Алексеева Ольга Викторовна
Консультация «Занятия по плаванию в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Умение плавать - жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Это средство разностороннего физического развития, одного из эффективных средств закаливания, способствующее формированию стойких гигиенических качеств. У детей развиваются такие физические качества, как: выносливость, сила, быстрота, подвижность в суставах, координация движений. Формирование почти всех групп мышц, способствующих улучшению осанки, предупреждая искривление позвоночника и деформации стопы. Занятия плаванием благотворно влияет на сердечно - сосудистую систему, на развитие дыхательного аппарата. Устраняется возбудимость и раздражительность ребенка, укрепляется нервная система.
Публикация «Консультация „Занятия по плаванию в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Плавание, бассейн в детском саду
- Плавание. Конспекты занятий по плаванию в бассейне
- Плавание. Консультации для родителей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Требования, предъявляемые ученику в процессе обучения, должны возрастать постепенно и соответствовать его возрастным и индивидуальным особенностям. Наиболее доступными являются упражнения, разучить которые возможно за 2—3 занятия. Большую роль в формировании основных навыков плавания играет подбор дополнительного инвентаря. Ребят, усвоивших неправильные движения, очень трудно переучить. Наибольшая устойчивость внимания при начальном обучении наблюдается у детей при игровой форме, в игре благодаря положительным эмоциям они быстрее привыкают к воде, избавляются от скованности и напряженности, чувствуют себя смелее.
На этапе начального обучения число занятий, как правило, ограничено. Поэтому приходится отбирать минимум наиболее эффективных и доступных упражнений. Обучение детей плаванию проводится в форме групповых занятий. Такие занятия более эффективны, им присущ элемент соревнования. На групповых занятиях удобнее проводить воспитательную работу с детьми, используя влияние коллектива и обеспечивая тем самым хорошую успеваемость.
На занятиях с детьми дошкольного возраста применяются в основном подготовительные упражнения по освоению с водой. Цель данного этапа: формирование основных ощущений, в условиях водной (непривычной) среды; устранение страха перед водой и психологическая подготовка к обучению; освоение рабочих поз пловца и навыка дыхания в воде.
При планировании занятий с детьми дошкольного возраста, педагог сталкивается с рядом проблем: отсутствие единой, утвержденной программы; вариативность применения дополнительного инвентаря; быстрая утомляемость и потеря интереса со стороны детей к однообразным упражнениям; необходимость усвоения навыков всеми обучающимися; и многими другими. Для облегчения обучения, предлагаю примерный конспект занятия на начальном этапе.
Продолжительность занятия 30 минут, интенсивность средняя, возраст занимающихся 3-5 лет, не умеющие плавать. Оборудование: нудлс по количеству занимающихся, доски плавательные по количеству занимающихся, обруч пластмассовый (или тонущий с грузилом, шарики для сухого бассейна, тонущие игрушки, резиновые мячи.
Организационный момент (15 мин)
- переодевание;
- принятие душа;
- повторение ТБ в бассейне;
- построение.
Разминка на суше: (3 мин)
- поворот головы от правого плеча к левому, «Посмотри на соседа»; (30 сек)
- одновременный подъем плеч верх вниз; (30 сек)
- руки на пояс, наклоны туловища «Часики» : «тик» - влево, «так» - вправо; (30 сек)
- ноги на ширине плеч, наклон, руками достать пол «Травка», потянуться в верх «К солнышку»; (30 сек)
- сидя на лавке, имитация работы ног кролем; (30 сек)
- игра «Кто дольше простоит на одной ноге». (30 сек)
Упражнения в воде.
Подготовительная часть: (4 мин)
- бег в воде вперед, боком, по одному, в парах; (45 сек)
- прыжки на двух ногах «Зайчики»; (45 сек)
- ходьба спиной вперед; (45 сек)
- ходьба с помощью попеременных гребковых движений рукам «Лодочки»; (45 сек)
- прыжки верхом на нудлс «Лошадки». (1 мин)
Основная часть:(10,5 мин)
- выдохи в воду «Пузырики». Стоя у бортика, держась руками, приседания вниз с выдохом в воду: вдох ртом над водой, выдох носом в воду, с постепенным увеличением глубины опускания лица (от погружения подбородка до полного опускания лица).
Игра «У кого больше пузыриков»;(30 сек)
- лежа на груди, держась руками (на ширине плеч) за бортик бассейна, выполнять движения ногами кролем на груди;(2 мин)
- скольжение на груди с доской в руках «Торпеды»; (2 мин)
- проплывание отрезков с доской ноги кроль, положение на груди, руки полностью лежат на доске «Катера»;(3 мин)
- проплывание отрезков на спине, нудлс за спину на шею/подмышки; (3 мин)
Заключительная часть:(6,5 мин)
- игра на внимание «Кладоискатели» (2 мин)
Дети отворачиваются от чаши бассейна, педагог распределяет по бассейну тонущие игрушки. По свистку все дети поворачиваются и собирают игрушки. Когда все игрушки будут собраны, дети совместно с педагогом считают количество собранных игрушек. Побеждает тот, кто собрал больше вех игрушек;
- игра «Туннель» (2 мин)
Педагог опускает обруч в воду, на необходимую глубину, дети выстраиваются в колонну, по очереди проныривают в обруч. Глубина опускания обруча постепенно увеличивается.
- игра на быстроту и ловкость «Грибники» (2 мин)
Дети отворачиваются от чаши бассейна, педагог распределяет шарики для сухого бассейна. По свистку все дети поворачиваются и собирают шарики, когда все шарики собраны, проводится подсчет и объявляется победитель.
- «Звездочки». Имитация звезды лежа на груди (лицо в воде, лежа на спине. (30 сек)
Свободное плавание. (6 мин)
На протяжении всего занятия педагог дает словесные инструкции, показывает правильное выполнение элементов, контролирует соответствующее выполнение упражнений, соблюдение ТБ, корректирует действия обучающихся.
Количество повторений варьируется в зависимости от длинны бассейна, успешности выполнения, по мере усвоения, упражнения следует усложнять, т. е. убирать опору, увеличивать интенсивность и долю основной части.
Вариант 2
Продолжительность занятия 45 минут, интенсивность средняя, возраст занимающихся 5-6 лет, имеющие начальные навыки плавания. Оборудование: нудлс по количеству занимающихся, доски плавательные по количеству занимающихся, обруч пластмассовый (или тонущий с грузилом, шарики для сухого бассейна, тонущие игрушки, резиновые мячи.
Организационный момент (15 мин)
- переодевание;
- принятие душа;
- повторение ТБ в бассейне;
- построение.
Разминка на суше: (3 мин)
- поворот головы от правого плеча к левому, «Посмотри на соседа»; (30 сек)
- одновременный подъем плеч верх вниз; (30 сек)
- руки на пояс, наклоны туловища «Часики» : «тик» - влево, «так» - вправо; (30 сек)
- ноги на ширине плеч, наклон, руками достать пол «Травка», потянуться в верх «К солнышку»; (30 сек)
- сидя на лавке, имитация работы ног кролем; (30 сек)
- лежа на доске, имитация работы ног кролем; (30 сек)
Упражнения в воде.
Подготовительная часть: (7 мин)
- бег в воде вперед, боком, по одному, в парах; (1 мин)
- прыжки на двух ногах «Зайчики»; (1 мин)
- ходьба спиной вперед; (1 мин)
- ходьба с помощью попеременных гребковых движений рукам «Лодочки»; (1 мин)
- ходьба с помощью одновременных гребковых движений рукам «Гребцы»; (1 мин)
- ходьба с помощью гребков руками брасс «Лягушата»; (1 мин)
- прыжки верхом на нудлс «Лошадки». (1 мин)
Основная часть:( 22,5 мин)
- выдохи в воду «Пузырики». Стоя у бортика, держась руками, приседания вниз с выдохом в воду: вдох ртом над водой, выдох носом в воду, с постепенным увеличением глубины опускания лица (от погружения подбородка до полного опускания лица).
Игра «У кого больше пузыриков»; (30 сек)
- задержка дыхания «Водолазы». Стоя у бортика, держась руками, приседания вниз на задержке дыхания на 3 счета. (погружение полностью под воду, ребенок считает мысленно, каждый следующий раз увеличивает задержку на 1 счет, не более 7 счетов).
(1 мин)
- лежа на груди, держась руками (на ширине плеч) за бортик бассейна, выполнять движения ногами кролем на груди с выдохом в воду; (2 мин)
- лежа на спине, держась руками за бортик (поручень, выполнять движения ногами кроль на спине; (2 мин)
- скольжение на груди «Стрелочка»; (2 мин)
- скольжение на груди с работой ноги кроль, на задержке дыхания; (2 мин)
- проплывание отрезков с доской ноги кроль, положение на груди, руки полностью лежат на доске «Катера»; (3 мин)
- проплывание отрезков с доской ноги кроль, положение на груди, руки прямые, хват за край доски с выдохом в воду; (3 мин)
- проплывание отрезков на спине, доска на животе; (3 мин)
- проплывание отрезков на спине в безопорном положении;(2 мин)
- задержка дыхания «Поплавок». Стоя на расстоянии от бортика, вдох, погружение в воду, в положение группировки (руками обнять колени, подбородок прижать к груди, задержка дыхания на 3 счета. (ребенок считает мысленно, каждый следующий раз увеличивает задержку на 1 счет, не более 7 счетов) (2 мин)
Заключительная часть:(6,5 мин)
- игра на внимание «Кладоискатели» (2 мин)
Дети отворачиваются от чаши бассейна, педагог распределяет по бассейну тонущие игрушки. По свистку все дети поворачиваются и собирают игрушки. Когда все игрушки будут собраны, дети совместно с педагогом считают количество собранных игрушек. Побеждает тот, кто собрал больше вех игрушек;
- игра «Туннель» (2 мин)
Педагог опускает обруч в воду, на необходимую глубину, дети выстраиваются в колонну, по очереди проныривают в обруч. Глубина опускания обруча постепенно увеличивается.
- игра на быстроту и ловкость «Грибники» (2 мин)
Дети отворачиваются от чаши бассейна, педагог распределяет шарики для сухого бассейна. По свистку все дети поворачиваются и собирают шарики, когда все шарики собраны, проводится подсчет и объявляется победитель.
- «Звездочки». Имитация звезды лежа на груди (лицо в воде, лежа на спине. (30 сек)
Свободное плавание. (6 мин)
На протяжении всего занятия педагог дает словесные инструкции, показывает правильное выполнение элементов, контролирует соответствующее выполнение упражнений, соблюдение ТБ, корректирует действия обучающихся.
Количество повторений варьируется в зависимости от длинны бассейна, успешности выполнения, по мере усвоения, упражнения следует усложнять, т. е. убирать опору, увеличивать интенсивность и долю основной части.
Желаю успеха!