татьяна куликова
Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие во времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие во времена года»
Аннотация: по результатам психолого-педагогической диагностики среди детей - логопатов старшего дошкольного возраста было выявлено, что достаточно большое количество детей не дифференцируют и не соотносят с картинкой изображения таких времен года как осень и весна, путают их между собой; так же затруднена передача характерных признаков времен года в словесном плане. Данное занятие входит в цикл занятий подготовки к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста, поэтому помимо познавательной направленности занятие носит развивающий характер. В занятие включены игры и упражнения, направленные на развитие речи, мышления, сообразительности, внимания, умения ориентироваться на плоскости, развитие графических навыков и мелкой моторики, развитие произвольного поведения. Выполнение творческих заданий направлено на развитие креативного мышления и укрепление веры детей в собственные силы. Контактные игры так же способствуют сплочению детского коллектива, повышению самооценки, тем самым снижая уровень детской тревожности.
Публикация «Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста „Путешествие во времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Цель занятия: Уточнить и закрепить знания детей о временах года, о погодных явлениях и характерных признаках, относящихся к каждому из времен года. Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению, включающая в себя познавательное и эмоционально-личностное развитие.
Ход занятия:
Ритуал приветствия, разминка
Цель - снятие эмоционального напряжения, настрой на совместную работу.
В году четыре времени года: зима, весна, лето и осень. Зимой деревья укрыты снегом, весной распускаются почки на деревьях и превращаются в первые листочки, летом много цветов, осенью листья на деревьях желтеют и опадают. Времена года идут друг за другом в четкой последовательности. Сегодня мы с вами совершим путешествие в каждое из времен года, а поможет нам в этом резной листочек (заготовка - кленовый листочек). Тот, кто находится справа от меня (например, Вася) берет в руки листочек и называет свое имя, а мы ребята хором говорим: «Здравствуй Вася, мы рады тебя видеть». Затем, то же самое делает Васина соседка справа –Лида, и так далее по кругу до тех пока наш листочек снова не окажется у меня.
Ребята, листочек рос на дереве и за свою жизнь познакомился с разными погодными явлениями. Давайте мы их перечислим.
Пальчиковая гимнастика «Про погоду»
Цель: развитие мелкой моторики.
Дождь. Дождь Кисти правой руки и левой наклонены вниз, имитируя струи дождя.
Надо нам разбегаться по домам
Град. Град. Кулачками стучим по коленям
Сыплет град.
Все под крышами сидят. Руки подняты над головой, кончики пальцев
соприкасаются (крыша).
Гром. Гром. Гром гремит. Хлопки в ладони над головой.
В небе молния блестит - 2 раза Разводим руками в разные стороны.
Посмотрите из окна. Две горизонтально поставленные руки у лица,
В небе радуга видна! отводим правую руку в сторону.
Вышло солнышко опять. Правой и левой рукой делаем круг над головой.
Мы теперь пойдём гулять Шагаем на месте.
И дошагали мы с вами в первое время года, как вы думаете в какое? А я вам подскажу.
Кто, угадай-ка?
Седая хозяйка!
Тряхнет перинки-
Над миром пушинки!
Снег – это снежинок много.
Снегом укрыло нашу дорогу
Искрится на солнце снег голубой.
Вот снеговик стоит смешной,
Дети спешат на каток гурьбой,
Коньки и лыжи нужны нам ….
Шуба и шапка нас согревают
И про морозы мы забываем!
А мы ребята, наоборот, вспомним с вами, какие узоры делает мороз зимой.
Творческое задание «Морозные узоры»
Цель: развивать мелкую моторику, фантазию, творческий потенциал.
Оборудование: манная крупа, пластиковые тарелочки по количеству детей (дно тарелки должно быть цветным: голубым, синим, фиолетовым, красным и т. д; можно вырезать окружность, соответствующего диаметра из цветной бумаги или картона и застелить ею дно тарелки).
Нужно насыпать тонким слоем манную крупу в тарелку и равномерно распределить ее по поверхности. Кончиком указательного пальца начинайте рисовать «морозные» узоры. Сильно надавливать не нужно. Если вы хотите создать новый рисунок, равномерно распределите крупу по поверхности и начните новый рисунок.
Молодцы! У вас у всех очень хорошо получилось.
Дальше мы попадаем в следующее время года.
Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает?
Правильно, весной. Весна наступает после зимы. Весной солнце начинает согревать землю, тает снег. Появляются и расцветают первые цветы – подснежники, на деревьях набухают почки. Прилетают перелетные птицы, выползают насекомые. А сейчас, если вы правильно выполните задание, то узнаете, кого можно встретить весной.
Графический диктант «Бабочка» см. Приложение 2 «Бабочка»
Цель: развитие умения ориентироваться на плоскости, развитие мелкой моторики, активизация слухового внимания.
Оборудование: простой карандаш, тетрадь в крупную клетку.
Продолжаем наше путешествие, но чтобы попасть в следующее время года, вам нужно сказать, что происходит, когда мы наблюдаем следующие природные явления.
Игра «Что происходит?»
Цель: развитие речи, фантазии, сообразительности.
Оборудование: мяч.
Ведущий бросает мяч в произвольном порядке. Тот ребенок, который поймал мяч, должен подобрать к словам, обозначающим явления природы, названия-действия, например:
Метель-метет; Гром-гремит;
Ветер-дует; Облака-плывут;
Мороз-трещит; Снег-падает;
Дождь-идет;
Солнце-светит;
Град-стучит;
Молодцы, вы все справились с заданием, и мы попадаем, как вы думаете, куда?
Солнце печет,
Липа цветет.
Рожь поспевает
Когда это бывает?
Я соткано из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, «купайтесь!»-приглашаю.
И любите за это
Вы все меня, я-…
Правильно, это лето. Лето следует за весной, это жаркое время года. Поспевают ягоды, расцветают цветы. Можно кататься по реке на лодке, купаться и загорать. От жарких солнечных лучей защищают летние головные уборы (шляпки, панамки).
«Зоркий глаз» (работа в тетрадях)
Цель: развитие зрительного восприятия, речи, произвольного поведения.
Материал: тетрадь в крупную клетку, таблица см. Приложение 1 (рис1, карандаши.
Задание: Внимательно посмотрите на рисунок, все ли эти предметы нужны летом? Закрасьте карандашом лишний предмет. Посчитайте и назовите все предметы на рисунке.
Молодцы! Продолжаем путь, но для этого вам нужно ответить на хитрые вопросы.
Игра «Хитрые вопросы»
Цель: Развитие логического мышления, речи, произвольного поведения.
Ведущий задает вопросы, если ответ на вопрос «да», дети хлопают в ладоши, если «нет», топают ногами
Сентябрь, октябрь, ноябрь-это летние месяцы?
Если начинают опадать листья, наступает осень?
Дети идут в школу первого сентября?
Летом девочки и мальчики надевают теплые шапки, теплые сапоги, шубы и отправляются кататься на санках?
Зимой все звери готовятся к долгой спячке?
Осенью на деревьях распускаются ярко-зеленые листочки?
Зимой мы любим, купаться и загорать, любоваться цветами и собирать ягоды?
Летом можно купаться в речке и загорать на пляже?
Осенью идут холодные дожди, люди собирают урожай в саду и в огороде?
Осенью люди надевают футболки, шорты, сарафаны?
Осенью погода ясная, солнечная, теплая?
Осень- прекрасное время года?
Прекрасно! Вот мы и попали в последнее время года. Вы наверное догадались, как оно называется?
Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И елочек, я-…
Расскажите мне про осень, какая она?
Дидактическая игра «Какая погода осенью?»
Цель: развитие речи, логического мышления.
Ведущий начинает предложение, дети (ребенок) заканчивают его определением осенней погоды, подходящим по смыслу:
Если идет дождь - … (дождливая, если сильный ветер - … (ветреная, если очень холодно и сыро - (холодная, сырая, небо все заволокло тучами - … (пасмурная… Но вот показалось солнышко и стало тепло - … (солнечная, теплая, на небе ясно, ни тучки - … (ясная, осень на дворе, погода - … (осенняя).
Вот и закончилось наше путешествие, а завершим мы его интересным заданием.
Упражнение на сотрудничество «Дерево переодевается»
Цель: развитие умения взаимодействия в паре, развитие мелкой моторики, творческого потенциала.
Оборудование: альбомные листы (на каждого участника, кисти, краски-гуашь.
Участники разбиваются на пары. Каждому ребенку выдается лист бумаги с двумя контурными изображениями ствола дерева. Нужно дорисовать изображение деревьев в соответствии с особенностями каждого времени года, но так, чтобы изображение времен года не совпадало у участников, состоящих в паре. Детям нужно договориться между собой, кто из них рисует осень, зиму, весну и лето. Побеждает та пара, которая раньше закончила рисовать, не допустив повторений в своих изображениях.
Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания
Упражнение «Понравилось – не понравилось».
Приложекние 2
Графический диктант «Бабочка»