новизна.
Учитывая, что современному обществу нужны всесторонне развитые, уверенные в себе личности, а личность, как известно, формируется с самого раннего возраста, перед педагогами и родителями возникает проблема адаптационного периода «домашних» детей к детскому саду (начальной школе, недостаток трудового опыта, неумение оценить свои силы часто приводят к тому, что дети сначала теряют уверенность в своих силах, а затем и интерес к творчеству. Программа призвана помочь детям с самого раннего возраста стать уверенными и творчески мыслящими людьми, – в этом состоит её актуальность.
Общеразвивающая образовательная программа «Умелые руки», учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, построена таким образом, чтобы каждый ребенок смог почувствовать «ситуацию успеха» и выразить себя как личность.
2.3 Актуальность программы.
Актуальность программы дополнительного образования в том, что художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи. Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности. Ребенок сам создает предметы, поделки, что очень привлекает его. Он видит, что его изделиями украшают интерьер группы, их можно использовать в играх. Так же, при художественном ручном труде развивается мелкая моторика рук, что очень хорошо способствует на развитие речи ребенка. Именно поэтому мы приняли решение работать в этом направлении.
2.4 Отличительные особенности программы.
Программа «Умелые руки» направлена на развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Также в процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.
2.5 Педагогическая целесообразность.
Дети не любят однообразного монотонного труда, он их быстро утомляет, вследствие этого у детей может пропасть интерес к работе, поэтому на каждом занятии виды поделок необходимо менять. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других. Работа в кружке «Умелые руки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
2.6 Цель программы.
Формирование художественно-эстетического развития детей в процессе овладения приёмами и способами конструирования из бумаги и других материалов.
2.7 Задачи программы.
1. Обучающие:
- Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами разных техник работы с бумагой.
- Обучать детей различным приёмам работы с бумагой.
- Формировать у детей умение следовать устным инструкциям.
- Учить создавать композиции с изделиями выполненными в различных техниках
работы с бумагой.
- Формировать у детей адекватную самооценку своих способностей, уверенность в своих возможностях. Формировать оценочное отношение к результатам деятельности (своей и сверстников)
2. Развивающие:
- Развитие речи детей, умение выражать своё отношение к увиденному или сделанному словами. Обогащать словарь детей специальными терминами
- Развитие у детей художественный вкус, творческие способности и фантазию.
- Развитие внимания, памяти, логического и пространственного воображения.
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
- Развивать у детей слуховое и зрительное восприятие.
Обучающие:
- Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами разных техник работы с бумагой.
- Обучать детей различным приёмам работы с бумагой.
- Формировать у детей умение следовать устным инструкциям.
- Учить создавать композиции с изделиями выполненными в различных техниках
работы с бумагой.
- Формировать у детей адекватную самооценку своих способностей, уверенность в своих возможностях. Формировать оценочное отношение к результатам деятельности (своей и сверстников)
3. Воспитательные:
-Воспитание у детей интереса к работе с бумагой и другими материалами
-Воспитание у детей эмоционально-эстетические чувства, эмоциональную
отзывчивость при восприятии произведений искусства.
-Воспитание аккуратности в работе, желание доводить начатое дело до конца.
2.8 Возраст детей
Возраст детей, участвующих в реализации рабочей программы – подготовительный дошкольный возраст (6-7 лет).
2.9 Сроки реализации программы
Срок реализации: программа рассчитана на девять месяцев (период с октября месяца по май месяц включительно, что составляет 4 занятия в месяц по 30 минут каждое. Занятия проходят 1 раз в неделю.
Длительность одного периода НОД в группе 6-7 лет (первый год обучения) – 30 мин. (СанПиН 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 №26).
2.10 Формы и режим занятий.
Программа предусматривает работу группы в количестве 8-15 человек.
Формы организации занятий:
-совместная игровая-художественно-эстетическая деятельность взрослого и детей.
-индивидуальная-беседы;
-занятия формирования и закрепления знаний и умений.
Организованная образовательная деятельность проводится в соответствии с режимом дня МДОУ Детского сада №5.
Форма детского образовательного объединения-секция.
Продолжительность занятия
Периодичность занятий в неделю
Количество часов в неделю
Количество
Часов в год Занятий в год
Старшая группа
30 минут.
1 раза
30 минут
930
31
2.11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
-Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
-Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
С позиций компетентностного подхода у воспитанников должны быть сформированы следующие компетенции:
- информационно-познавательная (умение создавать творческие работы и разыгрывать воображаемые ситуации; самостоятельно выбирать интересующий вид деятельности на практических занятиях);
-социокультурная (умение выражать нравственные и эстетические переживания, чувства, отношения; любовь к природе, животным, родителям; умение давать правовую оценку поступкам других людей и оценивать свои действия);
- коммуникативная (умение адаптироваться в детском сообществе; слушать и анализировать информацию, получаемую от педагога)
2.12 Формы подведения итогов реализации образовательной программы.
Контроль за эффективностью проведению занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада. Праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера,
недели творчества, дидактические игры, выставки рисунков и поделок, создание книг – самоделок. Открытые занятия, как для родителей, так и сотрудников. А так же участие в конкурсах городского уровня. Показ презентации, создание журнала образцов - нетрадиционные техники рисования «Чем мы только не рисуем».
Освоение детьми содержания программы изучается в процессе продуктивной деятельности детей (заполняются карты наблюдений автор Казакова Т. Г.); изучаются продукты творческой деятельности детей (диагностика «Комплекс умений и способностей в изобразительном творчестве по методике Казаковой Т. Г. и Лыковой И. А.); детские достижения презентуются на выставке детского творчества «Узорных дел мастера».
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п\п Раздел (тема) Количество часов
Всего Теория Практика
Раздел 1.«Осенняя фантазия»
1.1.
Вводное занятие
1 занят.
30мин.
10
20
1.2.
Аппликация
4 занят.
30мин.
10
20
1.3.
Лепка из пластилина
2 занят. 30мин.
10
20
1.4.
Оформительская деятельность
3 занят.
30мин.
10
20
Раздел 2. «Зимушка-зима»
2.1.
Мастерская Деда Мороза
4 занят.
30 мин.
10
20
2.2.
Искусство оригами
4 занят.
30 мин.
10
20
2.3.
Скрапбукинг
3 занят.
30 мин.
10
20
Раздел 3. «Весеннее настроение»
3.1.
Лепка из соленого теста
3 занят.
30мин.
10
20
3.2. Аппликация из полос цветной бумаги
2 занят.
30 мин.
10
20
3.3.
Поделки из ниток 2 занят. 30 мин. 10 20
3.4.
Объемные поделки
2 занят.
30 мин.
10
20
3.6. Итоговое занятие
1 занят. 30 мин. 10 20
Итого
31 930 310 620
4. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Структурные элементы занятий
№
Название темы
Краткое описание темы
1.
«Вводное занятие»
1. Знакомство с программой объединения. Правила техники безопасности. Используемые при работе материалы и их свойства. (30 минут)
2.
«Аппликация»
1. Технология изготовления аппликации из цветной бумаги, аппликация из природного материала, аппликация из салфеток. Понятие о шаблоне. Способы вырезания мелких и симметричных деталей (30мин.).
2. Изготовление аппликаций из цветной бумаги
3.«Мухомор»
Обрывная аппликация
4.«Золотая рыбка»
3. «Лепка»
1. Рассказ о лепке из пластилина как о виде декоративно-прикладного творчества. Знакомство со основными деталями и формами. 30 мин.
Лепка из пластилина с использованием природного материала
2 «Ежик из семечек»
4. «Оформительская деятельность»
1. Правила создания стенгазеты. Различные техники создания фона, текстуры (1 час).
2.«Отпечатки листьев»
3.«Стенгазета ко Дню матери»
5.
«Мастерская Деда Мороза»
1. Рассказ об истории Нового года, о традиции дарить подарки своими руками (30 мин.).
2. Изготовление поделок «Белый медведь» 3.«Снеговик из ватных дисков»
4.«Варежка»
6.
«Искусство оригами»
1. Знакомство с основными базовыми формами в технике одностороннего и объемного оригами (30мин.).
Одностороннее оригами
2.«Домик»
3.«Грибок»)
4. Объемное оригами «Кораблик»
7. «Скрапбукинг»
1. Знакомство с техникой скрапбукинг. Показ образцов открыток и коллажей
(30 мин.).
Изготовление открыток
2. «Дорогому папе»
3.«Любимой маме»
8. «Лепка из соленого теста»
1. Знакомство с составом соленого теста, его свойствами, техникой работы, инструментами (30 мин.)
2. «Домики»
3. «Подкова на счастье».
9. «Аппликация из полос цветной бумаги»
1. Знакомство с аппликацией из полос цветной бумаги (30 мин.).
2. «Солнышко»
10.
«Поделки из ниток»
1. Изучение свойств волокнистых материалов, правил работы с нитками (30 мин.).
Изготовление поделок
2.«Куклы из ниток»
11.
«Объемные поделки»
1. Беседа об объемных поделках. Показ образцов, знакомство с техникой изготовления (30 мин.).
2. Изготовление объемных поделок «Медвежонок»,
12.
«Итоговое занятие»
1. Подведение итогов за год. Организация выставки работ обучающихся