Ломова Екатерина
Коспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Тряпичная кукла»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия «Тряпичная кукла».
Цель:
Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.
Задачи:
Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. («Социализация», «Коммуникация».) Обогащать и активизировать словарь детей («вертеть» куклу, безлика, рукотворная, развивать связную, грамматически правильную речь. Формировать умение составлять описательный рассказ, добиваться эмоциональной выразительности речи, активизировать в речи прилагательные. («Коммуникация»)
Публикация «Коспект интегрированного занятия в подготовительной группе „Тряпичная кукла“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол («Познание»);
Способствовать развитию мелкой моторики рук (заматывание, завязывание узлов, координация речи с движением, согласованности действий, ловкости, («Физическая культура»);
Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета, оттеняющие друг друга. Развивать восприятие музыки, расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе.
Методы и приемы:
- практические: изготовление куклы, подвижная игра «У Васены, у старушки»;
- наглядные: рассматривание кукол, материал для изготовления кукол;
Раздаточный материал:
Ткань белого цвета 20*20 см для туловища, цветная ткань в форме треугольника для косыночки, цветная нить.
Предварительная работа:
Беседа «Откуда берутся игрушки?»,
Чтение сказки «Василиса Премудрая».
Ход непосредственно образовательной деятельности:
- Ребята, поздороваемся с нашими гостями.
- А скажите мне, что вам нравиться делать в свободное время?
(Ответы детей)
- Во что вы любите играть?
(Ответы детей)
-Сегодня я хочу пригласить вас в музей игрушек.
- Но сначала мы вспомним правила поведения в музеи.
(Ответы детей)
Приглашаю вас в первый зал. В этом зале собраны современные игрушки, сейчас мы их рассмотрим.
-Скажи, пожалуйста, что это за игрушка? (Машинка)
-А из какого материала сделана машинка?
(Машина сделана из пластмассы)
-Значит машина какая?
(Машина пластмассовая)
(Спросить 4-5 детей).
-Где же делают такие игрушки?
(Ответы детей).
- Вам нравятся эти игрушки? Это современные игрушки их делают на заводе из разных материалов, а сейчас мы пройдем во второй зал, где находятся куклы которые делали на Руси своими руками и назывались они рукотворные.
Рассматривание тряпичных кукол и рассказ воспитателя о них.
1. Кубышка – травница – это очень полезная кукла, наполнена душистыми лекарственными травами, считалось, что она очищает воздух в избе и защищает от болезней.
2. Игровая кукла – начиная с пяти лет, девочки уже сами начинали «вертеть» (Что бы сделать головку или ручки нитки на тряпочке вертели) своих куколок под руководством мам и бабушек из обрезков ткани лент и шерстяных ниток. А мастерить таких кукол можно было толь с хорошим настроением и любовь, по традиции так же было принято петь во время изготовления таких кукол.
3. Колокольчик – кукла которая приносит добрые вести. Она имеет обязательно три юбочки и колокольчик. Выполняет роль оберега, создающего в доме хорошее настроение. Подарив Колокольчик другу, считалось что человек дарит вместе с ней и хорошее настроение.
4. Девка – баба – кукла с двумя головами, четырьмя руками и двумя юбками. Секрет ее прост- одна кукла девка спрятана под юбкой другой – бабы и появляется если ее перевернуть. Кукла девка – это молодая, незамужняя беззаботная девушка, выйдя замуж становить бабой хозяйственной, заботливой, оберегающей свою семью, детей и дом.
5. Пеленашка – куколка, спелёнатая тканью, клалась младенцу в колыбельку, что бы охранять его от злых духов. Когда малыш подрастал куклу сжигали.
6. Подорожница – это маленькая кукла которая умещалась в ладонь, что бы ее удобно было хранить в кармане, она была незаменимым другом путешественника. У этой куклы есть мешочек в который помещали немного земли, травы, зерна, нитки и т. д. Эта кукла напоминала о доме, где его ждут и любят, уберегала от диких зверей и разбойников, помогала оставаться здоровыми на протяжении всего пути.
7. Кукла – оберег – делалась она для конкретного человека и защищала человека его невзгод. Хранили эту куклу под подушкой и не кому не показывали. Считалось что с человеком может случиться что то не хорошее если он ее потеряет.
Вот такие куклы были раньше на Руси, скажите мне, пожалуйста, а чем эти куклы отличаются о современных кукол?
(Ответы детей)
- У этих кукол нет лица и называются они безликими, лица на куклах рисовать запрещалось, так же и использовать иголки, если на кукле нарисовать лицо, то она может ожить и вместо удачи приносить наоборот одни несчастья. А на игровых куклах не было лица, для того что бы ребенок мог сам придумывать какое настроение сейчас у его куклы.
- А вам интересно как делали таких кукол?
- Тогда я приглашаю вас в третий зал.
- Вот так выглядела изба на Руси посмотрите здесь самовар, деревянная посуда, а вот и волшебный сундучок в котором хранились тряпочки, ленточки и нитки это все было необходимо для изготовления кукол.
- Мастерица (так называли девушек, которые делали кукол) брала кусок белой ткани помещала во внутри кусочек ваты и с помощью нитки формировала голову куклы, а потом также только с помощью ниток формировала руки, а из другого куска цветной материи одевали куклу и повязывали на голову косынку.
- Вот так своими руками делали кукол.
- А еще на Руси любили играть, я приглашаю вас в круг, повторяйте за мной слова и движения:
У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)
Жили в маленькой избушке (присесть, сложить руки домиком)
Семь сыновей (семь пальцев)
Все без бровей (очертить брови пальцем)
Вот с такими ушами (растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами (показать нос двумя растопыренными руками)
Вот с такими усами (нарисовать пальцем усы, развести руки в стороны)
Вот с такой головой (очертить большую голову)
Вот с такой бородой (показать с руками с наклоном вниз)
Ничего не ели (поднести ко рту руку-чашку, другую - ложку)
На нее глядели (держа руки у лаз, похлопывая пальцами, как ресницами)
И все делали вот так… (любое движение).
- А сейчас мы тоже с вами сделаем себе куколку – куклу оберег.
- Проходите за столы.
Изготовление куклы :
1 этап: Начинаем изготовление куклы с головы и туловища. Для этого возьмем кусок светлой ткани и положим его уголками вверх и низ. Поместим в середину вату, сложим пополам и обмотаем ниткой, сформировав голову.
2 этап: С помощью нитки сделаем руки, обмотав концы ниткой.
3 этап: а теперь оденем на голову нашей куколки косынку и завяжем ее.
Кукла готова.
- Вам понравилось?
- Скажите мне, а как называются куклы сделанные своими руками?
- А как называются куклы у которых нет лица?
- На этом наше занятие подошло к концу и сейчас вы можете поближе рассмотреть игрушки в нашем музеи.