Александра Владимировна Хамидулина
Консультация «Рекомендации педагогам по формированию творческих способностей детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческих способностей ребенка требует огромного внимания со стороны окружающих его взрослых. Все эти воспитательные установки призваны помочь ребенку развить свои творческие способности.
Для развития творческих способностей детей дошкольного возраста большое значение имеет введение упражнений по развитию детского воображения. Можно во время непосредственной образовательной деятельности давать детям задания творческого характера. Также развивать творческое воображение можно через игру. Так как игра является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, но и управлять её развитием, обогащать в игру творческие элементы.
Публикация «Консультация „Рекомендации педагогам по формированию творческих способностей детей“» размещена в разделах
На раннем этапе игры детей носят предметный характер - это действие с различными предметами. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет. Например, кубик может быть столом, стулом, и т. д. Взрослые должны показать детям возможность различных способов использования одних и тех же предметов.
Воспитатель должен помогать им научиться разнообразить сюжеты игр. Можно поиграть вместе с ними, предлагая разыгрывать разные сюжеты принимать на себя разные роли. Ребенок должен сначала в игре проявлять свою творческую инициативу, планировать и направлять игру.
Особое значение для развития творческих способностей имеет режиссерская игра. Необходимо создать условия для ее развития (отбор сказок для обыгрывания, подбор игрушек, определение места для хранения, создание детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени игры). Следует учитывать преимущественно индивидуальный характер режиссерских игр, прибегать к опосредованному руководству деятельностью ребенка – внесением новой игрушки, которая отвечает интересам малыша. Так, услышав, что Даша ходила в зоопарк, следует предложить ей набор мелких животных с вопросом: «Каких животных ты видела? Что они делали?».
Следует пользоваться обсуждением детьми мультфильма, прочитанной книги таким образом, чтобы натолкнуть их на отражение впечатлений и знаний в режиссерской игре.
Интересно предлагать детям для обыгрывания сказок строительный материал, бросовый, природный.
Для игр с маленькими куколками и животными хорошо использовать строительный набор, так как дети любят играть с кубиками. Элементы конструирования практически в любой сюжет. Приведем некоторые примеры использования строительного материала в игре.
•Изготовление из кубиков мебели для кукол и животных (стульчика, кроватки, скамеечки и пр.).
•Изготовление больших и маленьких домиков, башенок, дорожек, садов и огородов, огороженных заборчиками.
•Строительство будки для собачки.
•Строительство гаражей для больших и маленьких машин (в том числе ангаров для самолетов).
Режиссерским играм присущ индивидуальный характер, поэтому следует продумать время и место для этих игр. Время следует отводить во второй половине дня, когда у ребенка больше времени для самостоятельной деятельности. Место для игры – желательно уединенное пространство. Можно «разбить» групповую комнату специальной расстановкой мебели, внести легкие ширмы, экраны, которые дети поставят по своему желанию.
Целесообразно иногда ненавязчиво привлекать ребенка к сотворчеству. Предложение поиграть может выглядеть по-разному: «Давай сочиним вместе сказку о петушке», «Придумаем с тобой вместе, как будем праздновать день рождения куклы Маши» и т. п.
Нельзя требовать от ребенка точного копирования игры воспитателя, иначе в дальнейшем ребенок будет подражать его действиям, что совсем не ведет к развитию творческих способностей малыша.
Если ребенок не знает, как можно использовать предлагаемый предмет, то воспитателю следует показать, но с перспективой на домысливание: «Что это может быть еще?» или «Как мы еще можем поиграть с этим предметом?».
Целесообразно воздерживаться от прямых указаний, замечаний в адрес играющего ребенка. Лучше прибегнуть к постановке проблемного задания, наводящего вопроса. Однако следует помнить, что и такое вмешательство в режиссерскую игру должно быть тактичным, учитывающим особенности ребенка, чтобы не привести его игру к разрушению.
Кроме того, для развития воображения и творческих способностей кроме режиссерских игр существуют и специальные игры, в которые можно играть с детьми в свободное от занятий время. Интересные развивающие игры разработаны Б. Н. Никитиным /18, 25/, О. М. Дьяченко и Н. Е. Вераксой /7, 135/.
Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сказка. Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать воспитатели для развития творческих способностей детей. Среди них: придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми.
Воспитателю необходимы большой такт и бережность в отношениях с детьми. Искусственное “выращивание” и “ускорение развития” часто приводят к плачевным результатам. То, что педагог действительно может сделать, так это помочь ребенку в обретении самого себя. Для этого нужно научиться бережному отношению к самым ранним проявлениям детских способностей. Поэтому надо строить таким образом отношения с ребенком, чтобы не подавить в нем творческие задатки и найти оптимальный стиль общения, оберегающий индивидуальность ребенка.
Нужно уметь установить контакт – выбрать правильное поведение, подобрать нужную интонацию, даже положение тела, использовать необходимые жесты, мимику, то есть определить стиль общения.
Особенно важно это при общении с детьми потому, что неправильно выбранный стиль общения может:
*подавить лучшие душевные и творческие порывы ребенка;
*остановить развитие его уникальных способностей;
*заглушить проявление индивидуальности.
Приобщение к труду также имеет большое значение для успешного формирования творческих способностей ребенка. В трудовой деятельности развиваются все стороны индивидуальности ребенка. Ведь работа должна быть выполнена не только грамотно и аккуратно, но и оригинально, эстетично.
Воспитатель должен помнить, что для творчества необходима некоторая база знаний. Педагогу следует формировать у ребенка умения комбинировать и конструировать, анализировать, находить в предмете или объекте не свойственные ему признаки, но аналогичные с признаками других объектов или предметов и т. д.
Важно создать благоприятную психологическую обстановку для занятий ребенка, находить слова поддержки для новых творческих
начинаний, относиться к ним с симпатией и теплотой. Аккуратно, ласково и ненавязчиво поддерживать стремление ребенка к творчеству. В случае неудач, ему необходимо сочувствие, и ни в коем случае нельзя высказываться неодобрительно о творческих попытках ребенка.
Взрослые должны быть терпимы к, порой, “странным” идеям ребенка, сначала нужно разобраться в причинах появления идеи и попытаться найти в ней “рациональное зерно”.
Надо не подавлять в ребенке естественное желание задавать вопросы. Терпеливо и доброжелательно отвечать на них, чтобы у ребенка не возникло ощущение, будто вам надоели его “почему” и “отчего”. Напротив, всем своим поведением следует показывать, что вам нравится
стремление ребенка познать мир, особенно приветствовать интересные и глубокие вопросы.
Необходимо чаще позволять ребенку самостоятельно заниматься делами. Чрезмерная опека со стороны воспитателей может заглушить творчество. Навязчивая помощь педагога может восприниматься как нарушение границ личности. Когда идея принадлежит самому ребенку, то даже совсем маленькие дети, не говоря уже о подростках, часто оказывают упорное сопротивление взрослым, которые слишком активно стремятся разделить радость творческого воображения с ребенком.
Необходимо учить ребенка уважать точку зрения других, ибо только тогда другие будут уважать его мнение. Для этого необходимо относиться с пониманием и терпением к мнению окружающих, даже если оно резко отличается от вашего. Внимательно следить за своей речью, не допускать слов осуждения в адрес других, особенно в присутствии ребенка. Положительные отзывы родителей о педагоге и, наоборот педагогов о родителях создают у детей чувство защищенности. Надо постараться открыто выражать свои чувства к ребенку. Дети, уверенные в любви и уважении воспитателей, быстрее развиваются. У большинства талантливых людей были любящие окружающие его взрослые, или хотя бы один из них был таким.
Воспитатель не должен бояться проявить свою индивидуальность в общении с ребенком, это поможет оценить ему в себе творческую личность; содействуя его более глубокому самопознанию, необходимо одновременно учить ребенка уважать каждого человека, независимо от его способностей и талантов.
В процессе воспитания важно научить ребенка полагаться в познании себя и мира не столько на разум, сколько на интуицию. Так как, большие открытия часто совершают интуитивно, благодаря вдохновению и озарению.
Атмосфера, благоприятствующая проявлению творческих способностей ребенка, помогает ему избежать возможного общественного непонимания, и даже неодобрения. Нельзя, чтобы творчество ребенка было «затушено», иначе невостребованная энергия, отпущенная на творчество, может быть направлена в нежелательное русло. Атмосфера должна быть такой, чтобы у ребенка не возникало боязни быть непонятым или осмеянным. Никакая идея, даже самая плохая, не должна критиковаться.
Нужно научить ребенка выделять главное и стараться объяснить
и показать, что его дело или увлечение – часть большой и сложной жизни, в которой ему очень пригодиться заранее развитая способность справляться с негативными эмоциями и не поддаваться влиянию плохого настроения, видеть хорошее и красивое в жизни.
И важно отмечать и говорить ребенку то, что он занимается творчеством ради других, а не ради собственных достижений.
Говоря о проблеме развития творческих способностей детей, нам бы хотелось подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях, как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. Целесообразно проводить специальные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме.
Обобщая все выше сказанное, необходимо подчеркнуть, что педагоги, должны отдавать себе отчет в том, что самые важные способности – это красота души, чистота сердца и талант любви. По-настоящему раскрываться и расцветать все остальные таланты могут только на их основе.