Татьяна Петрова
Круглый стол «Организация единого речевого пространства в семье и в ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация единого речевого пространства в семье и в ДОО»
Цель: приобщение родителей к содействию в формировании развития речи у детей.
Задачи:
- Рассказать и показать родителям, какая работа с детьми по речевому развитию проводится в старшей и подготовительных группах компенсирующей направленности.
- Озвучить значимость работы родителей в развитии и коррекции речи детей.
- Обсудить приемы и формы работы дома с детьми по развитию речи.
Предварительная работа:
Публикация «Круглый стол „Организация единого речевого пространства в семье и в ДОО“» размещена в разделах
Анкетирование родителей на тему «Выявление роли родителей в формировании речевой деятельности детей дошкольного возраста»; подбор игр, методических материалов, литературы по данной теме для родителей.
Материал: карандаши, бумага; памятка для родителей: «Как читать детям». Задания для речевого тренинга для каждого родителя; выставка речевых игр, поделок для развития мелкой моторики рук, театральный уголок (созданный совместно с родителями) и подборка художественной литературы для чтения детям.
Содержание круглого стола :
1. Анализ проведенного анкетирования.
2. Обсуждение форм развития речи детей дома и в ДОО.
3. Речевой тренинг.
1. Проведение мероприятия:
-Сегодня наше мероприятие посвящено теме организации единого речевого пространства в семье и в ДОО. Актуальность этой темы вызвана со спецификой развития речи детей с ОНР. Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, даёт ребёнку первые знания и умения, мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только совместные усилия родителей и педагогов являются залогом успешной коррекционной работы.
Обращаю ваше внимание на:сниженный словарный запас детей особенно прилагательными и глаголами, на недосформированность фонематического слуха и связной речи.
2. Анализ анкетирования (учитель – логопед)
По итогам проведения анкетирования выделены следующие наибольшие затруднения у родителей по развитию речи детей:
- незнание речевых игр родителями;
- трудности в выборе познавательной художественной литературы для чтения детям;
- узкий круг обсуждаемых тем с детьми;
- нехватка времени для совместной деятельности с детьми.
3. Обсуждение форм развития речи детей дома и в ДОО.
- Как Вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребёнком? (Предложить высказаться родителям)
- Считаете ли вы, что речевые нарушения могут иметь негативные последствия в жизни ребенка? Какие?
Далее вниманию родителей предлагаются дидактические игры с подробным описанием их применения по обогащению словарного запаса, развитию грамматического строя, формированию звуковой культуры слова, развитию связной речи. Обращается внимание родителей на то, что игры можно приобрести в магазине, а так же сделать самим совместно с ребенком. Кроме того, в словесные игры можно играть и с реальными предметами, для таких игр не обязательно выделять специально время, а можно играть в процессе приготовления мамой ужина или возвращения из детского сада, то есть в любое время, когда ребенок находится рядом. Например, когда мама готовит, проводятся игры по темам: «Посуда», «Овощи – фрукты», «Продукты питания», «Мебель», во время прогулки могут быть темы «Времена года», «Птицы», «Растения», «Сезонная одежда людей», «Транспорт» и т. д.
- Настоящим сокровищем родного языка являются произведения устного народного творчества-поговорки, загадки, скороговорки, стихи, сказки. Взрослым необходимо применять точные выражения, народные жемчужины в живую разговорную речь, изучать с детьми народные произведения.
Родителям предлагается выставка книг для чтения детям 5-7 лет, так же предлагается памятка «Как читать детям».
4. Речевой тренинг.
- Ребенок овладевает речью по подражанию, поэтому наша речь должна стать образцом для подражания. Очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова. Не нужно скатываться на детскую речь, сюсюкать, намеренно использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы в словах. Речь взрослого должна быть яркой, выразительной, тем самым привлекая внимание детей, облегчает понимание ее и запоминание.
Учитель - логопед проводит с родителями речевой тренинг, в котором предлагается (все задания, кроме 1-го выполняются устно) :
- прочитать выразительно предложенный текст;
- подобрать не менее 5 признаков к словам корова, стул;
- подобрать не менее 5-ти слов - действий к словам облако, ручей ;
- вспомнить сказки, героем которых был волк (не менее 10);
- поставить правильно ударение к словам;
- составить длинное предложение по картинке.
На протяжении всего проведения Круглого стола все родители были активны и заинтересованы в происходящем. Был подведен итог, вынесено решение:
- продолжить работу по развитию речи в тесном сотрудничестве семьи и ДОО;
- продолжить в дальнейшем в работе с родителями использовать интересные и разнообразные формы.