Ольга Нуйкина
Кружковая работа на формирование правильной осанки и профилактику плоскостопия «Здоровый росток» старший дошкольный возраст
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день весьма актуальна задача укрепления здоровья детей. Для её решения необходимо применять не только средства медицины, но ещё и средства педагогики – вести специально организованную учебно-оздоровительную работу по физическому и валеологическому воспитанию детей, имеющих нарушения здоровья, и повышать образовательный уровень родителей в области физической культуры.
Публикация «Кружковая работа на формирование правильной осанки и профилактику плоскостопия „Здоровый росток“ старший дошкольный возраст» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Массажные коврики, дорожки здоровья
- Осанка. Формируем правильную осанку
- Плоскостопие. Профилактика, игры и упражнения
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
С целью дополнительного образования прошла курсы повышения квалификации по образовательной программе комплексного физического и валеологического воспитания В. Г. Заикина «Здоровый росток». Данная программа была принята на совете педагогов нашего учреждения и включена в программу нашего ДОУ, как проектноя деятельность. Целью данной проекта является: формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия с детьми старшего дошкольного возраста в процессе коррекционно-оздоровительной работы на базе детского дошкольного образовательного учреждения МБДОУ№ 397.
Достижение поставленной цели осуществляется через решение ряда поставленных задач.
• Воспитание привычек здорового образа жизни, к ежедневным занятиям оздоровительными физическими упражнениями;
• Учебно – оздоровительная : внедрение в системе дополнительного образования авторских оздоровительно – тренировочных методик комплексного физического и валеологического воспитания детей;
• Научно-поисковая: совершенствование апробированных оздоровительно – тренировочных методик и создание новых методик.
Для реализации поставленных задач разработаны : перспективное планирование, составлены планы – конспекты занятий с детьми, планы – конспекты развлечений, игровые упражнения, подвижные игры, оздоровительные и дыхательные упражнения.
Курс данного проекта рассчитан на 2 года. Данная работа проводится в четырёх группах с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет, с октября по май в качестве эксперимента со всеми детьми посещающими данную группу, как для коррекции осанки и плоскостопия, так и для профилактики (так как в сентябре проходит адаптация детей к условиям детского сада, и выявляются нарушения здоровья воспитанников специалистами, два раза в неделю, во второй половине дня, продолжительностью 30 минут.
В виду того, что одни дети учавствуют в проекте в целях коррекции, другие для профилактики нагрузка варьируется и дозировка упражнений зависит от уровня подготовленности детей и медицинских показаний и составляет от 4–5 раз на этапе разучивания упражнений до 10–12 раз на этапе закрепления и совершенствования комплекса. Один комплекс рассчитан на две недели.
Для улучшения результата данного проекта используется различное оборудование:
• Корригирующие дорожки;
• Гимнастические скамейки;
• Гимнастическая стенка в 4 пролёта;
• Мягкие модули;
• Нетрадиционное оборудование;
• Мячи разного диаметра;
• Гимнастические палки;
• Канаты различного диаметра и длины;
• Верёвки, шнуры, ленточки;
• Массажные мячи разного диаметра;
• Платочки;
• Фломастеры, для рисования ножками и др.
В месяц проходит 8 занятий, последнее из которых является итоговым, где мы закрепляем пройденный материал в форме развлечений.
Мониторинг физического и психического развития
воспитанников подготовительных групп №7,9
Показатели развития Начало года Середина года Конец года
7 гр 9 гр 7 гр 9гр
Выносливость к задержке дыхания
(среднее значение, в секундах) 16,5 17,5 20,4 19,8
Прыжок в длину с места
(среднее значение в сантиметрах) 0,102 0,116 0,104 0,117
Признаки плоскостопия
(среднее значение уплощения стоп в %) л-1,74
п-1,66 л-1,64
п-1,62 л-1,76
п-1,74 л-1,64
п-1,63
Наклон на скамейке
(среднее значение в сантиметрах) 1,2 0,6 1,3 0,7
Признаки нарушения осанки
(количество нарушений по оценке врача) 6 8 6 8
Оценка здоровья психологом
(число детей, имеющих признаки психического переутомления) 2 4 2 4
Оценка здоровья логопедом
(число детей с нарушением дикции) 5 6 5 6
Мониторинг физического и психического развития
Воспитанников старших групп № 5,10
Показатели развития Начало года Середина года Конец года
5 гр 10 гр 5 гр 10 гр
Выносливость к задержке дыхания
(среднее значение, в секундах) 10,6 9,2 10,9 10
Прыжок в длину с места
(среднее значение в сантиметрах) 0,100 0,90 0,100 0,100
Признаки плоскостопия
(среднее значение уплощения стоп в %) л-1,67
п-1,65 л-1,78
п-1,77 л-1,68
п-1,66 1,79
1,78
Наклон на скамейке
(среднее значение в сантиметрах) 0 0 0,13 0,12
Признаки нарушения осанки
(количество нарушений по оценке врача) 5 5 5 5
Оценка здоровья психологом
(число детей, имеющих признаки психического переутомления) 3 4 3 4
Оценка здоровья логопедом
(число детей с нарушением дикции) 6 5 6 5
Для оптимальной эффективности свою работу строю в тесном контакте с педагогами и родителями воспитанников.
Для этого использую, такие формы работы как : консультации (групповые, индивидуальные, оформление папок-передвижек, памяток, выступления на педсоветах и родительских собраниях, праздники, развлечения.
В ходе своей проектной деятельности я столкнулась с тем, что детям очень трудно понять анатомические термины, применимые для выполнения того или иного упражнения, исходного положения и так далее.
Для решения данной проблемы в свою проектную деятельность включила раздел «Мои части тела», в который входит:
• теоретическое занятие на первом этапе начального обучения – «Мои части тела и как они работают»;
• подвижные и дидактические игры для закрепления материала на группах;
• подборка стихов, рассказов, иллюстраций для совместной деятельности педагогов с детьми.
При разработке материалов к данному разделу активное участие приняли педагоги нашего дошкольного учреждения и родители воспитанников.
В перспективе своей работы по данной проектной деятельности ставлю цель – продолжить поиск новых, интересных, эффективных технологий и их внедрение в свою деятельность. И естественно – это желание, и старание повысить качество своей работы, получение нового опыта.
Методическая литература:
• В. Г. Заикин
• Нарскин Г. И. «Система профилактики и коррекции отклонений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного и школьного возраста средствами физического воспитания» 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. Диссертация М. 2003;
• Дидур М. Д., Поташник А. А. «Осанка и физическое развитие детей». – СПб. : Речь, 2001;
• Дидур М. Д., Потапчук А. А. «Осанка и физическое развитие детей (программы, диагностики, методы коррекции)» - СПб. : Речь, 2001;
• Медицинские Диссертации: https://medical- iss.com/medicina/effektivnostlecheniya-detey-s-zabolevaniyami-oporno- gatelnogo-apparata-v-usloviyah-ortopedicheskihgrupp-doshkolnyh-o#ixzz2hVtAarjN