Величко Елена
Консультация педагогам о формировании музыкальных понятий посредством музыкальных занятий
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для музыкальных руководителей ДОУ
«ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКИ»
Выполнила: муз. руководитель Величко Е. А.
Представить математику и музыку, стоящими рядом с первого взгляда трудно. Слушая музыку, мы попадаем в мир звуков и открываем в ней совершенство, красоту, гармонию. Решая математические задачи, мы погружаемся в строгое пространство чисел.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» март 2022
На первый взгляд кажется, что математика и музыка находятся на разных полюсах человеческой культуры, но в истории развития человеческой мысли математика, и музыка предстают как взаимосвязанные.
В начале XX века наш знаменитый соотечественник, философ А. Ф. Лосев: " Математика логически говорит о числе, музыка говорит о нем выразительно
Элементарные математические представления складываются у детей очень рано. Давайте посмотрим, как мы с вами развиваем математические способности на занятиях музыки в ее разных видах деятельности.
Еще с младшей группы детского сада дети знакомятся со звуками и узнают, что он бывает длинным, коротким, высоким, низким, а это понятие "расстояние". Музыкальный звук имеет определенную продолжительность, то есть длинну своего звучания.
Поэтому музыкальные длительности звучат конкретное количество раз.
ЦЕЛАЯ -1и 2и 3и 4и
ПОЛОВИННАЯ -1и 2и
ЧЕТВЕРТНАЯ – 1и
ВОСЬМАЯ -1
Музыкальное произведение, пьеса – это не беспорядочное звучание звуков, а определенная музыкальная форма. При слушании музыки мы обращаем внимание и на это.
1, 2 или 3х частная (Чайковский «Баба-яга)
Графически трех частная форма выражается геометрическими фигурами
- два квадрата, что означает, что 1 и 3 одинаковы по звучанию, а средняя часть отличается и это уже другая геом. фигура, например круг.
Рондо –в переводе круг (цикличная форма музыки, например «Рондо» Моцарта.
Слушая музыкальные произведения, разные по характеру дети сталкиваются с математической операцией "сравнения".
Знакомя детей с музыкальными терминами " форте " или " пиано" замечаем, что эти знаки схожи с математическими " больше" или " меньше".
В музыкальных играх дошкольники также получают математические знания. Так в играх: " Найди свой листик", " Чей кружок соберется быстрее "закрепляется знания цвета и формы.
в такие игры как "Весёлый круг "или "Мы вместе", а игра " Весёлый счет" используется на закрепление порядкового счета и количества.
Игра: «Неделька»
- Закрепление у детей понятий о рабочих и выходных днях.
Дети танцуют под музыку в рабочие дни недели, в выходные замирают.
Команды: Вторник, Суббота и т. д.
Игра «Назови соседей»
Закрепление счёта в пределах 10, уметь выделять предыдущие и последующие числа
Под музыку передаем шарик. Музыка заканчивается ребёнок называет своих соседей.
Игра: «Весёлые горошки»
-Упражнять в счёте
Под музыку дети бегают вокруг стручков с горошком. С окончанием музыки необходимо взять стручок, посчитать количество горошка и встать рядом с цифрой по количеству горошка в стручке.
Кто первый с заданием справился тот и выиграл.
«Игра с хлопками»
-Упражнять в счёте
-Развивать внимание, чувство ритма
Детей разделить на 2 команды. Выиграют самые внимательные.
Под музыку разного характера дети отхлопывают ритм столько раз, сколько показывает педагог на пальцах.
Игра «Варежки»
- Закрепление понятий о геометрических фигурах.
Детям выдаются варежки по 1 шт. ( На варежках пришиты разного цвета геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.) Необходимо найти пару и сформировать команду под названием «Круг», «Квадрат» и т. д.
Команды образуют фигуры. В центре круга стоит ребёнок – водящий и держит схему построения.
На 1 часть музыки дети просто ходят по кругу, квадрату, прямоугольнику, треугольнику.
На 2 часть музыки дети бегают. Ведущие меняют место положения.
В 3 части музыки дети бегут к своему водящему. Выиграет тот, кто сделал свою фигуру первый.
Задание можно усложнить и у ведущих поменять фигуры на другие.
Музыкальная игра-танец "НАПРАВЛЕНИЕ"
ЦЕЛЬ: формировать у детей представления о векторных понятиях : "направление движения"
Дети свободно располагаются в зале и двигаются в соответствии с проговариваемым текстом:
Мы пойдем сначала вправо - раз, два, три.
А потом пойдем налево - раз, два, три,
А потом пойдем назад - раз, два, три.
А потом пойдем вперед - раз, два, три.
А сейчас пойдем по кругу - раз, два, три.
Мы шагаем друг за другом - раз, два, три.
Повернемся мы друг к другу - раз, два, три.
Зашагаем к центру круга - раз, два, три.
А теперь мы все обратно потихонечку пойдем.
Мы движению любое направление найдем.
Музыкальная игра-танец «Вперёд 4 шага
Вперёд 4 шага, назад 4 шага
Крутится, вертится шар голубой.
Ручками похлопали, ножками потопали,
Плечиком подрыгали, а потом попрыгали.
А чтобы выбрать ведущего в игре нужна считалочка. Все считалки – это поэтические произведения, вследствие чего в каждой из них заложена собственная ритмическая структура, которая способствует запоминанию числительных и их последовательности.
Раннее усвоение детьми считалок указывает на возникновение у ребенка потребности в формировании элементарных математических представлений как вида интеллектуальных впечатлений, не просто доступных ребенку, но уже необходимых ему.
Если считалки положены на музыку, они превращаются в песенки. Тем самым усвоение последовательности натурального ряда становится не только легче, но еще и интереснее для ребенка.
"Вышел месяц"
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10
Выплывает белый месяц
Кто до месяца дойдет,
Тот водить пойдет.
Попевки
«Белочка»
Тренирует детей в счёте в пределах 7 в прямом и обратном порядке.
Есть занимательные математические песни, которые формируют интерес к занятиям.
Закладка Гном ПОНЕДЕЛЬНИК, просто бездельник,
Жил беззаботно- пел да играл.
Он иногда уходил в старый ельник
И бестолковых ворон разгонял.
ПРИПЕВ: Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь
Семь, шесть, пять, четыре, три, два, один.
Брат его Вторник, маленький дворник
Листья в лесу метлой подметал.
Но ветер поднялся и гном испугался,
Бросил метёлку и в дом убежал.
Музыкальная разминка «Счет» Музыка Л. Палий
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – В ладоши три хлопка,
Головою три кивка
На четыре - руки шире
Пять – руками помахать,
Ну и дальше продолжать!
Шесть – пониже нам присесть,
Семь – плечами потрясти,
Ну а 8 потянись,
Скажем 9 - покружись.
Скажем 9 - покружись,
Ну а 10 поклонись!
Разминка «Мы ногами топ –топ- топ» и др.
Таким образом, навык счета, являющийся не только одним из основных умений, обучение которым предусмотрено математической подготовкой дошкольников, но и одним из показателей наличия логики в сознании человека как одного из стержневых элементов умственного развития, усваивается и закрепляется посредством музыкального материала. Старшие дошкольников знакомятся с ориентировкой в пространстве, играя.
Использование на музыкальных занятиях музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма способствует развитию и закреплению некоторых математических определений. Так "Лесенка" знакомит с пространственными величинами «верх», «вниз»,
"Ритмические полоски" с величиной и цветом.
"Сложи песенку" с цветом и геометрическими фигурами.
Перед разучиванием песен, используются распевки на развитие голоса такие как "Это мяч, круглый мяч" понятие формы и цвета, "Три синички" понятие количественного счета.
Многие песни тоже помогают осваивать математику.
"Три таксиста", "Тридцать три коровы", "Дважды два четыре", в которой можно запомнить часть таблицы умножения.
Часто, знакомясь с песней, мы с детьми подсчитываем количество в ней куплетов и припевов.
Таким образом, навык счета, обучение которому предусматривается математической подготовкой дошкольников, является одним из стержневых элементов умственного развития и показателем наличия логики в сознании развивающегося человека.
Пальчиковая гимнастика также закладывает у дошкольников математические знания.
«Бьют часы» «Топ, топ, топ» Е. Поддубной.
Логоритмические упражнения - направлены на совершенствование речи ребенка, активизацию его двигательных навыков, умение ориентироваться в пространстве, понимание смысла предлагаемых заданий (дыхательно – голосовая зарядка с движением (Стрельникова, упражнения на расслабление, пропевание гласных звуков с движением) – все это приучает детей к оздоровительному режиму.
Например: Научились мы считать и теперь нас не унять,
Мы считаем все подряд, три стола и восемь парт. И др.
Музыкально –ритмические движения и разучивание танцев идет под счет, дети учатся ориентироваться в пространстве: вперед, назад, влево, вправо; по диагонали; врассыпную; в круг, парами, тройками и т. д.
Например: «Летка –Енька»
На раз- два – прыжки вперед
На раз- два три – прыжки на месте
Для развития математических способностей предлагается использовать с дошкольниками малые формы фольклора.
Устное народное творчество, способствует не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах и телах и т. д., но и развитию мышления, речи, стимулированию познавательной активности детей, тренировке внимания и памяти.
Удачным является сочетание фольклорных форм с использованием народных игрушек на занятии. Это не только придаст национальный колорит занятию, но и сами игрушки несут в себе развивающий компонент. Их можно использовать для закрепления умения сравнивать предметы по величине и форме, формировать умение отсчитывать предметы по образцу.
Например:
Игра с матрешками.
- Посмотрите, кто пришел к нам в гости? (Кукла Матрешка)
- Сколько всего матрешек? (4) Развивать навыки счета предметов от 1 до 5.
- Все матрешки одинаковые? Навык определения размера (больше, меньше)
- Матрешки решили танцевать.
Большая матрешка приглашает детей потанцевать и раздает платочки разного цвета. После танца дети должны собраться в кружок по цвету платочка. – Определение цвета.
Игра на музыкальных инструментах
С помощью шумовых тренируем счет, а использование звуковысотных позволяет развивать мелкую моторику, а это в свою очередь развивает логическое и математическое мышление.
Визуальное запоминание музыкальных инструментов происходит через запоминание его геометрической формы :
Балалайка- треугольник
Мандолина –овал
Бубен, ложки –круг и т. д.
ВЫВОД:
Музыкальные и математические операции родственны содержательно и психологически. Занимаясь с музыкой человек развивает и тренирует свои математические способности.
Занятия музыкой помогают детям развить воображение и с помощью музыки выражать свои мысли и чувства. Они также развивают память ребенка, так как, повторяя одну и ту же мелодию, ребенок автоматически тренирует память, так необходимую и при изучении в дальнейшем математики.
Изучение музыки может помочь детям изучать математику, а познавание математики может облегчить ребенку изучение музыкальных законов.
Великий математик Лейбниц говорил: «Музыка есть таинственная арифметика души; она вычисляет, сама того не сознавая».