Наталья Стоянова
Консультация для родителей «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация по изо деятельности для родителей.
Тема: Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста.
Стоянова Наталья Леонидовна, воспитатель
Публикация «Консультация для родителей „Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Темочки
Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
Показать актуальность нетрадиционной техники рисования в детском саду.
Задачи в работе с детьми:
• Сформировать у детей технические навыки рисования.
• Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
• Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования.
В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимание на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!
Как говорят многие педагоги, все дети талантливы. Поэтому необходимо вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться как можно скорее дать детям возможность проявить их на практике, в реальной жизни.
Дошкольник в своем эстетическом развитии переходит от элементарного зрительного и сенсорного впечатления к созданию оригинального образа (композиции) с использованием соответствующих изобразительных и выразительных средств. Поэтому необходимо создать основу для их творчества. Чем больше ребенок видит, слушает, переживает, тем более значимой и продуктивной будет деятельность его воображения.
По словам психолога Ольги Новиковой, "Рисование для ребенка - это не искусство, а речь. Рисунок дает возможность выразить то, что из-за возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования традиционное отходит на второй план, запреты и ограничения отступают. В это время ребенок абсолютно свободен".
Термин "нетрадиционный" подразумевает использование материалов, инструментов, методов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, преимуществом таких методик является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослым, так и детям.
Именно поэтому нетрадиционные техники очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности для выражения собственных фантазий, желаний и самовыражения в целом.
В процессе нетрадиционного рисования ребенок всесторонне развивается.
Такие занятия не утомляют дошкольников, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные методики позволяют воспитателю проводить индивидуальный подход к детям, учитывать их желание и интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников. Многие виды нетрадиционных рисунков способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование на стекле, роспись по ткани, рисование мелом на бархатной бумаге и т. д.). Координации мелкой моторики пальцев способствует, например, такая нетрадиционная техника визуализации, как рисование по клейстеру руками. Эта и другие техники требуют точности, скорости движений, терпения, усидчивости, развития творческих способностей, мышления, воображения, памяти. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует позитивную мотивацию, вызывает жизнерадостное настроение, снимает страх перед процессом рисования, является важнейшим средством эстетического воспитания.
Использование различных техник способствует развитию способности видеть изображения в сочетаниях пятен и цветовых линий и оформлять их в узнаваемые изображения. Дети осваивают художественные приемы и интересные способы познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие становится творческим процессом учителя и детей с помощью разнообразных изобразительных материалов, который проходит те же этапы, что и творческий процесс художника.
Важность нетрадиционного рисования
1. Имеет огромное значение в формировании личности ребенка.
2. Развитие мышления ребенка.
3. Это развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, измерять и сравнивать, сочинять и воображать.
4. Это влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. (Разнообразие форм предметов из окружающего мира, разные размеры, разнообразные цветовые оттенки, пространственные обозначения способствуют обогащению словарного запаса малыша.)
5. В процесс изобразительной деятельности, сочетаются умственная и физическая активность ребенка.
6. Воображение - это самый важный аспект жизни ребенка. А воображение особенно интенсивно развивается в возрасте 5 лет. Наряду со снижением способности фантазировать у детей происходит обеднение личности, снижаются возможности творческого мышления, угасает интерес к искусству и творческой деятельности. Для того чтобы развить творческое воображение у детей, необходима специальная организация изобразительной деятельности, например, занятия по нетрадиционным техникам рисования.
Типы нетрадиционных рисунков :
1. Печать от руки. Ребенок опускает ладонь с гуашью или раскрашивает ее кисточкой и делает оттиск на бумаге. Рисуйте правой и левой руками, раскрашенными в разные цвета.
2. Использование печатки. Ребенок прижимает марку к чернильной подушечке и наносит отпечаток на бумагу.
3. Рисование пёрышком. Пёрышки различного размера опускаются в гуашь, проводится пером по листу. Для получения изображения разного цвета и размера пёрышки меняются
4. Я рисую пальцем. Ребенок макает палец в гуашь и ставит точки, пятнышки на бумаге.
5. Нанесение шаблона тампоном. Ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.
6. Рисование методом тычка. Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка.
7. Рисование мятой бумагой. Технология рисования : Разведите акварельную краску в блюдце. Разрежьте бумажный или полиэтиленовый пакет, окуните его в краску и сделайте оттиск на бумаге. Затем с помощью кисти мы дорисуем детали рисунка. Материал: Мятая бумага, акварель, кисть, блюдце, салфетки, лист бумаги.
Такие занятия сохраняют душевное равновесие, позволяют безопасно давать выход эмоциям, при этом у ребенка есть возможность реализовать свой творческий потенциал, создавать именно то, что он хочет, быть свободным от любого давления, от навязывания чужого мнения. Также укрепляется вера ребенка в собственные силы, развиваются индивидуальность, автономия.
Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные неповторяющиеся задания для детей, возможность выбора и многие другие факторы - это позволяет избежать монотонности и скуки в детской рисовальной деятельности, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы каждый раз воспитатель создавал новую ситуацию, чтобы дети, с одной стороны, могли применять ранее приобретенные знания, навыки и умения, с другой стороны, искать новые решения, творческие подходы. Это то, что вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание творчески работать.
Консультация для родителей на тему :
Зачем ребенку рисовать?
Значение изобразительной деятельности для развития ребёнка раннего возраста. Дети рисуют всегда. Карандашами и акварелью на бумаге, мелками на асфальте и маминой косметикой на стенах. Что такое детская изобразительная деятельность? Как, почему она возникает и как развивается? В чём смысл? Зачем крохе рисовать? Чем может быть полезна изобразительная деятельность для развития ребёнка?
Уважаемые родители! В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие. У ребёнка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличное, быть внимательным. Идёт первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом. Эти действия имеют ярко выраженную сенсорную основу: темп, размах, ритм, направление движений, ощущение характера изобразительного материала – всё это требует ещё и координации в работе зрительных и двигательных анализаторов. Изображая простые предметы и явления, ребёнок познаёт их, у него формируются первые представления. В изобразительной деятельности у самых маленьких детей формируются качества личности : компетентность, любознательность. Способность замечать своеобразие мира – это начало творчества, которое проявляется при создании образа. Если мы посмотрим на изобразительную деятельность малыша, то можем увидеть, что у него также возникает желание поделиться узнанным с близкими людьми в рисунке. Этим ребёнок приобщает близкого человека к сопереживанию. А если ребёнок умеет рассказать об увиденном в своём рисунке языком красок, линий и чувствует ответную эмоциональную реакцию близких людей, его зрителей, - он счастлив. Дети рисуют не потому, что хотят провести какую-то идею в своих изображениях, а потому, что сам процесс рисования доставляет им большую радость. Они умеют жить в своих рисунках, как в настоящей жизни. Ощущение того, что тебя понимают и принимают, сопереживают твоему чувству, поддерживает у ребёнка стремление больше видеть. Узнавать, искать, ещё более понятный и выразительный язык линий, красок. Занимаясь художественным творчеством у ребёнка развиваются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, а также способность подчинить своё поведение элементарным правилам. В изобразительной деятельности закладываются большие возможности для развития позитивного образа «Я». Изобразительная деятельность крайне важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для общего психического и личностного развития. В процессе детской изобразительной деятельности идёт развитие ребёнка по всем направлениям. Не упустите ранний, а затем дошкольный возраст, наиболее благоприятный для развития. Изобразительная деятельность появляется не сразу. Но её истоки – в раннем детстве.