Елена Титова
Консультация-практикум по музыкальному воспитанию для родителей «Слушай, слушай, различай…»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка сопровождает человека всю жизнь. Музыка непосредственно воздействует на чувства ребёнка, формирует его моральный облик. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Музыкальным воздействием можно исправить даже ранее сформированные негативные черты характера. Музыка помогает в создании благоприятной психологической атмосферы, даёт возможность создать радостное настроение у детей, утешить в момент отрицательных эмоций, повысить активность детей, привлечь внимание или переключить с одного вида деятельности на другой. Акцентируя внимание на том, что открывает перед малышами. Музыка способствует привитию ребёнку первых навыков восприятия информационной нагрузки.
Публикация «Консультация-практикум по музыкальному воспитанию для родителей „Слушай, слушай, различай…“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Таким образом, музыкальное воздействие как инструмент создаёт гармонию во всей деятельности ребё нка: его наблюдательности, проницательности.
Прослушайте с детьми музыкальные произведения и поговорите с ними о музыке. Предлагаемые игровые задания активизируют слуховое восприятие и помогут почувствовать выразительность услышанного.
Предлагаю использовать следующие произведения классиков.
1 «Времена года» П. И. Чайковского - «Подснежник»,
Попросите ребенка прислушаться и сказать, о чём рассказывает эта музыка, почему она так называется. Попросите ребенка нарисовать к этому музыкальному произведению картинку.
2. "Вальс", "Марш", танец Щелкунчика из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского,
Всем хорошо известны эти танцы. Попробуйте потанцевать вместе с ребёнком. Попросите его сделать это самостоятельно. Спросите, чем отличается марш от вальса.
3. "Утро" из сюиты №1 «Пер Гюнт» Э. Грига.
Музыка по-своему передает жизнь окружающего мира, мысли и чувства человека, красоту природы. Прослушайте музыкальное произведение вместе с ребёнком. Предложите представить картину утра, рассвета и т. д
Пусть он сам попытается описать то, что слышит.
4. «Сказочка», С. С. Прокофьев
В альбоме «Детская музыка» композитор рассказывает о детских играх, танцах, рисует фантастические сценки. Начало пьесы «Сказочка» напоминает спокойный рассказ, который передается тихой мелодией на высоких звуках. Но вот рассказчик словно насторожился, заставил прислушаться к каким-то лесным шорохам, осторожным шагам. Звучат, словно перекличка, таинственные голоса обитателей леса, то очень низко, то очень высоко. Постепенно все затихает. Сказка кончается хорошо.
Спросите ребенка: сразу же начинает рассказчик свой рассказ?
Попросите поднять руку, где он услышит «перекличку» высоких и низких голосов или когда ребенок снова услышит первоначальную мелодию. Изменилась ли она?
НЕСКОЛЬКО ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ
Для развития у детей навыков восприятия музыки (музыкальной памяти, умения различать настроение, характер музыкальных произведений) можно использовать также некоторые игры.
«Кто что слышит?»
Дидактическая задача: развивать слуховое внимание, умение обозначать словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит и др.) ; развивать сообразительность, выдержку.
Игровое правило: показывать предмет можно только после того, как дети правильно назовут и предмет, и звуки, которые он издает.
Игровые действия: оперировать звучащими предметами. Не глядя на предмет, узнавать, какие предметы звучат.
На столе у педагога находятся различные предметы, издающие звуки: звенит колокольчик, шуршит книга, которую листают, играет дудочка, щелкают ножницы, льется вода, звучит пианино (игрушечное) и т. д. Все, что может издавать звуки, можно использовать в игре.
За ширму приглашается один ребенок, который там играет, например, на дудочке. Дети, услышав звук, отгадывают, что звучало, а тот, кто играл, выходит из-за ширмы с дудочкой в руках. Ребята убеждаются, что они не ошиблись. С другим инструментом будет играть другой ребенок, выбранный первым участником игры. Он, например, листает книгу. Дети отгадывают. Если они затрудняются сразу ответить, воспитатель просит повторить действие, а всех играющих — слушать внимательнее. «Книгу листает, листики шуршат», — догадываются дети. Из-за ширмы выходит играющий и показывает, как он действовал.
Предметы остаются за ширмой, потому что звуки можно повторять несколько раз (только тише или громче). Такую игру можно проводить и на прогулке. Педагог обращает внимание ребят на звуки: птицы поют, листья шелестят, автомобиль сигналит и др.
«В лесу»
Программное содержание: Развивать у детей звуко-высотный слух, учить различать высокие, низкие и средние звуки. Развивать чувство ритма, учить различать короткие и долгие звуки.
Ход игры: Педагог знакомит детей с высокими и средними звуками, после того, как дети достаточно хорошо усвоили это, им предлагают поиграть и угадать, кто живет в лесу. Для этого педагог исполняет мелодию. «Мишка» в низком регистре, или «Зайка» в среднем или «Птичка» в высоком регистре. Дети отгадывают и накрывают фишкой соответствующую картинку.
В другом варианте игры педагог обращает внимание детей на ритм шагов различных зверей : Долгие звуки, когда шагает медведь и короткие, когда прыгает зайка. В этом варианте игры дети по ритму шагов должны определить, кто идет по лесу, или, наоборот, уметь прохлопать ритм шагов медведя или зайца.
-Как по лесу у нас У него соседи- А на ветке птичка,
Зайка прыгает сейчас. Бурые медведи. Птичка – невеличка!