Папки-передвижки

Консультационный пункт для родителей «Речь детей. Её этапы» (3 фото)

Борискина Лариса Анатольевна
Консультационный пункт для родителей «Речь детей. Её этапы»

Этапы развития речи детей. Коррекция нарушений

Консультационный пункт для родителей «Речь детей. Её этапы»
Фото «Речь детей. Её этапы»
Консультационный пункт для родителей - фото

Введение

Актуальность

Публикация «Консультационный пункт для родителей „Речь детей, Её этапы“» размещена в разделах

Раннее развитие речи и выявление проблем речевого развития актуальны по нескольким причинам:

- Важность своевременной коррекции. Чем раньше будет выявлена патология речи, тем раньше, качественно и правильно будет оказана логопедическая помощь. Ранняя и адекватная помощь позволяет более эффективно компенсировать нарушения психофизического развития, ослабить вторичные отклонения или предотвратить их появление.

- Роль речи в развитии личности. Речь совершенствует все виды детской деятельности, благотворно влияет на процесс социализации: как общение со взрослыми людьми, так и общение со сверстниками.

- Влияние на успешное обучение в школе. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте — одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе.

- Влияние на взаимоотношения с людьми. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми. И наоборот, неясная речь ребёнка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на его характер.

- В настоящее время, детей, требующих коррекции речи очень много. Консультационный пункт в дошкольном учреждении на данном этапе является необходимостью.

Участники: родители детей с ОВЗ нашего детского сада и родители детей не посещающих дошкольное учреждение, нуждающиеся в коррекционной помощи специалистов по вопросам развития и воспитания ребенка от 1 года до 8

Цель: сформировать у родителей понимание необходимости коррекционной помощи ребенку в речевом развитии, через распознавание признаков нарушения или недоразвития речи на разных возрастных этапах.

Задачи:

- познакомить родителей с основными факторами риска нарушения речи, с помощью классифицирования причин;

- выявит степень осведомленности родителей развития речи своего ребенка;

- предложить различные формы коррекционной работы в домашних условиях;

Основная часть

Логопед: Добрый день, уважаемые родители!

Мы рады приветствовать вас на нашей встрече, посвященной развитию речи детей. Когда стоит обратить внимание?

Логопед: Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно шаг за шагом, ребенок учится произносить звуки, связывать между собою слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Но, к сожалению иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. Мы рассмотрим с вами факторы риска. Предлагаю вам подумать и сказать, о чем речь. (ответы родителей)

Логопед: Выделяются основные факторы риска, возникновения речевых нарушений и звукопроизношения. Органические (ЦНС, повреждение структур головного мозга) Функциональные (нарушение физиологических функции)

Органические:

патологии беременности;

резус-конфликт;

гипоксия;

поражение ЦНС;

повреждение структур головного мозга. Функциональные:

неблагоприятные социальные условия;

неправильное воспитание в семье;

психические травмы4

слаборазвитая артикуляционная моторика;

двуязычие в семье.

Логопед: Рассмотрим этапы онтогенеза речевой деятельности по возрастам. Как вы думаете, в каком возрасте начинается развитие речи? (ответы родителей).

С рождения – первой голосовой реакцией является – крик. Начиная с 10 дня жизни у ребенка создается рефлекторный механизм удовлетворения потребностей в результате чего, крик приобретает адресата, он становится модулированным и интонированным. Ребенок начинает реагировать на разные раздражители. Следующим этапом появляется Улыбка.

Улыбка- становится компонентом комплекса оживления и приобретает социально-коммуникативную функцию к 3-м месяцам.

Гуление - появление звуков К, Г, ГЫ, Ага. ГЫМ. Эти звуки не являются фонемами родного языка, они одинаковы у всех младенцев мира. В дальнейшем они являются основой для становления членоразделительной речи.

Лепет – это слоговые фонации, при которых начинается активное подражание взрослому. .Начало перехода в лепет происходит к 5 месяцам (Да-ДА, НЯ-НЯ, МА-МА)

После 1,5 лет начинается быстрое пополнение словаря. В 2-2,5 ребенок начинает задавать вопросы Почему? Когда? В 2 года – словарь детей может составлять от 50 -100-1000 слов, появляется первая фраза из 2-х слов. Мама дай, ляля пить. В 3-3, 5 года появляются обобщающие слова : посуда, мебель, обувь. К 5-ти годам полностью усваивается обиходный словарь. В обьеме которого насчитывается 3-4 тысячи слов. К 7 годам происходит овладение короткими рассуждениями. Ребенок умет составлять рассказ по картинке. Связная речь становится точной, развернутой, ребенок свободно общается со взрослыми. Произносит правильно все звуки в любой позиции.

Логопед:А зн аете ли вы, о возрастных нормах появления звуков у детей.

Игра «Угадай звук в онтогенезе»

1. Мы предлагаем вам и выполнить самостоятельно на листе ватмана задание. Вписать в какой последовательности должны появляться звуки в речи у детей?

2. А сейчас мы проверим правильность ваших ответов и наглядно рассмотрим появление речевых звуков на каждом возрастном этапе в онтогенезе на доске. Норма усвоения звуков (по годам)

1 год - А О Э

2 года – П Б М И Ы У

3 года – Ф В Т Д Н К Г Х Й

3- 4 года – С З Ц

4- 5 лет – Ш Ж Ч Щ

5-6 лет – Л Р

Логопед: Уважаемые родители, как вы думаете возможно ли поставить звуки в домашних условиях?

На современном этапе родители зачастую самостоятельно «черпают» информацию не от специалистов, а из социально-коммуникативной сети интернет.

«Неспециалисту», трудно отличить схожую симптоматику, различных нарушений речи, поэтому домашняя коррекция, может усугубить имеющиеся у ребенка речевые нарушения.

Логопед: На базе нашего детского сада было проведено анкетирование среди родителей.

Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей.

В анкетировании приняли участие 25 человек, что составило 100%. Родителям было предложено ответить на 7 вопросов с целью выявления, что делает родитель для развития речи своего ребенка.

Анкетирования: (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Результаты анкетирования указывают на компетентность родителей в вопросах речевого развития детей в семье. Большинство родителей имеют представление о возрастных нормах речевого развития и роли семьи.

Рекомендации по результатам:

Логопед: Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью своей собственной речи. Речь должна быть четкой ясной, выразительной. Дома чаще читать стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице обсуждать с детьми увиденное, наблюдать за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы. Тогда речь ребенка будет развиваться.

Логопед: Для того, чтобы речь ребёнка развивалась в домашних условиях правильно, необходимо проводить разные виды гимнастик: артикуляционные, пальчиковые, дыхательные.

Логопед: Мы вам предлагаем несколько вариантов гимнастик. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Артикуляционная гимнастика «Гномы», пальчиковая гимнастика с природным материалом (сосновыми шишками, Дыхательная гимнастика «Сдуй-задуй шарик). Дыхательные упражнения с мыльными пузырями, салфеткой и ватными дисками.

Логопед: Уважаемые родители, наша встреча подошла к концу. Надеемся наша встреча получилась легкой и плодотворной. ( проводим рефлексию: что понравилось, что запомнилось, на что следует обратить внимание, помогла ли наша встреча лично вам). Мы предлагаем вам сейчас законсервировать свои эмоции в банку, как делают это любящие хозяюшки. И если вдруг вам станет грустно или вы столкнетесь с трудностями, откройте эту банку, достаньте из нее яблочко с «верой», с «радостью» и все у вас сложится наилучшим образом.

Логопед: До новой встречи.

Заключение

Данный формат общения с родителями, позволяет выявить запросы в необходимости коррекционной помощи и профилактике речевых нарушений. Помогает родителям в домашних условиях проводить элементарные занятия, направленные на коррекцию и профилактику речевых нарушений.

В течении года проведено несколько встреч в рамках консультационного пункта. Темы были предложены родителями, именно по запросу родителей и организована работа КП. Выявлены следующие результаты:

Родители активно принимают участие во встречах.

Предлагают темы и формы проведения.

Результат коррекционно-развивающей работы с детьми, родители которых посещают КП, очевиден. Дети быстрее и легче показывают положительные результаты.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета для родителей. Развитие речи ребенка. Что я знаю?

Результаты анкетирования:

1. Как вы считаете с какого возраста с ребёнком нужно разговаривать?

А. С 3 х лет

Б. Как заговорит сам – 2 (8%)

В. С рождения – 23 (92%)

Г. другое

2. Кто в семье должен заниматься развитием речи ребёнка?

А. бабушка и дедушка

Б. Только родители – 10 (40%)

В. Воспитатели в детском саду

Г. Другое - Ответ все 15 (60%)

3. Как часто в своей речи вы используете лепетные слова (би-би. -машина, гав-гав –собака тд)

А. Всегда пока ребёнок маленький – 3 (12%)

Б. никогда 6 (24%)

В. С рождения до 3х лет 7(28%)

Г. Другое 5 (20%)

4. Объясняете ли вы ребёнку значение слов.

А. не считаю нужным

Б. да/иногда – 4 (16%)

В. Да/всегда 21ч (84%)

5. Обращаете ли вы внимание на правильное произношение и построение фразы вашим ребенком? Исправляете его?

А. Да. Всегда исправляю – 18(72%)

Б. Да. Иногда – 7 (28 %)

В. Правильному произношению научат в саду и школе

Г. Нет. Не считаю нужным подрастёт научится.

6. Отвечаете ли вы на вопросы ребенка? Удовлетворяете его интерес?

А. Очень устаю и вопросов много.

Б. да/иногда – 4 (16%)

В. Нет/не считаю нужным

Г. Да/всегда – 21 (84%)

Д. Другое

7. Общаетесь ли вы с ребёнком во время совместной деятельности (прогулка, просмотр мультфильмов, чтение книг, путешествий).

А. смотрит сам (а, все и так понятно

Б. да/иногда – 3 (12%)

В. Да/всегда – 22 (88%)

Г. Другое

На этот вопрос практически все родители ответили положительно.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Веселый самомассаж шишками. Комплекс упражнений.

Примечание: для массажа можно использовать разные виды шишек: кедровые, сосновые, еловые.

Перед началом работы шишки необходимо вымыть, высушить.

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем с шишками играть.

Будем с шишками играть.

Наши руки развивать. Перекладываем шишку из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

На ладошке нашей шишка,

Как в берлоге дремлет мишка.

Нам тут некогда дремать,

Будем шишку мы катать. Шишка на ладони, выполняем круговые движения, постепенно увеличивая темп и нажим.

Мы теперь ладошки греем,

Растираем их быстрее.

Шишка ручкам помогает,

И ладошки согревает. Шишка между ладонгями, пальцы прижаты друг к другу. Выполняем перетирающие движения, катая шишку вперед-назад, темп и нажим постепенно увеличиваем

Наши пальчики играют,

Шишку весело вращают.

Раз, два, три, четыре, пять,

Нам так нравится играть! Шишка зажата между подушечками пальцев. Выполняем вращение шишки пальцами, постепенно увеличивая темп и силу нажима

А теперь погладим шишку,

Словно плюшевого мишку.

Шишку гладим осторожно,

Нам играть вот так не сложно Шишка на ладони руки. Выполняем легкое поглаживание шишки против роста чешуек. Затем выполняем упражнения другой рукой. Выполняем легкое потряхивание руками.

Артикуляционная гимнастика «Гномы»

Пам, пам, пам, пам-

(Руки согнуты в локтях. Положение рук «Полочка», покачиваем в стороны,

губы растянуты в улыбке)

.

Гномы, гномы, гномы

Вы малюсенький народ, (Открывать рот, упражнение «Окошко», руки согнуты в локтях перед собой с разведение рук в стороны с последующим сведением рук, губы сомкнуты)

Все хотят большими быть,

А вы наоборот.

Сказок вы хранители,

Приятели детей,

А ещё хранители,

Проказ и затей.

Гномы, гномы, гномы, Руки сложены ладонями вместе и с одновременным поднятием рук, поднимаем язык к верху, упражнение «качеля», тянем к носу с последующим опусканием рук и языка.

Вы малюсенький народ.

И под подосиновиком

Каждый живет,

С бабочками в дружбе

Мы с лягушками в ладу.

Даже головастики нам рады в пруду.

Мы и не люди и не звери. Нет.

Язык двигается по кругу, упражнение «Вкусное варенье», одновременно со сложенными друга на друга руками.

Вы не тени эти, нет.

Но темы эти можем дать совет,

Как остановить добрый след.

Кто вы, кто вы? Открывать рот, упражнение «Окошко», руки согнуты в локтях перед собой с разведение рук в стороны с последующим сведение, губы в сводим в трубочку)

Вы из сказочной страны.

Гномы, гномы, гномики.

Колпак и штаны.

Все пораздали.

За душою ни гроша,

Чем ты больше отдал,

Тем богаче душа. (Руки согнуты в локтях. Положение рук «Полочка», покачиваем в стороны,

губы растянуты в улыбке)

Публикации по теме:

«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями Малыгина Елена Павловна, педагог дополнительного образования; Баранова Татьяна Владимировна, учитель-логопед «Движение и речь». Стенгазета.

Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста «Развиваем речь детей по теме «Дикие животные лесов» Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста: «Развиваем речь детей по теме: «Дикие животные лесов». Дети должны знать:.

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «На кухне с мамой мы играем — речь и пальчики развиваем!» Консультация для родителей детей дошкольного возраста «На кухне с мамой мы играем - речь и пальчики развиваем!» Уважаемые родители! Не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультационный пункт для родителей «Речь детей. Её этапы»
Опубликовано: 23 марта 2025 в 15:07
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультационный пункт для родителей «Речь детей. Её этапы»» (включая файлы) размещена пользователем Борискина Лариса Анатольевна (УИ 3157521) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 апреля 2025 четверг
День морских и речных животных!

Купить готовые материалы по экологии: конспекты, проекты, беседы, картинки дидактических игр и наглядный материал для проведения занятий по экологии.
Изучаем луну!
Что мы знаем о телефоне?
04 апреля 2025 пятница
Его величество — морковь!
Добрый доктор Айболит витамины есть велит!
Играем с камешками Марблс!
Праздник декоративных крыс!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД