Кира Валерьевна Афоничкина
Консультация психолога «Особенности познавательной деятельности детей с общим недоразвитием речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности познавательной деятельности детей с общим недоразвитием речи.
Задача: 1. Повышение психологической компетентности педагогов.
2. Предупреждение трудностей в воспитании и обучении детей с ОНР.
Анализ данных, полученных при исследовании различных психических функций у детей с ОНР показывает своеобразие их психического развития. У детей данной категории отмечается недостаточность различных видов восприятия и в первую очередь слухового зрительного, пространственного.
Публикация «Консультация психолога „Особенности познавательной деятельности детей с общим недоразвитием речи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Недостаточность базового слухового восприятия влияет на формирование фонематического слуха, а в дальнейшем - фонематического восприятия. Нарушения фонематического восприятия отмечаются у всех детей с ОНР.
Нарушения зрительной сферы проявляются в основном в бедности и недифференцированности зрительных представлений, в инертности и нестойкости зрительных следов, а также в отсутствии прочной и адекватной связи слова со зрительным образом предмета.
Изучение особенностей ориентировки в пространстве показало, что дети с недоразвитием речи затрудняются в основном в дифференциации понятий «справа» и «слева», обозначающих местонахождение объекта. У них также наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле (как правило, при усложнении заданий). Особенно стойко пространственные нарушения проявляются при рисовании человека: изображения отличаются примитивностью и малым количеством деталей.
Внимание характеризуется недостаточной устойчивостью, быстрой истощаемостью, что определяет тенденцию к снижению темпа деятельности в процессе работы. Ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются детьми.
Исследования памяти у детей с ОНР обнаруживают, что объем их зрительной памяти практически не отличается от нормы. Однако заметно снижены слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-четырехступенчатые, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. Дети, как правило, не прибегают к речевому общению с целью уточнения инструкции.
Однако при имеющихся трудностях у детей данной категории остаются относительно сохранными возможности смыслового и логического запоминания.
Количественные показатели невербального интеллекта у этих детей колеблются преимущественно в пределах от норм до низкой границы нормы. Несформированность некоторых знаний и недостаточность самоорганизации речевой деятельности влияет на процесс и результат мыслительной деятельности. В этой работе привлекается внимание к необходимости дифференцированного подхода к детям с учетом особенностей их интеллектуального развития.
Специфические особенности неречевых процессов у детей с ОНР отмечают Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева (1991). Авторами выделяются недостаточная устойчивость внимания, сложности при распределении внимания. У части детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
У части детей с ОНР отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций. Наблюдается отставание в развитии двигательной сферы, которое характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Дети с ОНР отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, они нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Отмечается недостаточная координация пальцев руки, общее недоразвитие мелкой моторики.
Проблема формирования личности и особенности общения детей с недостатками речевого развития.
Задача: 1. Повышение психологической компетентности педагогов.
2. Предупреждение трудностей в воспитании и обучении детей с ОНР.
Доказано, что речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими, на формировании его личности, самосознания и самооценки.
Изучая особенности развития дошкольников с ОНР, О. А. Слинько отмечает, что несформированность средств общения может быть главной причиной неблагоприятных отношений в группе сверстников.
Такие авторы, как Г. В. Чиркина, Л. Г. Соловьева отмечают, что особенности речевого развития детей с ОНР (трудности морфологического, синтаксического, логико-синтаксического и композиционного характера) сочетаются с нарушениями коммуникативной функции. Это выражается в снижении потребности в общении, несформированности способов коммуникации (диалогическая и монологическая речь, особенностях поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм).
В зависимости от уровня коммуникативных нарушений и степени переживания речевого дефекта дошкольников с ОНР можно разделить на три группы:
- Дети первой группы не демонстрировали переживания речевого дефекта, у них не отмечалось трудностей при речевом контакте. Они активно взаимодействовали со взрослыми и сверстниками, широко использовали при этом невербальные средства общения.
- У детей второй группы наблюдались некоторые трудности в установлении контакта с окружающими, они не стремились к общению, на вопросы старались отвечать односложно, избегали ситуаций, требующих использования речи, в игре прибегали к невербальным средствам общения, демонстрировали умеренное переживание дефекта.
- У детей третьей группы отмечался речевой негативизм, который выражался в отказе от общения, замкнутости, были зафиксированы агрессивность, заниженная самооценка. Дети избегали общения со взрослыми и сверстниками, а в игре не пользовались вербальными средствами; на логопедических занятиях в речевой контакт вступали только после длительной стимуляции.
Учитывая вышеперечисленные особенности дошкольников с ОНР, при работе педагогов с детьми можно придерживаться следующих правил.