Сердитых Анна
Кризисы в развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы
Кризисы в развитии детей.
Все взрослые знают,что в развитии детей бывают особые трудные периоды-кризисы. Что же такое кризисы развития?
Кризисы развития-это относительно короткие периоды в жизни человека,в течение которых он очень заметно меняется,становится другим. Кризисы бывают не только в детстве,Личность человека развивается в течении всей жизни. При этом происходит смена периодов:относительно длительных и спокойных-стабильных и более коротких и бурных-критических. Критические периоды отделяют стабильные друг от друга,являются переходами между ними.
Публикация «Кризисы в развитии детей» размещена в разделах
Кризисы развития у взрослого хорошо заметны окружающим. Иногда приходится слышать от кого-то о знакомом «он как-то сразу сдал», «стала совсем взрослая дама». В таких высказываниях невольно подчеркивается быстрота и качественный характер произошедших перемен. Нелегко переживается рассогласование между привычными,но уже непригодными формами поведения,обновившейся в силу обьективного хода жизни реальностью и вечно изменяющимся, но сохраняющим наше «Я» самосознанием.
Кто легче переживает кризисы развития-взрослые или дети? Однозначно ответить трудно. Взрослые в значительно большей мере способны понять,что с ними происходит. Они могут сознательно утвердиться в новом качестве или,по крайней мере,примириться с ним. С другой стороны,именно понимание того,что ход жизни закономерен и необратим,может усиливать драматизм и напряжение кризисных переживаний у взрослых.
Для детей,которые живут,чаще в малочисленных семьях и одновозрастных детских коллективах в детских садах,их собственное ближайшее прошлое и будущее остается абстракцией,не имеющей конкретного содержания. Каждый ребенок знает,что он был маленьким и будет большим. Но находясьсреди взрослых и детей своего возраста,он не видет,не чувствует того,что что скоро с ним будет.
Если ребенок живет в условиях многодетной,многопоколенной семьи,то общаясь со старшими детьми стремится быть на них похожим,ориентируется на их знания и интересы. Все это задает ему полуосознанное направление развития. В многодетных семьях дети легче переживают кризисы развития,чем в маленьких.
Острота протекания кризиса не является однозначно отрицательным показателем хода развития. Наоборот,нередко ярко проявляющееся стремление ребенка утвердиться в новом возрастном качестве говорит о том,что в его познавательной и эмоциональных сферах сложились все возрастные новообразования,нужные для дальнейшего развития. И наоборот,внешняя «бескризисность»,создающая иллюзию благополучия,может быть обманчивой,являться свидетельством того,что в развитии не произошло соответствующих возрасту качественных изменений.
Нежелательными являются не сами проявления кризисов, а те проблемы,которые возникают в этой связи у родителей,если они оказываются не в состоянии их разрешить.
Сложность в том,что стабильные периоды у детей по сравнению со взрослыми очень короткие. У взрослых межкризисные периоды измеряются десятками лет. За малую часть такого времени кризисное состояние,каким бы острым оно ни было,обычно успевает стабилизироваться. Проблемы,возникшие в кризисе,разрешаются. Совсем не так как у детей. В относительно короткое время ребенок переживает четыре кризиса и три стабильных периода. Это:кризис новорожденности,младенчество,кризис одного года,раннее детсво,кризис трех лет,дошкольное детство,кризис сми лет.
Стабильные периоды у детей длятся от нескольких месяцев (младенчество)до 3 -4 лет. (дошкольный возраст).Можно сказать,что продолжительность кризисов и стабильных периодов в детстве –величины одного порядка. Самое неприятное следствие такой быстрой смены периодов развития в детстве-это то,что возникшие в одном из кризисов сложности не успевают стабилизироваться к началу следующего. В результате одни проблемы наслаиваются на другие,ломая как ход последующих кризисов,так и стабильные периоды.