елена кочеткова
Консультирование воспитателей «Преодоление эмоционального выгорания»
▼ Скачать + Заказать документы
Профессиональное «выгорание» педагогов
В 70-е годы прошлого века ряд исследователей обратил внимание на часто встречающееся состояние эмоционального истощения у лиц, занимающихся в различных сферах коммуникативной деятельности (педагоги, врачи, работники социальных служб, психологи). Специалисты на определенном этапе своей деятельности начали терять интерес к ней, формально относиться к своим обязанностям, конфликтовать с коллегами. В дальнейшем у них обычно развивались соматические заболевания и невротические расстройства. Наблюдавшиеся изменения, как было обнаружено, вызывались длительным воздействием профессионального стресса. Появился термин «выгорания» или «сгорания». В настоящее время существует единая точка зрения на сущность «профессионального выгорания» и его структуру.
Публикация «Консультирование воспитателей „Преодоление эмоционального выгорания“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
Под «профессиональным выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального, умственного истощения, проявляющиеся в профессиях эмоциональной сферы. В современных условиях деятельность педагога строится на условиях, вызывающих эмоциональное выгорание : обилие межличностных контактов, высокая эмоциональная ответственность, недооценка руководства или коллег, необходимость быть все время «в форме».
Современным обществом декларируется образ социально успешного человека – уверенного в себе, самостоятельного, решительного, достигшего карьерных успехов.
Профессия педагога является одной из профессий альтруистического типа, что повышает вероятность возникновения «выгорания». Впервые на явление «выгорания» обратили внимание американские психологи, когда в США в 60-х годах ХХ. начали появляться социальные службы помощи безработным, инвалидам вьетнамской войны и т. д. В центры реабилитации каждый приходил со своими трудностями и психологическими проблемами. От сотрудника требовалось выслушать посетителя, посочувствовать его боли, помочь советом, оказать моральную поддержку. Рабочий персонал подбирался очень тщательно, проходил хорошую подготовку, однако через некоторое время начались осложнения. Все чаще со стороны посетителей стали звучать жалобы на невнимание, равнодушие и даже грубость сотрудников. Были проведены исследования, после чего ученые заявили о существовании профессионального истощения, или «стресса общения». Термин «выгорания» ввели несколько позже, в 1976 году, - его предложила американская исследователь Кристина Маслач. Признаки «синдрома выгорания» во много напоминают симптомы неврастении, человек чувствует:
• Постоянную усталость, у него падает работоспособность
• Головную боль
• Нарушение сна
• Снижение аппетита
• Тягу к табаку, кофе, наркотикам.
Более широкий взгляд на проблему «эмоционального выгорания» дают пять ключевых групп симптомов:
1. Физические симптомы:
• Усталость, физическое утомление, истощение
• Уменьшенный или увеличенный вес
• Недостаточный сон, бессонница
• Жалобы на общее плохое самочувствие
• Затрудненное дыхание, отдышка
• Тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание
• Артериальная гипертензия (повышенное артериальное давление)
• Боли в области сердца
2. Эмоциональные симптомы :
• Недостаток эмоций
• Пессимизм, цинизм, черствость в работе и личной жизни
• Безразличие и усталость
• Раздражительность, агрессивность
• Тревога, неспособность сосредоточиться
• Чувство вины
• Потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив
• Увеличение деперсонализации – своей или других (люди начинают восприниматься безликими, как манекены)
3. Поведенческие симптомы:
• Во время рабочего дня появляются усталость и желание прерваться, отдохнуть
• Безразличие к еде
• Отсутствие физических нагрузок
• Частое употребление табака, алкоголя, лекарств
4. Интеллектуальное состояние:
• Уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе
• Уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем
• Безразличие к новшествам, нововведениям
• Отказ от участия в развивающих экспериментах
• Формальное выполнение работы
5. Социальные симптомы:
• Нет времени или энергии для социальной активности
• Уменьшение активности и интереса в области досуга
• Социальные контакты ограничиваются работой
• Скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе
• Ощущение изоляции, непонимания окружающих и со стороны окружающих
• Ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.
Стадии синдромы «профессионального выгорания» педагога:
Начальная стадия – у педагога наблюдаются сбои на уровне исполнения функций, забывчивость; из-за боязни ошибиться, это сопровождается дополнительным контролем и проверкой выполнения рабочих действий на фоне ощущения нервно-психической напряженности
Вторая стадия – снижение интереса к работе, потребности в общении («не хочется никого видеть», «в четверг ощущение того, что уже пятница», появление апатии и соматических симптомов (нет сил, энергии, головные боли по вечерам, простудные заболевания, повышенная раздражительность)
Третья стадия – личностное «выгорание»; полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение постоянного отсутствия сил.
Пути к профессионализму и преодолению профессиональной дееспособности педагогических работников (А. К. Маркова)
Предполагаемый путь Сущность выбора
Самоопределение себя в профессии Педагогический работник осознает себя в профессии, учитывая выработанные критерии профессионализма, требования к профессии
Самоопределение себя как личность Педагогический работник определяет себя как личность, осознает свои сильные и слабы стороны
Самоопределение себя в социума Педагогический работник определяет себя относительно выработанных в обществе критериев принадлежности к определенной сфере человеческих отношений, определенному социальному кругу
Структура мероприятия:
1. Заполнение воспитателями опросника «Эмоциональное выгорание»
2. Введение в проблему (теоретическое выступление с демонстрацией презентации)
3. Практические задания для профилактики эмоционального выгорания (по трем основным направлениям работы)
- «Плюсы работы в дошкольном учреждении» /самоопределение себя в профессии, повышение мотивации/
- «Расшифруй имя» /самоопределение себя как личности/
- «Похвались» /самоопределение себя в социуме/