Кулишова Екатерина
Консультация «Ребенок меня не слышит»
▼ Скачать + Заказать документы
Часто бывает, что родители несколько раз обращаются к ребенку, а он как будто не слышит. Почему это происходит?
Обращение родителей к психологу с подобной проблемой — довольно частое явление. Основные ее симптомы проявляются в следующем: родитель чувствует, что ребенок как будто не реагирует на его вопросы, предложения, замечания, комментарии. Взрослые настойчиво и громко несколько раз повторяют свои слова, но ребенок либо «остается глух», либо реагирует только тогда, когда родители уже начинают «закипать» и переходить на крик.
Публикация «Консультация „Ребенок меня не слышит“» размещена в разделах
Следует подчеркнуть, что «проблемной» эта ситуация выглядит в первую очередь для родителей, а не для детей.
Именно взрослые первыми начинают чувствовать самые разные деструктивные эмоциональные состояния: растерянность, неуверенность, злость, отчаяние, бессилие и т. д. Зачастую родители настолько удивляются и пугаются подобных перемен в своем ребенке, что подозревают, что у него действительно снизился слух, и ведут его к врачу. Врач, осмотрев ребенка, конечно же, не находит никаких нарушений.
Дети же поначалу не демонстрируют никаких негативных эмоциональных состояний. Взрослым даже кажется, что дети над ними издеваются, специально делают им больно или хотят позлить. Взрослые начинают испытывать чувство обиды, подозревать детей в самых разных «нехороших» поступках и замыслах, чаще начинают проявлять агрессивную поведенческую тактику в общении с ребенком (повышать голос, говорить раздраженным тоном, оскорблять, боясь потерять контроль над ситуацией. Однако последствия некорректного общения и поведения родителей в подобной ситуации, безусловно, сказываются на психоэмоциональном состоянии детей.
В каком возрасте такое происходит и почему?
Ситуация, когда ребенок вас как будто бы «не слышит», может возникнуть в любом возрасте, но наиболее часто это происходит в так называемых критических (переходных) возрастных периодах, когда психика ребенка перестраивается и становится очень чувствительной и ранимой. Причем в каждом возрастном кризисе имеется свое своеобразие, ребенок сталкивается со специфическими возрастными задачами.
Так, около 1 года ребенок открывает для себя новые горизонты и собственные возможности познания окружающего предметного мира, за которыми он может на время «потерять» взрослого (и не слышать его, его внимание привлекают яркие новые предметы.
В 3 года ребенок открывает для себя свое собственное Я, свой мир потребностей и желаний, который он противопоставляет миру взрослых. Тогда ребенок может капризничать, проявлять негативизм к любым (даже очень заманчивым) предложениям взрослых, пропускать мимо ушей их предупреждения и делать все прямо наоборот.
Аналогичная ситуация может складываться в период подросткового кризиса 11–12 лет, когда подросток «закрывается» от всех (особенно если у него выражена интроверсия, становится неразговорчив в силу активизации самосознания и рефлексии своего внутреннего мира. У подростков появляются свои тайны, секреты, которые они не готовы обсуждать со взрослыми. Поэтому они могут проявлять «глухоту» к определенным вопросам родителей, учителей.
Но наиболее характерна обсуждаемая нами ситуация именно для кризиса 7 лет. Этот нормативный возрастной кризис называется кризисом «потери непосредственности». С какими проявлениями этого кризиса могут столкнуться родители? Это манерничанье, кривляние, подражание взрослым, а также — отсроченная реакция на обращение взрослых. Многие родители констатируют, что ребенка как будто подменили, он перестал быть таким естественным, отзывчивым и милым, как прежде, часто пропускает мимо ушей то, что говорят взрослые, приходится повторять ему по многу раз самые обычные требования — помыть руки, собрать портфель и т. п.
Что же происходит с ребенком? А происходит очень важное событие: ребенок начинает открывать для себя свой эмоциональный мир, мир переживаний. Если раньше он реагировал импульсивно и непосредственно на происходящее вокруг: упал, больно ушибся — плачет; принесли долгожданный подарок на день рождения — искренне радуется, прыгает до потолка; увидел живого слона в зоопарке — неподдельно удивляется, то теперь его эмоции выражаются не сразу. Ребенок может нацепить на себя маску равнодушия, даже если подарок долгожданный, на удивительные фокусы в цирке реагировать сдержанно.
Ребенок начинает исследовать и экспериментировать с собственными эмоциями и реакциями. Пока вы ждете конкретного ответа на свой вопрос или предложение, он действительно может быть увлечен другой проблемой, а может обдумывать то, каким голосом и с каким выражением лица стоит ответить на ваше обращение. Отсюда и отсроченные реакции во времени, и кажущаяся «глухота». Будьте уверены: чаще всего ребенок вас слышит, но он не может реагировать так же, как раньше, — импульсивно и непосредственно.
Еще один нюанс заключается в том, что подобное поведение наблюдается чаще всего относительно, казалось бы, привычных действий и требований, которые ребенок привык ранее выполнять (чистить зубы, одеваться, убирать игрушки и т. п.). И вдруг он как будто все «спускает на тормозах», приступает не сразу, тянет время, начинает заниматься другими делами.
ссылка на сайт со статьей:
https://растимдетей. рф/articles/rebenok-menya-ne-slysit