Татьяна Горбатенкова
Краткосрочный проект в ясельной группе «Зайкин огород»
▼ Скачать +Заказ
Проект «Зайкин огород»
Посадка лука на подоконнике
первая младшая группа № 1
«Солнышко»
Проект : краткосрочный.
Вид проекта : познавательно - исследовательский, творческий.
Продолжительность: 3 недели.
Выполнила воспитатель высшей категории:
Горбатенкова Т. В.
с 20.02.23-10.03.23
1. Информационная карта.
Публикация «Краткосрочный проект в ясельной группе „Зайкин огород“» размещена в разделах
Наименование, вид и продолжительность проекта Проект краткосрочный. «Зайкин огород»
«Посадка лука на подоконнике»
в первой младшая группе №1 «Паровозик»
Вид проекта : познавательно - исследовательский.
Продолжительность: 3 недели.
Автор воспитатель Горбатенкова Т. В.
Участники проекта дети I младшей группы «Солнышко» 12 детей, 3 родителя.
Особенности проекта
Цель Социально-познавательный, краткосрочный.
Цель проекта :
Формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию лука в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе.
Задачи проекта Задачи :
• Воспитывать у детей желание участвовать в трудовой деятельности;
• Научить детей готовить землю для посадки лука;
• Познакомить с инструментами, материалами для посадки;
• Научить детей с помощью воспитателя сажать лук;
• Научить поливать лук под руководством воспитателя;
• Дать представления о выращивании лука;
• Наблюдать за появлением первых перышек лука;
• Воспитывать бережное и заботливое отношение к луку;
• Привлечь родителей к активной жизни детского сада в рамках организации и реализации проекта;
• Формировать у детей познавательный интерес к луку;
• Организовать художественно – продуктивную творческую деятельность.
Краткая аннотация содержания проекта Велика роль природы в воспитании детей дошкольного возраста, поэтому важными разделами программы работы нашего сада являются экологическое и трудовое воспитание. Дети учатся видеть красоту природы и любить ее, а так же видеть проблемы и находить способы их решения.
Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и если он попробует это сделать сам.
Дети младшего возраста в недостаточной степени имеют
представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности только формируется. Проект направлен на формирование знаний детей об
овоще – лук, о растениях, которые можно вырастить в комнатных условиях (на окошке). Дать начальное представление об отличии комнатных цветов, от
перьев лука.
Сроки выполнения проекта 20.02-10.03.2023 г.
Материально техническая база Земля, вода, лук по кол-ву детей, контейнер 2 шт. для посадки, лейка для полива, лапотка для рыхления земли, фартуки.
Проект мало затратный, может использоваться в любой группе д / с.
Предполагаемый результат Дети научатся сажать и элементарно ухаживать за луком и познакомятся с условиями его содержания; у детей сформируются знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях; дети узнают о пользе зелёного витамина.
Актуальность
Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Многие родители, имеющие свои огороды (дачи, не подозревают, что зеленое царство вызовет огромный интерес ребенка, если взрослые научат детей наблюдать за растениями, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, какой получает растение уход или нет. Только с помощью взрослых малыши могут понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы и ухода за растением. Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать растениям, ухаживать за ними.
Поисково-исследовательская активность это естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследования, открытия позволяют детям сделать шаг в неизведанный и непознанный мир.
Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия познают с наблюдениями за результатами своего труда. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка.
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей первой младшей группы и объема информации, которая может быть воспринята детьми. Это детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта через исследовательскую деятельность, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний и навыков в жизни.
Мною был проведен сбор информации и анализ по теме. Была подобрана литература и демонстрационный материал.
Проект был разделен на 3 этапа.
1 ЭТАП-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
1) Знакомство родителей с идеей проекта.
2) Подбор художественной литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки о луке.
3) Подборка иллюстративного и демонстрационного материала о луке.
4) Подготовка почвы для посадки лука.
5) Подготовка посадочного материала (луковицы по количеству детей).
7) Создание дидактических игр «Вершки – корешки», разрезные картинки «Овощи», «Что лишнее?».
8) Консультация для родителей «Польза лука».
2 ЭТАП-ОСНОВНОЙ
Мероприятия по реализации проекта
Образовательная область :
Физическое развитие :
1. П/и «Кто больше соберёт овощей».
2. Игровые упражнение: «Кто быстрее посадит лук», «Собираем урожай» 3. Пальчиковые игры на тему: «Овощи»
Познавательное развитие :
ООД: «Сажаем лук» (Высадка лука в грунт.) Рассматривание лука, найти «донце» и верхушку.
Вот такой огород у нас получился
2. Опыты: «Условия, необходимые для роста лука
Наблюдение за луком, как растут зеленые перья.
Полив лука каждый день, рыхление по мере необходимости вместе с воспитателем.
Беседы: «О луке», «Растительный мир», «Посадка лука», «Как нам лук помогает», «Витамины для детей», «Полезная пища»
Просмотр мультфильмов про овощи.
Социально – коммуникативное развитие:
Труд в уголке природы. Учить детей правильно ухаживать за растениями, создать благоприятные условия (вода, свет, тепло).
Сюжетно-ролевая игра «Готовим вкусный обед для куклы Тани», «Овощной магазин». Рассматривание иллюстраций овощных культур (в том числе лука).
Речевое развитие :
Чтение художественной литературы: сказка «Репка», Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться», Н. Никитина «Что растет в огороде»;
Чтение стихов, пословиц и отгадывание загадок о луке.
Проговаривание чистоговорки: "Ук-ук-ук посадили лук"
Дидактические и словесные игры «Что лишнее?», «Волшебный мешочек», «Вершки – корешки», разрезные картинки «Овощи».
Составление рассказа «Как лучок появился на грядке».
Художественно-эстетическое развитие :
Лепка: «Лук наш друг».
Рисование: «Лук растим – быть здоровыми хотим».
3 ЭТАП-ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
По реализации проекта «Зайкин огород» были получены следующие результаты:
Было проведено итоговое мероприятие: Выставка коллективной работы «Луковая грядка». Угощаемся луком с нашего огорода на окне.
В процессе реализации проекта в группе был создан «Зайкин огород»,
Дети получили представления о том, что растения живые, их надо поливать, сажать, выращивать. Теперь мы знаем, что луку, как и любому растению, нужны:
свет, тепло, воздух, вода. Чтобы вырастить лук, нужно трудиться: посадить
луковицы, рыхлить землю, поливать растения; лук помогает людям не
болеть; в луке много витаминов. Дети познакомились с художественной
литературой об овощах: (поговорки, стихи, сказки, загадки)
У детей сформировались знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях, развился познавательный интерес к объектам природы ближайшего окружения, укрепилось сотрудничество родителей и детей. Дети расширили представления о труде взрослых, научились называть трудовые действия. Участники проекта получили положительные эмоции. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».
Продукты проекта :
1. Оформление мини выставки «Наш урожай».
2. Фотовыставка «Как мы сажаем и ухаживаем за луком».
3. Консультация для родителей «Лук от семи недуг»
Список использованной литературы:
1. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М. : 2005.
2. Комарова Н. Г. Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу» Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7лет с окружающим миром. М. : ТЦ Сфера, 2005 г.
3. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». М. : «Просвещение», 2008 г.
4. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания С. Н. Николаева, – М. : ООО Фирма Издательство АСТ, 2008.
5. Интернет ресурсы
Приложение №1
Консультация для родителей «Лук от семи недуг»
В чем польза?
Репчатый
Обычный желтый лук, он же репчатый, постоянно востребован для приготовления разнообразных блюд и лечебных средств народной медицины.
Сочные чешуйки богаты витаминами (B1, B3, C, E, PP) и минералами (кальций, фосфор, натрий, железо). В них присутствуют эфирные масла, фитонциды, клетчатка.
Лук отличается высоким содержанием инулина – природного пребиотика, необходимого для роста полезной микрофлоры в толстом кишечнике.
Подобный состав оказывает лечебное воздействие на детский организм:
укрепляет иммунную систему;
стимулирует рост костной ткани;
угнетает рост и размножение вредных микроорганизмов: грибов, вирусов, бактерий;
оказывает противовоспалительное действие;
нормализует пищеварение и аппетит;
стимулирует выработку слизи в бронхах и секрецию пищеварительных соков.
Выращенный на домашней грядке и собранный в сезон, зеленый лук превосходит репчатый по содержанию витаминов PP и B2, калия, магния, железа и клетчатки. В нем меньше фитонцидов и эфирных масел, но имеется бета-каротин и почти в 3 раза больше аскорбиновой кислоты.
Максимальную пользу принесет свежий зеленый лук. После 3 лет ребенку можно дать пожевать 1-2 маленьких перышка после еды. Это поможет очистить зубы и полость рта от микробов.
Зелё ный лук отличается:
выраженным антиоксидантным;
антианемическим;
противострессовым действием.
Минусы и противопоказания
Существенные недостатки лука – жгучий вкус и раздражающее действие на слизистую пищеварительного тракта. Вводить в детский рацион его нужно с осторожностью, добавляя в блюда в небольшом количестве.
Предложение – попробовать перышко лука на голодный желудок – может обернуться неприятными ощущениями в животе у малыша и нарушением пищеварения.
Трудности для маленьких детей представляет и разжевывание жестких перышек лука. В этом случае зелень нужно мелко порезать и добавить в еду.
Польза лука для ребенка Некоторые мамы ошибочно считают, что этот продукт не следует предлагать детям, и поэтому готовят для ребенка пищу отдельно, стараясь полностью исключить лук. Врачи считают это неправильным. Репчатый В состав этого овоща входят такие полезные компоненты, как: медь; фосфор; магний; кальций; йод; железо; калий; витамины PP, С, Е, В1, В3; фолиевая кислота; эфирные масла; бета-каротин; клетчатка. Кроме того, природные фитонциды, которые также присутствуют в луке, способны убивать патогенные микробы, грибки, паразитов. Овощ положительно влияет на уровни глюкозы и холестерина в крови, укрепляет сосуды, оказывает противоопухолевый эффект. Благодаря включению его в меню ускоряются обменные процессы, восстанавливается микрофлора кишечника, улучшается рост костной ткани. Поэтому давать репчатый лук детям будет правильным решением, тем более что блюда из этого овоща повышают аппетит и действуют успокаивающе на нервную систему. Сок лука с молоком и медом можно даже применять в качестве снотворного средства. Хотя польза этого продукта неоспорима, нужно помнить, что он не панацея от всех заболеваний, поэтому нельзя отказываться от лекарственных препаратов, если они прописаны лечащим врачом. Зеленый Наземная (травянистая) часть лука обладает более мягким вкусом, чем его корень-головка. В ней меньше эфирных масел и фитонцидов. Зато зеленый лук богаче витаминами, клетчаткой и микроэлементами почти в 3 раза. Это указывает на то, что он тоже полезен для детского питания, и ребенок быстрее адаптируется к его вкусу и запаху. Особенно полезны зеленые перья, только что сорванные с грядки. Уже с 3 лет можно позволять детям жевать их после еды, чтобы очистить ротовую полость и зубы от микробов. Вредные вещества, содержащиеся в луке Жгучий горький вкус этого овоща в сыром виде раздражает слизистую рта и пищеварительного тракта. Также в некоторых случаях он вызывает аллергию. Поэтому вводить его в рацион детей следует с осторожностью, понемногу, наблюдая за состоянием ребенка. Лук после термической обработки теряет некоторую часть витаминов, зато перестает обжигать и не горчит. Аллергических реакций после употребления вареного или запеченного овоща тоже не наблюдалось. РЕКЛАМА Противопоказания Несмотря на то что лук очень полезен во многих случаях, употреблять его в пищу в сыром виде можно не всем. Он противопоказан при бронхиальной астме, подагре и заболеваниях: печени; органов ЖКТ; почек. С какого возраста можно давать лук ребенку Давать ребенку сырой лук до 3-летнего возраста не рекомендуется. Сырой В 3 года ребенок может потреблять в пищу сырой лук, как репчатый, так и зеленый. Но суточная норма этого овоща не должна превышать 1 головки среднего размера. Причем нужно разделить ее на 3–4 приема. Зелень и репчатый лук добавляют в первые блюда, салаты. Некоторые дети с удовольствием едят его с хлебом и солью, особенно на природе (с вареной или печеной картошкой). Лук для повышения аппетита. Вареный Зная, с какого возраста можно лук ребенку и в каком количестве, соблюдая правила введения этого продукта в его рацион, можно быть уверенным, что от этого не будет вреда. Чтобы детское питание было сбалансированным, нужно помнить, что: младенцы в 7 месяцев уже могут получать этот овощ в прикорме как составляющий компонент пюре или супа в количестве 5 г в сутки; годовалому ребенку можно увеличить норму до 10 г; в 2 года он должен съедать его не менее 15 г. Важное соблюдать главное условие: лук в блюдах должен быть вареным и измельченным блендером. Термическая обработка уменьшит количество витаминов в нем, но сохранившаяся клетчатка будет благотворно воздействовать на регуляцию стула. Запеченный В таком виде лук содержит больше витаминов, чем в вареном. Он обладает приятными ароматом и вкусом. В XIX в. блюда из запеченных овощей пользовались большой популярностью, но постепенно перестали появляться на столах. Педиатры считают, что это неправильно. Запеченный лук может входить в состав блюд: паштетов, супов, пюре. Этот ингредиент меняет их вкус, делает их насыщеннее и интереснее. Однако есть много рецептов, где печеный лук является основным компонентом. Маринованный В таком виде овощ рекомендуется вводить в меню детям с 6 лет, но делать это в ограниченном количестве. Маринованный лук теряет горечь и резкий запах, не обжигает слизистую. Зато блюдо получает новые вкусовые оттенки благодаря таким ингредиентам, как уксус, соль, сахар. РЕКЛАМА Маринованный лук можно детям с 6 лет. Луковый сок Чаще всего его используют для лечения горла, бронхов, насморка, гайморита. Некоторые применяют его как наружное средство, способствующее усилению роста волос, заживлению гнойных ран. Но учитывая тот факт, что сок лука может вызвать ожог, применять его не следует для лечения детей моложе 2 лет. Причем лучше всего разбавлять его маслом, молоком или водой, добавлять в смесь мед. Как выбирать лук для ребенка Лучшими сортами для детского питания считаются сладкие и салатные. Их луковицы окрашены в синий, красноватый или фиолетовый цвет. К таковым относятся: «даниловский 301»; «ялтинский»; «карамель»; «черный принц»; «юконт»; «ред барон»; «алеко»; «кармен»; «альвина»; «радуга» и др. Луковицы лучше выбирать средних размеров – в них больше питательной ценности и полезных веществ. Головки должны быть плотными, без пятен и гнили, с сухой шелухой. Выбирая зеленый лук для питания детей, следует обращать внимание на свежесть и аромат перьев. Темный оттенок продукта указывает на его жгучесть, тонкость и светлый цвет пера – на более нежный вкус. Не рекомендуется приобретать перья чрезмерной длины. Этот признак указывает на то, что растение сильно удобряли и подкармливали химическими средствами. Лук должен быть золотистым и не очень крупным. Приготовление лука для ребенка Этот овощ можно употреблять в пищу как в сыром виде, так и с применением термической обработки. Не стоит предлагать ребенку блюда с крупными кусками лука. Молочные зубы не в состоянии тщательно измельчить такую пищу, а попадание в ЖКТ не до конца прожеванной еды может нанести ему вред. Варить, парить и запекать овощ детям можно так же, как и взрослым. Но использовать в блюдах жареный лук не рекомендуется. В процессе приготовления пищи на сковороде происходит выделение канцерогенов, которые способствуют образованию опухолей и приносят вред ЖКТ. С какими продуктами сочетается лук Этот овощ можно назвать универсальным. Он прекрасно сочетается с мясом, рыбой, потрохами, птицей, другими овощами, сыром, яйцами, молочными продуктами. Подходит он и в качестве начинок для пирогов с картошкой, капустой, вареными яйцами, мясом, печенью, рыбой и птицей. Любые приправы и подливы для вторых блюд станут вкуснее, если добавить в них лук. Но и как самостоятельное блюдо этот овощ незаменим в рационе. Правда, без остальных компонентов его вкус будет хуже. Что делать, если ребенок ест лук как яблоко Диетологи и педиатры предостерегают родителей: нельзя предлагать детям этот овощ в сыром виде до 3 лет. Однако без исключений не обойтись. Некоторые годовалые дети находят способ отыскать луковицу и могут с удовольствием ее поедать. Это происходит из-за того, что кислотность желудка у детей и взрослых различна. Не стоит пугаться и бросаться отбирать новую еду. Если ребенок не испытывает дискомфорта при откусывании и жевании горького плода, значит, ожогов слизистой у него не будет, хотя аллергическая реакция в виде расстройства стула, сыпи, повышения температуры наступить может. Поэтому не стоит позволять ребенку доедать луковицу полностью.
Приложение №2 Дидактические игры.
«Чудесный мешочек» дидактическая игра
Цель игры: «Чудесный мешочек»
В ходе проведения игры дети учатся определять, что это за предмет, по характерным внешним признакам, то есть по форме. Также ее можно использовать для развития речи и воображения.
Необходимое оборудование для игр
1. Непрозрачный мешок. Для малышей его рекомендуется сшить из ярких тканей (чтобы увеличить интерес к происходящему, а для более старших детей – из темной.
2. Предметы. Они должны соответствовать определенной теме (овощи, геометрические фигуры, животные, буквы или цифры) и иметь ярко выраженные различия формы.
Описание игры «Чудесный мешочек»
Смысл игры очень прост: необходимо опустив руку в мешок, нащупать предмет и назвать его, не видя, что это конкретно. Чтобы дети не путались, сначала можно класть 1 предмет, а потом, когда они научатся так играть, уже несколько.
Играющим, кроме основного задания, могут быть даны дополнительные:
• описать попавшийся предмет (цвет, размер, вкус, материал) или животное (что оно делает, где живет);
• рассказать, из какой сказки этот предмет или герой;
Для совсем маленьких деток можно предложить таким образом выбрать игрушку, с которой он потом будет играть. Для этого им сначала показывают предметы, которые кладутся в мешочек, а потом каждый по очереди достает свой.
Дидактическая игра «Узнай на вкус и запах»
Дидактическая задача:
- Упражнять детей в определении вкуса и запаха овощей;
- Активизировать речь детей;
-Развивать память, сосредоточенность, выдержку.
Игровые правила.
Не глядя на овощ (завязать глаза, определять его вкус, по запаху; правильно называть вкус словом, отгадать по запаху, что за овощ, терпеливо ждать, когда будет дан овощ для пробы. Остальные дети терпеливо молчат, не подсказывают.
Игровые действия. Завязать глаза, не подглядывать, не торопиться с ответом, тщательно определить на запах затем на вкус и дать тогда уже ответ. Тому, кто ошибется, дают возможность попробовать другой овощ. Найти целый овощ столе.
Ход игры. На столе на подносе лежат овощи, знакомые детям: горох, лук, тыква. На другом подносе эти овощи разрезаны на небольшие кусочки на каждого ребенка. Здесь же находятся бумажные салфетки (либо зубочистки для каждого ребенка). Воспитатель с подносом обходит всех играющих. К кому подойдет, тому завязывает глаза, кладет на салфетку один кусочек овоща и просит ребенка сначала определить на запах, а затем взять этот кусочек в рот. Тот, не подглядывая, отгадывает по вкусу и запаху название овоща. Затем находит овощ столе. И так воспитатель ходит до тех пор, пока все дети будут вовлечены в игру.
Игра заканчивается перечислением принесенных овощей, определением вкуса каждого из них.
Дидактическая игра «Что растёт в огороде?»
Цель: выявить характер представлений ребёнка об овощных культурах, правилах их жизнеобеспечения и пользе для человека.
Используется метод беседы.
Карточки с изображением овощей, семян овощей: помидор, огурец,
тыква, капуста, перец, кабачок, садово-огородного инвентаря,
природных явлений. Игровой персонаж – пугало, от имени которого педагог задаёт вопросы детям.
-Покажи и назови овощи. Какие из них ты любишь?
-Какие не любишь, почему?
-Как ты думаешь, овощи полезны для человека? Почему?
-Выложи карточки в следующем порядке: семена тыквы, лука, гороха.
-Хочешь ли ты сам вырастить овощи?
-Как ты думаешь, что тебе для этого потребуется? Выложи карточки.
Какой водой и как нужно поливать овощи?
-Как ты думаешь, а сами овощи любят витамины (подкормку?
Что может произойти с овощными растениями, если не ухаживать за ними?
Дидактическая игра «На что похожи овощи?»
В игре могут принимать участие 4 ребенка. Каждый игрок выбирает себе цветную карточку-поле. Игрок берет геометрические фигуры и накладывает их на те овощи, которые по форме напоминают данную геометрическую фигуру. Выигрывает тот, кто первым закроет игровыми карточками все игровое поле.
Значимость игры. Игра «На что похожи овощи?» помогает в игровой форме запомнить названия овощей, соотносить их с геометрическими фигурами.
Дидактическая игра «Какого цвета овощи?»
В игре могут принимать участие 3-5детей. Каждый игрок выбирает себе не цветную карточку-поле с овощами и накладывает на них круги, которые соответствуют цвету данного овоща. Выигрывает тот, кто первым и верно закроет игровыми карточками все игровое поле.
Значимость игры. Игра «Какого цвета овощи?» помогает в игровой форме запомнить названия овощей, соотносить их с цветовыми кругами, развивает цветовое восприятие.
Словесных игры с движениями
Игра «Вершки-корешки»
Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт в земле – кисти рук опускают вниз.
Игра «Большой — маленький»
Цель: словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов:
огурец — огурчик, помидор — помидорчик. и показ движениями.
Игра «Назови как можно больше признаков»
Цель: согласование существительных с прилагательными
Морковь (какая) — оранжевая, длинная, сладкая, полезная, твердая
помидор (какой) — красный, сочный, аппетитный, круглый
Огурец (какой) — овальный, хрустящий, зеленый, длинный, ароматный
Игра «Узнай, о чем я говорю»
Цель: обогащать словарь детей прилагательными.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям, глядя на карточки, догадаться о каком овоще говорит (овоще). Далее дети сами загадывают загадки.
Зеленый, вытянутый – огурец; красный, полезный – помидор; острый, разноцветный – перец; большой, и т. д.
Игра «Назови ласково»
Цель: Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: предметные картинки с изображением овощей большого и маленького размера.
Ход: Педагог показывает ребенку картинку с изображением какого-либо большого овоща, например, огурца и предлагает его назвать. Затем объясняет: «Этот огурец большой. А как ты назовешь ласково маленький такой же овощ?» Показывает картинку (огурчик). Аналогично рассматриваются другие овощи (репа - репка, морковь - морковка).