Алеся Макаренко
Коррекционно-развивающие игры и упражнения с использованием прозрачного мольберта
▼ Скачать +Заказ
В данном методическом пособии предлагаются игры и упражнения для детей с ОВЗ по развитию пространственных представлений с использованием пособия «Прозрачного мольберт»
Предложенные в пособии игры помогут сформировывать понимание пространственных терминов и умений самостоятельно пользоваться ими.
Сборник адресован учителям-дефектологам, учителям - логопеда, воспитателям.
Публикация «Коррекционно-развивающие игры и упражнения с использованием прозрачного мольберта» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Рисование на прозрачном мольберте
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
В пособии собраны игры и упражнения для развития пространственных представлений у детей ОВЗ с использованием пособия «Прозрачный мольберт».
Новизна использования пособия «Прозрачный мольберт» заключается в том, что выполняя работу стоя или сидя в кресле, ребенок может свободно двигаться, что является естественной потребностью в любом возрасте. К тому же занятия на мольберте стимулируют познавательную активность ребенка, вызывая у него положительный эмоциональный отклик, позволяет фиксировать его внимание на происходящем, и доставляют радость от совместного творчества с педагогом и детьми. Коррекционные игры и упражнения с использованием прозрачного мольберта служат инструментом для изучения пространственного представления у детей с ОВЗ, чувств, идей и событий, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе. Во время игр на мольберте можно использовать различные нетрадиционные техники (рисование пальцами и ладошкой, рисование листьями, штампы и печати, поролоновые рисунки, метод монотипии, рисование кремом, рисование предметами окружающего пространства, точечный рисунок, рисование маркером, рисуем по очереди, рисунок плюс аппликация, рисуем с натуры, юный портретист, что позволяет разнообразить упражнения и поддерживать интерес к занятиям.
Знакомство с пособием.
В этом разделе я хотела показать многообразие техник, которые можно использовать при работе с «Прозрачным мольбертом» для изучения пространственного представления. Они способствуют поддержанию интереса к занятиям стимулируют познавательную активность ребенка, вызывают у него положительные эмоции, разнообразят и делают более интересными многократные повторения упражнений. Работа с данным пособием является использованием здоровьесберегающих технологий на дефектологических занятиях. Выполняя задания на данном пособии, дети имеют возможность работать стоя (смена динамических поз, что является профилактикой нарушений осанки. При работе стоя меняется угол зрения (профилактика нарушений зрения).
Игры и упражнения направленные на развитие пространственной ориентировки.
Упражнение «Давай познакомимся»
Задачи: Знакомство с пособием, со свойствами стекла; развитие коммуникативных навыков.
Ход: Взрослый и ребенок (или два ребенка) через стекло прикладывают свои ладони (пальчики) друг к другу.
Игра «Догони ладошку»
Задачи: Развитие прослеживающей функции глаз, фиксации взора и ориентировки в пространстве (вверх, вниз, справа, слева).
Ход: Ребенок прикладывает свою ладонь к стеклу в разных местах мольберта (вверху, внизу и т. д.) Второй ребенок должен «поймать» ладонь через стекло. Дети по очереди меняются ролями.
Упражнение «Идет дождик»
Задачи: Развитие зрительного внимания, зрительно-моторной координации. Умение располагать штрихи в указанном направлении (сверху вниз, слева направо, справа налево)
Ход: Ребенок кончиками пальцев наносит на стекло штрихи, имитирующие падающие дождевые капли.
Аналогичные упражнения : «Пальчик шагает», «Светит солнышко», «Зайчик прыгает», «Снегопад».
Игра «Соедини по точкам»
Задачи: Развитие координированных движений глаз и рук.
Ход: Ребенку предлагается провести линии через точки, нанесенные на стекло или прикрепленный с обратной стороны стекла лист с контурными изображениями предметов.
Игра «Рисуем автопортрет»
Задачи: Ориентировка в пространстве собственного тела (головы, развитие зрительно - моторной координации.
Ход: Ребенок рисует на стекле контуры и элементы своего лица глядя в зеркало или по памяти.
Упражнение «Лабиринты», «Планы»
Задачи: Закреплять умение ребенка ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений, планов, маршрутов и схем; учить определять направления движения объектов, отражать в речи их взаимное расположение.
Ход: Ребенку предлагается найти и нарисовать самый короткий путь от объекта до выхода из лабиринта (лабиринт наносится педагогом краской или прикрепляется с обратной стороны стекла).
Упражнение «Геометрический диктант»
Задачи: Развитие ориентировки на плоскости
Ход: Перед детьми мольберт и набор цветных маркеров. Ведущий даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат нарисуй в левом верхнем углу, жёлтый круг – в центр мольберта, и т. д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения:
У ведущего заготовлен заранее лист с нарисованными геометрическими фигурами соответственно диктанту.
Упражнения «Кто скорее обведет по контуру, трафарету»
Задачи: Развитие координированных движений глаз и рук.
Ход: Ребенку предлагается контур или трафарет нанесенные на стекло или прикрепленный с обратной стороны стекла лист с контурными изображениями предметов.
Упражнения «Кто больше фигур заштрихует»
Задачи: развитие зрительного внимания, зрительно-моторной координации. Умение располагать штрихи в указанном направлении (сверху вниз)
Ход: Ребенок кончиками пальцев или маркером наносит на стекло штрихи,закрашиваю фигуру.
Упражнение «Кто лучше закрасит маркерами изображение».
Задачи: развитие навыков ориентирования на вертикальной плоскости, сотрудничества; формирование творческой активности.
Ход: Перед детьми мольберт и набор цветных маркеров. Дети должны закрасить маркером изображения.