Лихоманова Надежда
Коррекционная речевая работа воспитателя логопедической группы
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционные задачи воспитателя логопедической группы
1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
2. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
3. Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.
4. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
Публикация «Коррекционная речевая работа воспитателя логопедической группы» размещена в разделах
5. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
6. Формирование связной речи.
7. Закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).
Основные направления коррекционной работы воспитателя логопедической группы
1. Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) выполняется в течение дня 3-5 раз.
2. Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день.
3. Корригирующая мини-гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы выполняется ежедневно после сна.
4. Вечерняя индивидуальная деятельность воспитателя по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение. Работа проводится воспитателем по журналу взаимодействия с логопедом. Содержание данных упражнений
определено программой:
• проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук;
• повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;
• упражнение в звуко-слоговом анализе и синтезе;
• повторение лексико-грамматических упражнений;
• упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.
5. Организованная образовательная деятельность по программе ДОУ (в соответствии с календарным планом логопедической работы).
6. Коррекционная работа вне образовательной деятельности: во время
режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях.
Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность
широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.
Коррекционная работа воспитателя в течение дня
Утро Упражнения на развитие артикуляционного аппарата (дыхания) общей моторики. Беседы с детьми по закреплению лексико-грамматических категорий в ходе выполнения поручений.
День Организованная образовательная деятельность по развитию речи и ознакомлению с окружающим. Беседы с детьми по коррекции лексико-грамматических категорий.
Оздоровительные игры и упражнения в ходе совместно организованной деятельности.
Перед сном Оздоровительные мероприятия с коррекцией речевых нарушений, профилактика простудных заболевании, плоскостопия. Упражнения на расслабление, на развитие ручного праксиса
После сна «Гимнастика пробуждения», «Оздоровительный настрой», упражнения на оздоровление, психогимнастические этюды.
Послеполдника Коррекционная деятельность по закреплению звукопроизношения и коррекции психомоторного развития.
Напрогулке Игры на развитие общей и мелкой моторики, «игры со словом»,
закрепление пройденных букв.
В течение всего дня Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов. Систематический контроль за поставленными звуками и грамматически правильной речью.
Работа воспитателя и логопеда при коррекции звукопроизношения
Цель: Цель:
Логопед исправляет нарушения речи: Воспитатель под руководством
готовит артикуляционный уклад логопеда активно участвует в
дефектных звуков, ставит их, коррекционной работе : автомати-
автоматизирует зирует поставленные звуки в словах,
словосочетаниях, фразах
Подготовительный этап
Логопед в зависимости от характера нарушения звука вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или отсутствовали Воспитатель по заданию логопеда
в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата («Сказки о веселом язычке»)
Этап появления звука
Логопед ставит звуки, предварительно отрабатывая артикуляционный уклад нужного звука, при этом использует специальные приемы и
отработанные на предыдущем этапе Воспитатель закрепляет
произнесение поставленного логопедом звука, фиксирует внимание ребенка на его звучании и артикуляции, используя картинки.
движения органов артикуляционного
аппарата
Этап усвоения звука (правильное произнесение звука в речи)
Логопед автоматизирует Воспитатель по заданию логопеда с отдельными детьми закрепляет поставленный логопедом звук. Дифференцирует со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендуемый логопедом
поставленные звуки. Первично
дифференцирует на слух и в
произношении, последовательно
вводит его в речь (в слог, слово,
предложение, потешки,
стихотворения, рассказы, в
самостоятельную речь)
Разграничение функций логопеда и воспитателя в процессе работы над лексической темой
Логопед Воспитатель
-в процессе организованной образовательной деятельности с подгруппой детей знакомит их с каждой новой лексико-
грамматической категорией, выявляя тех воспитанников, с которыми
необходимо закреплять материал, и осуществляет эту работу в индивидуальном порядке;
-руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса дошкольников в процессе свободной и организованной образовательной
деятельности.
- проводит работу по развитию
речи, ознакомлению с окружающим и с художественной литературой
с учетом лексических тем;
-пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей в процессе большинства режимных моментов (сборы на игры и пр.); систематически контролирует грамматически
правильную речь детей в течении всего времени общения с ними.