Любовь Васильевна Борисова
Консультация «Роль сказки в развитии детской эмоциональности»
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка не отделима от красоты. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу.
В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. В них заложена информация о соблюдении определенных правил поведения, норм морали, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков.
Публикация «Консультация „Роль сказки в развитии детской эмоциональности“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
Все сказки эмоционально воспринимаются ребенком, их ритм и своеобразность слога снимают напряжение у тревожного ребенка. С помощью сказок можно эффективно влиять на формирование ценностей детей (отношение к природе, матери, к традициям, к труду, к окружающим людям и т. д.).
Дети любят слушать сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального мира существует волшебный мир приключений и побед.
Сказки заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям. Главное они вводят ребенка в особый исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.
Ребенок не просто слушает любимые сказки, но и символично «проживает» все их положительные и отрицательные образы, как бы примеривая на себя ситуации, в которых побывал персонаж.
Если «он не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение, - это значит, что – то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу».
Некоторые дети слишком чувствительны и даже плачут. Но таких слез не надо бояться – это добрые слезы, они помогут нашим детям вырасти настоящими людьми. «Добрые слезы – это нужные слезы» - писал в своей статье С. Образцов.
О появлении эмоциональной оценки, сочувствия персонажам можно судить по мимике дошкольников: на лицах уже не отражается, например, гримаса плачущего, когда плачет персонаж, которому сопереживают, а заметно выражение жалости, т. е. и слезы, и теплое отношение одновременно; появляются улыбки в ответ на удачное разрешение персонажами драматических ситуаций; облегченные вздохи, когда они избегают опасности.
Когда персонажу грозит опасность, имеет место эмоция испуга, страха: расширяются глаза, дети вскрикивают, вздрагивают.
Выбирая сказку для ребенка, необходимо знать, в каком возрасте данная сказка будет ему полезна, безразлична и даже вредна.
Жадному, эгоистичному ребенку полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», «О трех жадных медвежатах», «Петушок – золотой гребешок» и другие. Пугливому и робкому рассказать «О трусливом зайце», «У страха глаза велики». Шаловливому и доверчивому помогут «Приключения Буратино». Капризам – «Принцесса на горошине», активному и подвижному непоседе – «Кот в сапогах» и т. д.
Крепкой дружбе учат сказки : «Теремок», «Зимовье зверей». А трудолюбие в сказках вознаграждается – «Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна – лягушка». Восхваляется мудрость – «Мужик и медведь», «Лиса и козел», забота о близком в сказке – «Бобовое зернышко».
Моральные ценности в волшебных сказках проявлены более конкретно. Положительные герои в сказке наделены силой, мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и многими другими идеальными физическими и моральными качествами.
Для девочек – это красна девица (умница, рукодельница и т. д., а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является такой далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.
В связи с этим перед нами встают две основные задачи: во – первых, понять, разобраться в том, что чувствует ребенок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны, открылось ли ему что – либо новое в мире чувств под влиянием сказки, а если нет, то почему; и, во – вторых, помочь ребенку полнее высказать, проявить свои чувства.