Екатерина Кретинина
Консультация «Важные аспекты адаптации малыша в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Поступление ребенка в ДОУ сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций (динамического стереотипа) крохи, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни. Адаптация к ДОУ - сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов.
Факторы, влияющие на адаптацию
Публикация «Консультация „Важные аспекты адаптации малыша в ДОУ“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
Возраст ребенка. 3 года — оптимальный возраст для поступления в ДОУ, он соответствует младшей группе. В это время малыш уже готов выдержать недолгое расставание с мамой и расширить сферу своей самостоятельности.
Если ребенок за считанные дни привыкает к детскому саду, с радостью идет туда утром и спокойно остается на целый день — это скорее счастливое исключение, чем норма. В той или иной степени стресс адаптационного периода переживает каждый малыш.
Навыки социального общения. Если малыш в семье один, нужно почаще давать ему возможность поиграть с другими детьми на площадке или в гостях. Наличие братьев или сестер — залог успешного установления контакта ребенка с членами нового коллектива. Дома полезно практиковать сюжетно-ролевые игры.
Состояние здоровья. Здесь важны как сильный иммунитет, так и психическая уравновешенность. Нервный малыш будет остро реагировать на незнакомую среду и даже может начать чаще болеть на этой почве.
Степень физической и эмоциональной подготовки ребенка. Если кроха умеет самостоятельно кушать, ходить на горшок, производит несложные операции с одеждой и обувью, и к тому же хорошо представляет, чего ожидать от садика, адаптация проходит легче.
Профессионализм воспитателя. Подразумевается умение найти подход и установить контакт с ребенком. Воспитатель для малыша — человек, заменяющий на время пребывания в саду маму, поэтому их обоюдная симпатия или антипатия может стать определяющим фактором успешности адаптации, перекрывающим все остальные.
Отдавая ребенка в ДОУ, родители могут столкнуться с трудностями:
- неготовность родителей к негативной реакции ребенка на ДОУ.
- обвинение и наказание ребенка за слезы.
- привыкание к садику 2-3 месяца.
- психологическая готовность родителей к посещению ребенком ДОУ и спокойное отношение к шишкам и синякам.
Степени адаптационного периода
Легкая адаптация — все процессы поведения нормализуются в течение 10—15 дней; ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения; он не устраивает маме скандалов. Такие дети, как правило, болеют нечасто.
Адаптация средней тяжести — сдвиги нормализуются в течение месяца (или 2-х, ребенок на короткое время теряет в весе, есть признаки психического стресса. Малыш периодически плачет. Чаще всего в это время заболеваний не избежать.
Тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить физическое и психическое истощение организма. У ребенка наблюдаются ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна, резкие перепады настроения, капризы. Кроме того, малыш очень часто болеет (в данном случае болезнь нередко связана с нежеланием ребенка идти в детский сад). Такие дети в коллективе чувствуют себя неуверенно, практически ни с кем не играют.
Адаптирующегося ребенка отличает
- преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха
- нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми
- утрата навыков самообслуживания
- нарушение сна
- снижение аппетита
- регрессия речи
- изменения в двигательной активности, которая либо падает до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности
- снижение иммунитета и многочисленные заболевания (последствия стрессовой ситуации)
Признаки окончания адаптационного периода
- ребенок ест с аппетитом
- быстро засыпает, вовремя просыпается
- эмоционально общается с окружающими
- играет
Способы уменьшить стресс ребенка
1) Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры, прием пищи, соответствующий режиму ДОУ.
2) В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше 2-х часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель, учитывая желание малыша, можно оставлять на целый день.
3) Каждый день необходимо спрашивать у ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как именно родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к ДОУ.
4) Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в садик, вместе решить, какую одежду он наденет утром.
5) В выходные дни придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности.
6) Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там.