Лучший педагог года

Консультация «Движение и здоровье. Забота о сохранении здоровья детей — приоритетное направление деятельности»

Татьяна Алексеенко
Консультация «Движение и здоровье. Забота о сохранении здоровья детей — приоритетное направление деятельности»

Тема выступления «Движение и здоровье.

Забота о сохранении здоровья детей - приоритетное направление деятельности ДОУ».

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка – это важнейший труд воспитателя…».

Актуальность.

Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по сохранению и укреплению здоровья детей. Федеральные государственные образовательные стандарты определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую важность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях.

Публикация «Консультация „Движение и здоровье, Забота о сохранении здоровья детей — приоритетное направление деятельности“» размещена в разделах

Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит формирование и «настройка» функционирования многих систем организма. Пластичность и высокая лабильность организма дошкольника определяет высокую чувствительность к воздействию факторов внешней среды.

Анализируя данные посещения детьми нашего дошкольного учреждения за 2012-2013 год, пришла к выводу, что около 24,5% детей в течение года не посещали детский сад, с установленными диагнозами и по другим уважительным причинам, связанным с проблемами недостаточности здоровья. Из 122 детей -15 детей (12,3%) – часто болеющие дети.

А часто болеющие дети: дошкольники, имеющие низкие и ниже средних возрастно-половых показателей развития основных двигательных качеств, и характеризующиеся сниженными функциональными возможностями.

-Часто болеющие дети более тревожны, у них чаще наблюдаются переутомления.

-Они характеризуются более низкими показателями иммунитета.

Актуальность данной разработки (системы) состоит в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование инновационных оздоровительных технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Новизна заключается в:

- комбинировании элементов традиционных и современных оздоровительных технологий в работе с детьми дошкольного возраста, а так же в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в физкультурно – оздоровительной работе ДОУ;

- в комплексной реализации инновационных здоровьесохраняющих технологий в физкультурно – оздоровительной деятельности;

- внедрение новых здоровьесохраняющих технологий в деятельность ДОУ элементы фитбол – гимнастики;

-использование ИКТ с целью сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

Теоретическое (научное) обоснование избранного аспекта.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др. Реализация важнейших положений Закона РФ «Об образовании», связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей.

Большую работу в этом направлении провели такие, известные в сфере дошкольного образования, ученые как Л. Н. Волошина, Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, О. М. Дьяченко, В. Г. Алямовская, М. Н. Кузнецова и многие другие.

Помимо всего прочего в своей работе опираюсь на методические разработки Л. П. Банникова «Программа оздоровления детей в дошкольных образовательных учреждениях: Методическое пособие». — М. : ТЦ Сфера, 2008.

Голомидова С. Е. Закаливание детей дошкольного возраста. — Волгоград: ИТД «Корифей», 2010.

Еременко Н. И. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. — Волгоград: ИТД СПб «Детство», 2009.

Картушина М. Ю. Зеленый огонек здоровья : Программа оздоровления дошкольников. 2-е изд. — М. : ТЦ Сфера, 2009.

Физическое развитие детей в детском саду осуществляется руководителем физического воспитания на основе методических рекомендаций к комплексной программе «Детство» и танцевально-игровой гимнастики «СА-ФИ-ДАНСЕ».

.

Таким образом, стремление к достижению высоких образовательных результатов заключается во введении здоровьесберегающих технологий в учебный процесс, в формировании здорового образа жизни, прогнозировании вероятных изменений в состоянии здоровья детей и проведении соответствующих коррекционных мероприятий с целью обеспечения успешной работы.

Осознавая значимость проблемы, на основе изученной литературы, мною была составлена физкультурно- оздоровительная система работы по укреплению здоровья детей, рассчитанная на 2 года. Прописаны цели и задачи для реализации данной системы с детьми дошкольного возраста. Система по укреплению здоровья детей разработана в соответствии с программой «Детство» : Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой, Н. А. Ноткиной.

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

1. Изучить особенности здоровьесберегающего пространства в детском саду;

2. Изучить состояние проблемы в научно-методической литературе и передовой педагогический опыт, применяемый при оздоровлении детей в других ДОУ;

3. Разработать, апробировать и реализовать систему работы по укреплению здоровья детей;

4. Разработать методические рекомендации по использованию комплексной оздоровительной технологии родителям и педагогам;

Ожидаемый результат:

- Создание системы здоровьесберегающей деятельности, с учётом потребностей, ресурсов, условий детского сада;

- Снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей (индекса здоровья);

- Улучшение показателей уровня физического развития воспитанников;

Методы реализации:

- Наблюдение за влиянием образовательного процесса на состояние здоровье детей, их развития;

- Проведение исследований в области укрепления здоровья, двигательной активности детей (анкетирование, опрос, наблюдение);

- Анализ полученной информации с целью коррекции и дальнейшей разработки оздоровительного сопровождения образовательного процесса;

- Мониторинг.

Практическая значимость системы работы по физкультурно- оздоровительной работе.

Опираясь на психолого-педагогические принципы, попыталась выстроить физкультурно- оздоровительную работу с детьми по укреплению здоровья детей. Работа построена по двум основным блокам:

1. Нетрадиционные методы оздоровления

2. Традиционные методы оздоровления.

Блоки объединены игровым методом проведения, который придает воспитательно-образовательному процессу привлекательную форму, так как именно игра облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон, способствует развитию двигательных навыков у детей.

Блок нетрадиционные методы оздоровления представлен разделами:

Раздел «Игры с фитболом» Дети могут заниматься на фитболе с двухлетнего возраста. Правильно организованные занятия с использованием таких мячах приносят огромную. пользу. Занятия на фитболе - это профилактика нарушения осанки, тренировки вестибулярного аппарата и всех групп мышц малыша

Раздел «Дыхательная гимнастика». Дыхательные упражнения - эти упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, выздоравливающим после воспаления лёгких, детям, страдающим бронхиальной астмой. Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое, развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма.

Раздел «Артикуляционная гимнастика». Основные упражнения, необходимые для выработки правильных артикуляционных укладов, способствующие развитию подвижности губ, языка.

В разделе «Релаксационная гимнастика» отображены умения расслабиться, снять напряжение, сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей.

Раздел «Зарядка после сна» Зарядка необходима для обеспечения детям плавного перехода от сна к бодрствованию, подготовке к активной деятельности; профилактики плоскостопия; закрепления навыков осознанного поведения, самомассажа головы, лица, рук, живота, ног, активизируя биологически активные точки.

Раздел «Пальчиковая гимнастика» служит основной для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движения рук («Круг», «Очки», «Бинокль», «Домик»).

Раздел «Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма («Ладошки - мочалка», «Смываем водичкой руки»).

Раздел «Подвижные игры» содержит упражнения, применяемые практически на всех занятиях и, являются приоритетным ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используется приемы имитации, подражания («Музыкальные стулья»).

Раздел «Календарные игры-забавы» (пасхальные игры, зимние игры к празднику Масленицы,летнее-осеннниеигры) включает все виды подвижной деятельности. Данный материал служит основой для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, помогает сплотить ребят.

Раздел «Креативная гимнастика» позволяет применять нестандартное оборудование для сохранения и укрепления здоровья детей (дорожка «Здоровья»)

Для укрепления и сохранения здоровья дошкольников, использую следующие формы оздоровительной работы :

• Утренняя гимнастика с применением элементов танцевально-ритмической гимнастике, игрогимнастику.

• Образовательная деятельность по физическому воспитанию включают в себя разделы: утреннюю гимнастику, пальчиковую гимнастику, игровой самомассаж, музыкально-подвижные игры, игры-путешествия и креативную гимнастику.

• Спортивные праздники и развлечения с использованием комплексов танцеваьно-ритмической гимнастики и креативную гимнастику.

В своей работе использовала традиционные методы оздоровления. С детьми провожу следующие типы физкультурной образовательной деятельности :

Классические занятия (вводно-подготовительная часть, основная, заключительная части).

Игровые занятия ( с использованием игр: народные подвижные игры, игры-эстафеты, игры-аттракционы и т. д.).

Занятия тренировочного типа (ходьба, бег, строевые упражнения, спортивные игры, упражнения в лазании, акробатические элементы, упражнения с мячом и т. д.).

Сюжетные занятия – комплексные (объединенные определенным сюжетом, спортивное ориентирование, с развитием речи, с викторинами и т. д.).

Тематические занятия (с одним видом физических упражнений).

Контрольно-проверочные занятия (уровни развитии моторики ребенка и пути их устранения).

Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики.

При составлении комплексов утренней гимнастики в течении года учитываю вариативность содержания. Использую различные виды утренней гимнастики:

-утренняя гимнастика игрового характера включает 2–3 подвижные игры или 5–7 игровых упражнений имитационного характера, а также разной степени интенсивности, которые выполняются как комплекс упражнений общеразвивающего воздействия.

- утренняя гимнастика с усложненным вариантом – детям предлагают упражнения с постепенным увеличением нагрузки: усложнение двигательных заданий с включением разных основных видов движений увеличение числа повторов, усиление темпа движений, смена чередования физкультурных пособий.

- утренняя гимнастика с музыкально-ритмическими упражнениями (состоящий из разминки, 5–6 основных развивающих упражнений в танцевальных движениях.)

Проведение физкультминуток зависит от вида и содержания образовательной деятельности, а главным образом в момент появления признаков утомляемости детей.

Физкультминутка может сопровождаться текстом, музыкальным сопровождением, во время которой дети могут выполнять танцевальные упражнения или импровизированные движения.

Подвижные игры – сложная двигательная, эмоционально окрашенная деятельность, обусловленная установленными правилами, которые помогают выявить конечный итог или количественный результат. Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств. Подвижные игры подразделяются по содержанию на подвижные игры с правилами и спортивные игры.

Летние забавы на прогулках позволяют решать серьёзные воспитательные, образовательные и оздоровительные задачи.

Взаимодействие с семьями воспитанников

В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей провожу : родительские собрания, круглые столы, индивидуальные и коллективные консультации, дни здоровья, спортивные праздники, дни открытых дверей, беседы, фотоконкурсы на тему здоровья, выставки папок - передвижек, открытые показы:

консультации «Это может каждый, или 10 правил здорового образа жизни»

• конкурсы «Я вижу», «Кто быстрее», «Самый быстрый»

• спортивные праздники «Веселые старты», «Олимпийские надежды»

• праздники здоровья «В гости к Айболиту»

• дни открытых дверей «Расти здоровым малыш»

папки-передвижки «Здоровая семья – здоровые дети»

• беседы «Виды оздоровления в ДОУ» с родителями; «Витамины для здоровья» с детьми.

Информационно-просветительская деятельность знакомит родителей с инновационными оздоровительными технологиями, различными формами работы по физическому воспитанию детей в дошкольном учреждении, а так же способствует формированию у родителей ценностного отношения к здоровью в целом. Информирование о состоянии здоровья, физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности ребёнка, привлекает родителей к участию в различных формах совместной деятельности, способствует повышению их грамотности в вопросах использования современных оздоровительных средств в домашних условиях.

Достигнутые результаты, способы их выявления и оценивания.

Для получения достоверных результатов об эффективности данного проекта в качестве методики обследования применялась: диагностика Марченко Т. К.

Снижение случаев заболевания

Увеличение уровня физических показателей

Перевод из группы ЧДБ в группу эпизодически болеющих

Показатель эффективности оздоровительных процедур.

Показатель эффективности оздоровления

ПЭО= ЧБД (снятые с учета) : на ЧБД (общее количество) х 100%

ПЭО = 4 : 7 х 100% = 59%

Итоги системы работы по сохранению и укреплению здоровья выразилось в следующих результатах:

-Разработана, апробирована и реализована в ДОУ система работы по укреплению здоровья детей (опыт работы представлен на районном методическом объединении).

-Разработаны методические рекомендации по использованию комплексной оздоровительной технологии родителям и педагогам;

-Уровень заболеваемости снизился на 1,3 %, значительно снижено количество пропусков по болезни.

-Снизилось количество часто болеющих детей на три ребенка и детей с хроническими заболеваниями с 31до 28.

Индекс здоровья повысился на 2 %.

-Усовершенствована предметно пространственная -развивающая среда в группах (приобретается новое физкультурно - спортивное оборудование и атрибуты, изготовлено много нетрадиционных пособий для повышения двигательной активности: массажные дорожки здоровья, пособия для выполнения дыхательной, пальчиковой гимнастики).

Дети – активные участники и победители районных и областных соревнований:

• 2011г. -областные зональные соревнования среди ДОУ Новосибирской области «Веселая капель».

• 2012г. -3место в городском спортивном празднике среди воспитанников детских садов и начальной школы «В здоровом теле- здоровый дух»

• Диплом второй степени в районных соревнованиях «Олимпийские надежды»

• Диплом за участие в областных зональных соревнованиях среди ДОУ Новосибирской области «Олимпийские надежды»

• 2013г. - Лауреат первой степени в районных спортивных соревнованиях «Веселые старты».

• 2014 г. - районный конкурс «Весёлые старты»- диплом за 2 место.

Показатели 2012-2013 2013-2014

Заболеваемость на 1 ребёнка 7,8 6,5

В том числе:

- Простудная заболеваемость

- Информационная заболеваемость (ветряная оспа)

- Прочая заболеваемость

- Травмы

313

-

72

-

-

362

-

79

-

-

% часто болеющих детей 12 9

Дети с хроническими заболеваниями 31 28

Группы здоровья :

I

II

III др.

3

110

6

3

102

4

Имеют инвалидность (общие данные) - -

Индекс здоровья 21,3 23,5

Пропуски детьми дней в ДОУ:

Проведено дней всеми детьми за отч. год Пропущено детьми дней

Всего По болезни По карантину По отпуску По прочим причинам

2012-2013

Ясли 2694 1837 805 - 450 582

Сад 16277 9595 3181 - 4100 2314

ВСЕГО 18971 11432 3986 - 4550 2896

2013-2014

Ясли 2336 915 351 - 450 114

Сад 15205 9174 3085 - 4150 1939

ВСЕГО 17541 10089 3436 - 4600 2053

Таким образом, можно сказать, что только системный подход к организации физкультурно – оздоровительных и профилактических мероприятий позволит эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья воспитанников, даст позитивную динамику оздоровления детского организма, позволит достичь положительных результатов: повышения индекса здоровья детей, положительную динамику в распределении по группам здоровья, профилактику и коррекцию отклонений физического развития воспитанников.

Результаты убеждают в правильности и действенности системы физкультурно-оздоровительной работы. Однако не останавливаюсь на достигнутом уровне. Творческий поиск продолжается и сегодня. В дальнейшем планирую организовать взаимодействие с ДЮСШ города Татарска (первичное обучения детей настольному теннису, организовать кружок с часто болеющими детьми.

Можно отметить тот факт, что повысился процент компетентности родителей в вопросах валеологии, а также профессионализма и творческого потенциала педагогов по оздоровлению воспитанников за счет открытых показов продуктивной деятельности, консультаций, круглых столов.

Количество детей, имеющих высокий уровень физического развития, повысилось на 13 % (2012-2013г. - 22%; 2013-2014г. - 35 %); имеющих высокий уровень представлений о здоровом образе жизни, увеличилось на 32% (2012-2013г. - 22%; 2013-2014г. - 54 %).

Наличие приложений, иллюстрирующих основные формы и приемы работы с воспитанниками:

1. «Организация физкультурно-оздоровительных мероприятий в младших группах;

2. «Организация физкультурно-оздоровительных мероприятий в средней группе;

3. «Организация физкультурно-оздоровительных мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста;

4. Комплекс артикуляционной гимнастики;

5. Дыхательная гимнастика;

6. Комплексы утренней гимнастики;

7. Гимнастика для глаз;

8. ФИТБОЛ;

9. Картотека подвижных игр;

10. КАЛЕНДАРНЫЕ ИГРЫ-ЗАБАВЫ,ПАСХАЛЬНЫЕ ИГРЫ;

11. Игры эколого-краеведческого содержания;

12. ИГРЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ;

13. ИГРЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ;

14. Релаксация;

15. Беседа: «Витамины для здоровья».

16. Сценарий «День открытых дверей в МБДОУ- детский сад №7 города Татарска. Тема : «Расти здоровым, малыш».

17. Развлечение в старшей «Б» группе, совместно с родителями «В гостях у Айболита».

Публикации по теме:

День здоровья. Летний праздник на улице «Движение — это здоровье» «Движение — это здоровье» Задачи: пропагандировать здоровый образ жизни, закреплять двигательные навыки, закреплять умение работать в команде.

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста «Зима. Движение. Здоровье»Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста «Зима. Движение. Здоровье» Задачи: повысить интерес к физической культуре, продолжать знакомить с зимними забавами. В игровой форме развивать основные физические.

Фотоотчет о проведении педагогического совета «Роль ДОУ в сохранении физического и психологического здоровья детей»Фотоотчет о проведении педагогического совета «Роль ДОУ в сохранении физического и психологического здоровья детей» Приказ 24.01.2022г. г. Троицк № О проведении педагогического совета «Роль образовательного учреждения в сохранении физического и психического.

Фотоотчёт «Стопотерапия  «Ручеёк». Забота о здоровье детей во второй младшей группе»Фотоотчёт «Стопотерапия  «Ручеёк». Забота о здоровье детей во второй младшей группе» Здравствуйте уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию фотоотчёт о том, как в нашем садике заботятся о здоровье детей с младшей группы.

Фотоотчёт «Соляная пещера». Забота о здоровье детей в средней группе»Фотоотчёт «Соляная пещера». Забота о здоровье детей в средней группе» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию фотоотчёт о том, как мы в садике заботимся о здоровье детей. Я писала и рассказала вам о том,.

Консультация для родителей «Движение — это основа здоровья детей»Консультация для родителей «Движение — это основа здоровья детей» Каждый родитель хочет видеть своего ребенка конечно здоровым, веселым и хорошо физически развитым. Наряду с заботой о чистоте его тела,.

Лэпбук «Витамины. Роль витаминов в сохранении здоровья человека»Лэпбук «Витамины. Роль витаминов в сохранении здоровья человека» Лэпбук "Витамины. Роль витаминов в сохранении здоровья человека". Название лэпбука «Витамины. Роль витаминов в сохранении здоровья.

Методическая мастерская «Использование элементов фитнес-технологий в сохранении и укреплении здоровья детей» (фотоотчет)Методическая мастерская «Использование элементов фитнес-технологий в сохранении и укреплении здоровья детей» (фотоотчет) В апреле 2018 года на базе МБДОУ № 50 прошло заседание методической мастерской по направлению «Физическое развитие дошкольников в условиях.

Профилактическая беседа с воспитанниками СРЦН «Забота о здоровье»Профилактическая беседа с воспитанниками СРЦН «Забота о здоровье» Беседа «Забота о здоровье» Цели: - дать понятие личной гигиены; - сформировать ценностное отношение к своему здоровью; - познакомить.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста в образовательной деятельности. Консультация. Консультация для педагогов. Здоровье - это одна из главных ценностей жизни человека. Именно поэтому проблема ухудшения здоровья населения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Движение и здоровье. Забота о сохранении здоровья детей — приоритетное направление деятельности»
Опубликовано: 18 октября 2023 в 17:43
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Движение и здоровье. Забота о сохранении здоровья детей — приоритетное направление деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Алексеенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 сентября. День изучения профессий. Передвижка «Мой любимый детский сад»

Сентябрь — начало нового года не только в школах и вузах, но и в детских садах. После летних каникул в дошкольные учреждения, в свой второй дом, вновь спешат малыши.

6 сентября. Осенний день здоровья. Папка-передвижка «Профилактика гриппа и простуды»

Смена сезонов — это всегда нагрузка для иммунитета. Как уберечь ребенка от простудных заболеваний осенью? Теме укрепления детского здоровья в осенний период посвящен сегодняшний праздник.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД