Юлия Шпунтова
Консультация «Самостоятельность ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Самостоятельность ребенка»
Нередко, из-за различных причин (отсутствие времени, неуверенность в силах ребенка, мы делаем за своих детей все сами. Оказываем ли мы при этом помощь своему ребенку? Ребенок в этом возрасте может быть самостоятельным?
Самостоятельность является ценным качеством, которое необходимо людям в жизни. Самостоятельность надо воспитывать с самого раннего возраста. Нередко у детей возникает стремление выполнить самостоятельно разные действия. Взрослым необходимо поддерживать в этом своих детей.
Публикация «Консультация „Самостоятельность ребенка“» размещена в разделах
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
В современной начальной школе предъявляются высокие требования к уровню готовности ребенка к обучению в школе. Детский сад выполняет важную функцию подготовки ребенка к школе. Успех ребенка в обучении зависит от того, насколько своевременно и качественно ребенок дошкольного возраста будет подготовлен к школе. Главным качеством, которым должен обладать будущий школьник является его самостоятельность.
Проблема формирования самостоятельности у ребенка является актуальной.
Волевые качества личности – это стержневая сторона характера человека, и к их воспитанию необходимо подойти серьезно. В детском коллективе и деятельности у детей в первую очередь должны формироваться самостоятельность, настойчивость, уверенность в своих силах, выдержка.
Самостоятельность способствует развитию личности ребенка в целом. Отличительная особенность самостоятельности детей старшего дошкольного возраста - организованность. Инициатива ребенка направляется на то, чтобы действовать по-своему, то есть вопреки требованиям взрослого. Старшие дошкольники умеют направить свою инициативу на то, чтобы быстрее и лучше выполнить порученное им дело в соответствии с требованиями взрослых.
Детей, которые плохо владеют нужными навыками, надо почаще упражнять в трудовых действиях; неуверенных необходимо поддерживать, убеждать, что неудача временная, и все получится, если постараться. Для робких детей, без инициативы надо почаще создавать такие условия, когда им самим необходимо будет найти выход из сложившейся ситуации, проявить самостоятельность. Детей, которые постоянно стремятся стать лидерами, необходимо вовлечь в такую ситуацию, в которой они оказались бы в подчинённом положении, объединить для работы с теми, кто трудиться и хороший организатор.
Чтобы старший дошкольник научился по своей инициативе найти применение своим силам, надо на первых порах предлагать им определенные поручения, задания, к примеру, вылить из мыльниц воду и просушить их, вытереть пыль на шкафах, помыть комнатные растения. Такого рода задания необходимо предлагать детям до тех пор, пока они не научатся самостоятельно их выполнять. В дальнейшем детям не надо приказывать прямо, а необходимо учитывать их умения, знания, опыт, и побуждает их самих подумать, как и что нужно сделать. Так происходит формирование наблюдательности, сообразительности, внимательности у детей.
В процессе труда надо обучать детей в общении быть спокойными, дружелюбными, вежливыми не только при взрослом человеке, но и в его отсутствие. Детям необходимо научиться контролировать свое поведение, оценивать поступки, реагировать на них правильно и доброжелательно. Взрослый напоминает постоянно о том, как необходимо вести себя, объясняет. Необходимо помнить, что нравоучительные беседы на этические в избыточном количестве вызывают у ребенка негативное отношение к взрослому. Лучше пользоваться положительным примером поведения другого ребенка, художественную литературу.
Дети в старшем дошкольном возрасте могут выполнять следующие виды работ:
1. Соблюдение порядка в своих игрушках, настольных играх; протирание их влажной тряпкой; мытье некоторых игрушек.
2. Протирание мебели (совместно со взрослым) .
3. Стирание одежды для кукол, мелкие личные вещи (носовой платок, носки) и т. п.
4. Накрывание на стол, уборка посуды после еды; мытьё ложек, чашек и другой посуды после завтрака.
5. Подметание влажным веником пола в комнате, небольшой метлой дорожки во дворе.
6. Помощь взрослым в приготовлении пищи: чистка варёного картофеля, нарезка варёных овощей для винегрета, мытьё овощей, приготовление пирожков, печенья; сбор и чистка ягод.
7. Оказание посильной помощи в различных хозяйственных делах: вешание и снимание с верёвки небольшого по размеру белья, помощь в ношении сумку с покупками, покупка хлеба.
8. Принести воду в маленьких ведрах, колотые дрова.
9. Забота о младшем брате, сестре (помощь в одевании, прогулка, игры, пение песен, чтение стихотворений наизусть) .
10. Оказание помощи и внимания бабушке, дедушке, маме, папе, пожилому человеку.