Светлана Кобец
Консультация «Содержание и методика формирования количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание и методика формирования количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта.
Основные положения:
1. Учет возрастных возможностей умственно отсталых дошкольников при формировании количественных представлений
2. Учет общедидактических и методических коррекционных принципов при построении занятий по ФЭМП:
- частая смена видов деятельности;
- большое количество повторений на разнообразном материале;
- перенос усвоенных знаний в новые условия;
- игровой характер обучения;
Публикация «Консультация „Содержание и методика формирования количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для родителей
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
- организация предметно-практических действий каждого ребенка.
На первом году обучения выделяется 2 периода:
1. Пропедевтический, дочисловой период.
2. Период обучения счету.
Дочисловой период.
Задачи:
1. Формирование представлений о количестве (один – много – мало, пустой – полный, о сохранении количества.
2. Формирование умения детей осуществлять классификацию и сериацию предметов на основе определенного качественного признака; сравнение путем наложения, приложения и сопоставления дискретных и непрерывных множеств; преобразование множеств путем увеличения, уменьшения и уравнивания.
Этапы работы.
1. Сопоставление групп предметов (классификация по определенному качественному признаку).
2. Формирование представлений один – мало – много.
3. Составление упорядоченного ряда (систематизация и сериация предметов по качественному признаку – выстраивание предметов от самого больного до самого маленького и наоборот).
4. Сопоставление дискретных и непрерывных множеств.
5. Формирование представлений о сохранении количества.
6. Преобразование множеств.
7. Сопоставление численностей множеств, воспринимаемых различными анализаторами.
В качестве дидактического материала используются не только дискретные, но и непрерывные множества (сыпучие, жидкие вещества).
Обучение должно носить наглядно-практический характер, т. е. количественные представления ребенок усваивает, наблюдая за действиями педагога и в процессе собственных практических действий с реальными предметами.
Практические действия ребенка вначале четко фиксируются в речи педагога, а затем в собственных высказываниях ребенка. Если же речь ребенка не появляется, то отрабатываются невербальные формы выражения – жесты, интонация. В процессе усвоения математических знаний активно подключается рука (осязание) как важнейшее познавательное средство в обучении умственно отсталых детей.
I этап.
Формирование навыков классификации предметов по тем или иным признакам осуществляется одновременно с изучением этих признаков (цвет, форма, величина). Качественная классификация способствует лучшему усвоению сенсорных эталонов, а также формирует у детей представление о множестве предметов. Первоначально задания выполняются по подражанию, образцу, а затем по словесной инструкции. На данном этапе дети обучаются действиям примеривания, используя прием приложения для отбора предметов по качественному признаку.
На этом этапе формируются основные количественные обобщения : один – мало – много. Дети учатся отвечать на вопрос «Сколько?». На первых занятиях используются различные игрушки (один мишка – много зайчиков, мало шишек – много грибов, дети учатся находить один и много одинаковых предметов в окружающей обстановке. Такая работа способствует развитию у детей восприятия количества. Это, в свою очередь, закрепляется в слове-названии и приводит к формированию представлений о количестве. В дальнейшем создаются условия для применения усвоенных количественных представлений в различных видах деятельности.
На этапе упорядочения множеств дети учатся устанавливать последовательные взаимосвязи. Упорядочение множеств является предпосылкой для формирования представлений об упорядочении чисел. В дальнейшем на уровне чисел эти отношения выражаются так: 3 > 2, 2 > 1 и наоборот. На первом году обучения, используя в работе материалы Монтессори (розовая башня, красные штанги, цветные цилиндры) и дидактические игрушки (пирамидки, матрешки, кубики, важно формировать у детей не словесно-формальную, а чувственно-практическую ориентировку на свойства и качества предметов. Добиваться отражения в речи промежуточных признаков (побольше, поменьше, еще меньше) не обязательно.
На этапе сопоставления множеств детей знакомят со способами установления количественных отношений между множествами, формируют способность воспринимать и определять результат сравнения – видеть равенство или неравенство множеств, обозначая количественные отношения словами больше, меньше, поровну. Основными приемами сопоставления являются наложение, приложение предметов, составление пар. Этап сравнения количеств готовит мышление ребенка к отрыву от конкретной ситуации. Дети сравнивают дискретные и непрерывные множества. Количественное сравнение непрерывных множеств находит выражение в словах: в большом больше, в маленьком меньше.
Для формирования представлений о сохранении количества важна организация предметно-практических действий ребенка с реальными предметами и отработка приемов проверки правильности действий.
Этап преобразования множеств подготавливает к усвоению операций сложения и вычитания и содействует умственному и математическому развитию ребенка. Работа на данном этапе включает задания на увеличение, уменьшение и уравнивание множеств.
Сопоставление множеств, воспринимаемых различными анализаторами, способствует образованию межанализаторных связей и обеспечивает в дальнейшем обобщение знаний о числе и счете. При этом используются упражнения типа: хлопнуть в ладоши столько, сколько кукол на столе; на каждый хлопок педагога откладывать одну игрушку и т. п. Задания выполняются без пересчета, в пределах трех.
С целью взаимодействия различных анализаторов (речевого, тактильного, зрительного, слухового) и для большего разнообразия деятельности на всех этапах работы следует использовать задания, в которых восприятие качественных и количественных признаков идет как зрительно, так и на слух или по осязанию. Это развивающие игры «Чудесный мешочек», «Большие и маленькие шары», «Пустой – полный», «Глазки спят, ушки слушают» и др. Использование в процессе обучения зрительного, слухового и осязательного восприятия создает предпосылки для накопления более полных знаний о предметах и явлениях окружающей действительности. Игровая форма выполнения заданий способствует формированию у дошкольников интереса к занятиям.