Фируза Никулина
Коррекционно-развивающее занятие на развитие познавательной сферы детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Данное занятие направлено на развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Особенно ценным является то, что коррекционно-развивающие занятия представлены в интересной игровой форме, объединенных общей темой, в которой все действия происходят с персонажами-гномами. Что создает особую атмосферу во время занятий.
Цель:
развитие образного воображения;
развитие слуховой и зрительной памяти;
снятие мышечного напряжения;
развитие тонкой моторики рук;
развитие переключаемости, устойчивости и распределения внимания;
Публикация «Коррекционно-развивающее занятие на развитие познавательной сферы детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Старшая группа
- Темочки
развитие координации движений;
сплочение группы, создание положительного эмоционального настроя.
Задачи:
Развитие тонкой моторики.
Развитие мышления.
Формировать произвольность всех психических процессов.
Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребёнка.
Материалы к занятию:
музыкальное сопровождение;
листы цветного картона и картинки для “спичечной картины”;
счетные палочки; мешочки разной формы;
шляпки гномов вырезанные из цветного и белого картона;
гном с мешочком в руках.
Ход занятия
1. Приветствие.
Настрой на занятие. “Доброе животное”
Все встают в круг и берутся за руки. Психолог говорит: «Представьте, что мы одно большое доброе животное. Давайте подышим вместе. На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад».
Дети выполняют инструкцию, психолог продолжает: «Так дышит животное и так же ровно и четко бьется его большое сердце. Стук - шаг вперед, стук – шаг назад. Давайте подышим и послушаем стук сердца доброго животного».
2. За грибами.
Тёплый дождь прошёл вчера.
Гномов ждут в лесу с утра. (Руки в стороны, ноги на ширине плеч)
Все с плетёнными лукошками. (Руки поднять вверх, ноги на ширине плеч)
Замелькали за окошками.
(Пальцы рук соединить в замок.
Указательный и средний палец «идут»)
Вот места родные –
Тихие, грибные… (Руки поднять и соединить пальцы в замок над головой)
Полные лукошки. Руки перед собой
К дому две дорожки.
(Руку согнуть в локте указательный и средний палец
оставить поднятыми, остальные согнуть)
Тот, кто просит поспешить (Изобразить всем телом бег, на месте)
Будет белые сушить. (Руки согнуть в локтях и соединить над головой)
3. Игра “Невидимка”.
В игре используется широкий спектр цветов, некоторые малознакомы детям, в ходе игры происходит многократное повторение их названий.
Для игры требуется несколько цветных шляпок гномов, количество примерно может быть от 6 до 10, или выбирается произвольно. Кроме этого нужно вырезать белые шляпки, которые по своим размерам оказались бы несколько больше каждой цветной шляпки.
Правила и ход игры:
Психолог демонстрирует детям гномов в шляпках, или можно использовать только шляпки, картонные карточки-шляпки – это гномы в разноцветных шляпках. Затем он последовательно произносит названия цветов и просит детей повторить их. Когда все гномы еще раз названы, психолог, просит детей, закрыть глаза и стараться не подглядывать, и закрывает одну из шляпок гномов, белой шляпкой – невидимкой. Требуется определить, какой гном закрыт, то есть, кто находится под шляпкой-невидимкой. Постепенно игра усложняется тем, что увеличивается количество закрываемых цветных шляпок.
4. Игра “Весёлый гном”.
Психолог демонстрирует детям гнома с мешочком в руке. Детям предлагается придумать, что находится в мешочке у гнома. Сначала дети должны найти как можно больше ответов про мешочек одной формы, затем – про мешочки других форм по очереди. После придумать рассказ о том, как эти предметы оказались у гнома в мешке и, что может произойти дальше.
Мешочки по форме могут быть разными, например: слоненок, бабочка, рыбка и т. д. А так же мешочки могут быть неопределенной формы, по которым трудно определить точно, что в нем находится, так как сразу может подойти несколько предметов под эти формы.
5. Психогимнастика Шалтай-Болтай.
Шалтай - Болтай
Сидел на стене.
Шалтай - Болтай
Свалился во сне.
(Перевод Маршака С.)
Дети поворачивают туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклонить корпус тела вниз.
6. “Спичечная картина” – “Дом”, “Стул”.
Детям даются наборы счетных палочек, листы цветного картона и картинки “Дом” и “Стул”. Психолог предлагает детям выложить их счетными палочками на цветном фоне. Цвет фона дети подбирают самостоятельно.
“Дом”
Детям зачитывается стихотворение Князева В.
Однажды тёплым вечерком,
Когда в траве кузнечик
Лег спать, укрывшись лепестком,
Задумал гном построить дом
Из крохотных дощечек. (Князев В.)
“Стул”
Детям предлагается отгадать загадку.
Ребята послушайте загадку и догадайтесь, что мы с вами сейчас будем строить для наших гномов.
Психолог предлагает детям воспроизвести картинку без зрительной опоры, то есть по памяти.
Спинка, сиденье, четыре ноги
Что ты увидел? Скорей назови.
7. Заключительный этап.
Вопросы к детям по занятию.
8. Прощание “Речевка”.
Все мы дружные ребята
Мы ребята дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!
Список используемой литературы:
Алябьева Е. А. Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 96с.
Белоусова Л. Е. Ура! Я научился! Сборник игр и упражнений для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004. – 144с.
Веракса Н. Е. Понимаете ли вы своего ребенка?: книга для родителей. – М. : Дрофа, 2006. – 91с.
Волковская Т. Н., Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – М. : Книголюб, 2004. – 104с.
Гатанов Ю. Развиваю воображение. – СПб. : Издательство «Питер», 2000. – 144с.
Иванова Е. А. Раннее домашнее сопровождение. СПб. : Издательство «Речь», 2003. – 96с.
Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 – 6 лет. М. : 2005. – 208с.
Никулина Ф. Х. Коррекционно-развивающее занятие на развитие познавательной сферы детей 5-6 лет //Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" 2008-2009 уч. г.
Чистякова М. И. Психогимнастика. /Под ред. Буянова М. И. — 2-е изд. — М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160с.
Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет). – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 384с.