Татьяна Мальгина
Краткосрочный проект в средней группе «Масленица пришла, всем блинов принесла»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект в средней группе «Масленица пришла, всем блинов принесла».
Пояснительная записка
В настоящее время перед системой образования остро обозначилась проблема воспитания национальной культуры, приобщения нового поколения к исторической памяти народа и сохранение её в наших потомках. Особенно остро встаёт вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своей семьи, родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Знание традиционного наследия необходимо каждому человеку. Наше прошлое- это фундамент стабильной жизни в настоящем и залог плодотворного развития в будущем.
Публикация «Краткосрочный проект в средней группе „Масленица пришла, всем блинов принесла“» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Во все времена у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии народных обычаев и традиций, забота о передаче житейского, духовного, педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Национальная культура становится для ребёнка первым шагом в освоении богатств народной культуры, общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
Одной из задач работы нашего детского сада является нравственно- патриотическое воспитание, приобщение к национальной культуре. Процесс ознакомления с народными ценностями, традициями русского народа происходит через совместную деятельность педагогов с дошкольниками и их родителями. Наш проект направлен на воспитание патриотизма, основанного на особенностях народных традиций
Вид проекта : познавательно - творческий, краткосрочный.
Продолжительность проекта : 1 неделя (11.03.24 - 15.03.24)
Участники проекта : Воспитатели, дети средней группы (4-5 лет, родители.
Актуальность проекта :
Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народных традиций. Народные традиции является богатейшим источником познавательного и духовно - нравственного воспитания детей. Празднование Масленицы один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Приобщая детей к истокам русских традиций, мы даём им возможность понять всю глубину, широту и смысл этого праздника. Только на основе ознакомления с прошлым своего народа можно понять его настоящее и предвидеть будущее.
Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Масленица – один из ярких и веселых народных праздников, происходящий в конце зимы, всегда отмечался, шумно с блинами, ярмарками и скоморохами. Поэтому этот праздник оставляет светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны.
В результате реализации этого проекта дети знакомятся с национальной культурой и народными традициями, приобретают знания о смене сезонов, узнают новые народные песни, сказки, пляски, игры. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям русского народа.
Цель: Формирование общего представления дошкольников о традициях русского народа на примере праздника «Масленица».
Задачи:
• Развивать интерес к русским народным традициям;
• Расширять представления детей о русском обрядовом празднике «Масленица»;
• Познакомить с различными жанрами устного народного творчества;
• Развивать художественно – творческую деятельность дошкольников в рисовании, аппликации.
• Содействовать формированию сотрудничества детского сада и родителей воспитанников;
• Формировать любовь к Родине, ее традициям.
Реализация проекта через образовательные области:
Познавательное развитие:
НОД, беседы, дидактически игры, совместная деятельность, загадывание загадок.
Речевое развитие: Чтение художественной литературы, заучивание стихов и песен, закличек
Социально – коммуникативное развитие:
Тематические беседы, просмотр мультимедийной презентации, просмотр мультфильмов.
Художественно – эстетическое развитие: Изобразительная деятельность, прослушивание русской народной музыки, совместный праздник детей и педагогов.
Физическое развитие: Подвижные игры, хороводные игры, народные игры -забавы.
Предполагаемые результаты:
- Сформированы представления детей о русском обрядовом празднике «Масленица»;
- Имеют представление о различных жанрах устного народного творчества, народных праздниках, играх;
- Владеют знаниями масленичной кухни;
- Сформированы навыки изготовления малой куклы Масленицы;
- Усвоены традиционные культурные эталоны не только детьми, но и их родителями.
Продукт проектной деятельности :
- Оформление выставки рисунков «Ох, блины, блины, блиночки»;
- Коллективная продуктивная деятельность: рисование на тему «Всю неделю мы гуляем, всех блинами угощаем!»;
- Изготовление малой куклы: «Маслена Дуняша».
- Развлечение «Масленица широкая».
- Консультация для родителей на тему: «Широкая Масленица».
Продукт совместной деятельности детей и родителей:
- Изготовление куклы Масленицы.
Этапы проекта :
1. Подготовительный этап (информационно-накопительный) :
• Разработка содержания проекта, составление плана работы;
• Подбор информационного материала для реализации проектных мероприятий (народные игры - забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями);
•Подготовка методического материала (конспекты НОД, презентации, игр, совместной деятельности, т. д.)
• Подбор материалов для продуктивной деятельности;
2. Основной этап (организационно-практический) :
Понедельник - «Встреча».
– Беседа: «Что такое Масленица». Объяснение детям, почему первый день Масленичной недели называется «Встреча».
- Просмотр мультимедийной презентации «Масленица»;
- Совместная деятельность - рисование «блинов";
- Отгадывание загадок о зиме и весне.
Вторник - «Заигрыш»
-Беседа о значении названия «Заигрыш» - начинались катания на санях, лошадях.
-Заучивание закличек, загадок, частушки, пословиц о Масленице;
-Постройка снежной крепости;
-Хороводная игра «Шел козёл по лесу»;
- Подвижные игры: «Гори, гори ясно», «Жмурки».
Среда - «Лакомка»
- Беседа о значении названия «Лакомка» (пекли и вдоволь ели блины) : «Значение и символика блинов»;
- Разучивание масленичных закличек, песни «Веснянка»;
- Народные игры-забавы «Блинная эстафета»; «Напеку-ка я блинов»; «У кого дальше блин»; «Кому блина не хватило?»;
- Буклет для родителей: «Как приготовить традиционные русские блины»
Четверг - «Разгуляй».
-Беседа о значении названия «Разгуляй» - можно пошуметь, развлечься, поиграть;
- Коллективное рисование на тему «Всю неделю мы гуляем, Всех блинами угощаем!»
- Оформление выставки детских рисунков
- Слушание народных песен «Как на масленой неделе», т. д. ;
- Просмотр мультфильма из серии «Смешарики» - «Масленица»;
- Народные игры - забавы «Ручеёк»,
- Хороводная игра «Заинька, попляши».
Пятница - «Тёщины вечёрки»,
Суббота «Золовкины посиделки»,
Воскресенье «Прощённый день».
- Беседа о значении названий «Тёщины вечёрки» - ходили к тёще на блины; «Золовкины посиделки» - навещали сестер мужа ;
«Прощённый день» - все просят друг у друга прощение.
-Изготовление малой куклы: «Маслена Дуняша».
- Народная игра-забава «Взятие снежной крепости», «Снежный тир»; "Куча мала".
Заключительное развлекательное мероприятие «Широкая Масленица».
-Чаепитие с блинами.
3. Заключительный:
- Оформление выставки рисунков «Масленица»;
- Развлечение «Масленица широкая».
- Выставка родительских работ «Кукла Масленица».
Обобщение: Входе реализации проекта воспитанники нашей группы познакомились с историей народного праздника Масленица, узнали о праздновании Масленицы в древней Руси и настоящее время. Дети с удовольствием заучивали песни, заклички, загадки, поговорки о Масленице. На прогулке дети с удовольствием играли в народные игры - забавы; водили хороводы, брали снежную крепость.
Родители воспитанников группы изготовили куклы Масленица. Родители наших детей приняли активное участие в организации чаепития.
Проект был направлен на воспитания патриотических чувств через знакомство с национальной культурой и традициями, на расширение знаний о народном празднике Масленица.