Елена Семёнова
Координационный план работы педагогов ДОУ по развитию речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Координационный план работы педагогов ДОУ
по развитию речи дошкольников.
Семёнова Е. П., учитель-логопед
МАДОУ «Детский сад № 74»
гор. Челябинск
Преодоление речевых нарушений у дошкольников, формирование полноценной речи – это сложный процесс. Успех этого процесса в дошкольном образовательном учреждении, в котором функционирует логопедический пункт, определяется продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации учебно-воспитательного процесса: создание действенного союза педагогов, объединенных общими целями, построенного на организации коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие речи ребенка. С этой целью поставлены основные задачи для каждого педагога – участника коррекционно-развивающей работы с дошкольниками.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Планы
- Темочки
1. Развитие мелкой моторики.
Уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Развитие мелкой моторики является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, повышающим работоспособность коры головного мозга. Данная задача решается всеми педагогами в непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности с детьми.
учитель-логопед - Упражнения с различным дидактическим материалом. Пальчиковые игры. Самомассаж кистей рук и пальцев. «Сухой бассейн»
воспитатель - Пальчиковый театр, конструирование, лепка, аппликация, мозаика, работа с природным материалом. Разучивание стихов с движением рук
тифлопедагог - Пальчиковые упражнения по лексической теме. Самомассаж кистей рук и пальцев, Су-Джок упражнения.
музыкальный руководитель - Игра на детских музыкальных инструментах, танцевальные движения. Музыкально-ритмические движения.
инструктор физкультуры - Специальные упражнения для моторики рук по лексической теме. Гимнастика
2. Развитие мимики.
Развитие подвижности органов артикуляции связано с мимической мускулатурой. Необходимо выполнять мимико-артикуляционные упражнения, формировать эмоциональную выразительность различных состояний через мимику. Это поможет развить и эмоциональную сферу ребёнка в целом.
учитель-логопед - Массаж лицевых мышц, участвующих в артикуляции звуков. Связь мимики с интонацией. Выразительное чтение стихов.
воспитатель - Распознавание и произвольное формирование эмоциональных состояний через мимику, развитие эмоциональности через разучивание стихов
тифлопедагог - Распознавание эмоциональных состояний. Сюжетно-ролевые игры
музыкальный руководитель - Развитие выразительности в песне, в танце, через театр бибабо, использование характерных ролей
инструктор физкультуры - Распознавание эмоциональных состояний через мимику, игры направленные на умение управлять собой
3. Развитие речевого дыхания.
Без сформированного физиологического дыхания невозможно добиться правильного речевого, которое является фундаментом устной речи. От речевого дыхания зависит звукопроизношение, голосоподача. Правильное физиологическое дыхание - это ещё и один из путей здоровьесбережения. Работа над формированием правильного дыхания способствует развитию полноценности вдоха-выдоха, улучшает темпо-ритмические характеристики речи, позитивно воздействует на обменные процессы, и способствует соматическому оздоровлению организма ребёнка.
учитель-логопед - Упражнения с воздушными модулями, предметами-«поддувалочками». Дифференциация ротового и носового дыхания. Работа над темпо-ритмическими компонентами речи. Заучивание скороговорок.
воспитатель - Игры на развитие физиологического и речевого дыхания. Упражнения на поддувание.
тифлопедагог - Упражнения на дыхание при выполнении релаксации.
музыкальный руководитель - Физиологическое дыхание: вдох и выдох (нос-рот). Игра на музыкальных духовых инструментах, распевки, упражнения на дыхание в танце.
инструктор физкультуры - Упражнения на развитие правильного физиологического дыхания в различных положениях тела. Дыхательная гимнастика. Проговаривание считалок.
4. Развитие голоса.
Одной из качественных характеристик речи является голос. Необходимо развивать и улучшать мелодичность, благозвучность и выносливость голоса, научить дошкольника правильно использовать свои голосовые возможности. Параллельно с выполнением определенных задач по этому направлению работы, в общении с детьми педагоги создают спокойную, доброжелательную атмосферу, соблюдают правила нервно-психической гигиены. Всё это способствует здоровой, нормальной работе голосового аппарата дошкольников.
учитель-логопед - Фонационная гимнастика. Упражнения на развитие интонационной выразительности, силы голоса, тембра.
воспитатель - Развитие интонационной выразительности, силы голоса, выразительное рассказывание потешек и стихов.
тифлопедагог - Развитие выразительности, интонированности речи при заучивании стихов,
музыкальный руководитель - Хоровое пение, песни и упражнения для развития голоса. Игры и упражнения на расширение певческого диапазона голоса.
инструктор физкультуры - Игры и упражнения на развитие силы голоса в командных играх.
5. Развитие фонематического восприятия.
Обязательных условием формирования у детей полноценной речи является развитость фонематического восприятия. Недостаточно работать с ребёнком в этом направлении только на логопедических занятиях. Необходимо развитию фонематических представлений уделять внимание при различных видах деятельности дошкольника. Иначе нарушения проявятся в просодических компонентах или при обучении письменной речи.
учитель-логопед - Опознание фонем, дифференциация фонем. Формирование самоконтроля за речью через акустический контроль. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
воспитатель - Подбор картинок, придумывание слов с заданным звуком. Упражнения на развитие фонематического слуха.
тифлопедагог - Развитие слухового внимания и памяти.
музыкальный руководитель - Слушание музыки. Различение характера музыки, динамических оттенков музыки. Развитие звуковысотного, тебрового слуха.
инструктор физкультуры - Согласование движений с музыкой различного характера. Упражнения на развитие чувства темпа, ритма. Спортивные речёвки.
6. Развитие артикуляции.
Важную роль в формировании звукопроизношения играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы. Развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики проводится не только на логопедических занятиях.
учитель-логопед - Формирование артикуляторной базы для коррекции нарушенных звуков. Самомассаж органов артикуляционного аппарата.
воспитатель Артикуляционная гимнастика перед зеркалом и без зрительного контроля.
тифлопедагог - Заучивание и декламация стихов. Контроль за чистотой речи детей.
музыкальный руководитель - Развитие интонационной окрашенности речи. Разучивание текстов песен, пение. Звукоподражание с выполнением несложных артикуляционных упражнений
инструктор физкультуры - Упражнения для снятия мышечного тонуса, в том числе и артикуляционного аппарата. Спортивные речёвки.
7. Развитие лексико-грамматического строя.
Логопедическая работа с дошкольниками предполагает не только коррекцию звукопроизносительной стороны речи. Для того, чтобы речь ребёнка считалась полноценной необходима сформированность лексико-грамматических категорий. Лексическая сторона речи ребёнка должна постоянно обогащаться, активизироваться. Должны преодолеваться имеющиеся в речи аграмматизмы. Развитию лексико-грамматической стороны речи способствует непосредственно образовательная деятельность всех педагогов детского сада.
учитель-логопед - Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм. Формирование навыков словообразования и словоизменения. Преодоление аграмматизмов устной речи.
воспитатель - Обогащение словаря антонимов, синонимов, родственных слов. Чтение художественной литературы. Сюжетно-ролевые игры
тифлопедагог - Развитие понимания устной речи. Пополнение и активизация словаря. Сюжетные игры
музыкальный руководитель - Пополнение словаря музыкальной терминологией. Инсценировки, театральная деятельность.
инструктор физкультуры - Пополнение словаря спортивной терминологией
8. Развитие связной речи.
Для успешного обучения ребёнка в общеобразовательной школе необходимо помочь будущему первокласснику в формировании связной речи. От того, насколько у ребёнка развиты навыки самостоятельной развернутой связной речи, будет зависеть комфортность его пребывания в образовательном учреждении, качество обучения. Уровень развития связной речи дошкольника зависит от эффективности всей предшествующей работы по развитию речи педагогами детского сада.
учитель-логопед - Формирование навыков диалогической и монологической речи. Составление рассказов. Пересказы. Заучивание стихотворений.
воспитатель Составление рассказов. Пересказы. Сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации.
тифлопедагог - Упражнения в составлении диалогов, рассказов. Сюжетно-ролевые игры.
музыкальный руководитель - Кукольный театр, куклы бибабо. Музыкальные спектакли, инсценировки.
инструктор физкультуры - Воспитание навыков изложения правил спортивных игр. Участие в спортивных мероприятиях