Светлана Евстафьева
Кризис образования
▼ Скачать + Заказать документы
Кризис образования
07.12.2017 Авторы ЕвстафьеваС. А. АнсимовВ. И. КапустинВ. Н. ПроскурниковаЕ. А.
О кризисе воспитания говорят сейчас все: от первоклассника до президента. И почти каждый предлагает свой вариант его возрождения. Но чуда не происходит. Вероятно, истина не лежит на поверхности, она скрыта где-то глубже. Но где? Этот вопрос, если он не продиктован конъюнктурными или политическими интересами, побуждает к исследованию проблемы, к теоретическому поиску путей ее решения, которым заняты сотни (даже тысячи) людей не только в России, но и в других странах.
Публикация «Кризис образования» размещена в разделах
Современная школа выступает важнейшим системообразующим фактором развития общества. Сам характер общественного прогресса, его темп, цели и задачи в значительной степени определяются теми культурными основаниями, которые закладываются в существующей системе образования.
Наиболее активно в процессе воспитания участвуют такие социальные институты, как семья, государство и учебное заведение. Статус последнего зависит от множества исторических и культурных факторов, уровня социально-экономического развития общества, типа культуры и т. д. В традиционных культурах процесс инкультурации и социализации завершался наиболее важным обрядом - инициацией.
Отметим, что в роли учителя содержатся социокультурные характеристики, присущие исходным ролевым матрицам, зафиксированным в различные исторические эпохи. С позиций современного учителя в отношениях между ним и учеником воспроизводятся отношения «родитель - ребенок», «наставник - подопечный». Кроме того, учитель совмещает в себе роли исследователя, проповедника, рецензента, оппонента, управленца и т. д. Всё это отражает профессиональный и социальный статус учителя.
Являясь важнейшим компонентом современного образования, образование для взрослых - это определенная форма выражения самообразования, которое в зачаточном виде возникает еще в школе. Здесь обучающийся примеривает на себя роль учителя, статус которого может быть закреплен за учеником только в результате прохождения всей системы образования : от нижних этажей к верхним. Именно эта культурная ориентация наиболее важна для ученика, поскольку дает возможность утвердиться идее самодостижения, самодостраивания личности. В данном случае учитель выступает как реальный образец личностного самоутверждения, как специфический инструмент, формирующий облик будущего общества.
Социал-реконструктивисты считают, что любая культурная инициатива, социальная или политическая новация должны быть прежде всего закреплены в образовательной системе. Без такого рода поддержки их реализация невозможна. Школа в данном случае выступает в качестве инновационного инструмента, пролонгирующим образом изменяющего мир, поскольку обеспечивает формирование новых жизненных целей, потребностей, способов действия, которые впоследствии, по мере того как ученики будут выходить в «большой мир», будут реализованы. Конечно же, образование не оказывает непосредственного влияния на социальную действительность, но именно в нем «прорастают зародыши» будущего. Проблемы мирового масштаба, интенсификация экономических, культурных и политических контактов ведут как к глобализации самой школы, так и к необходимости усиления ее активной роли в обществе.
В первую очередь это означает унификацию, универсализацию ее структуры и функций, несмотря на ее существование в различных исторических и этнокультурных условиях. В настоящее время действуют единые принципы школьного образования, а именно всеобщность, доступность, обязательность. В значительной степени унифицируются темпы, способы, формы и направленность школьного обучения, что отчасти связано с массовым использованием новых информационных технологий обучения и огромными подвижками в глобальном разделении труда, формировании единого научного и экономического пространства.