МААМ-картинки

Консультация педагогам о формировании музыкальных понятий посредством музыкальных занятий

Величко Елена
Консультация педагогам о формировании музыкальных понятий посредством музыкальных занятий
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для музыкальных руководителей ДОУ

«ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКИ»

Выполнила: муз. руководитель Величко Е. А.

Представить математику и музыку, стоящими рядом с первого взгляда трудно. Слушая музыку, мы попадаем в мир звуков и открываем в ней совершенство, красоту, гармонию. Решая математические задачи, мы погружаемся в строгое пространство чисел.

Публикация «Консультация педагогам о формировании музыкальных понятий посредством музыкальных занятий» размещена в разделах

На первый взгляд кажется, что математика и музыка находятся на разных полюсах человеческой культуры, но в истории развития человеческой мысли математика, и музыка предстают как взаимосвязанные.

В начале XX века наш знаменитый соотечественник, философ А. Ф. Лосев: " Математика логически говорит о числе, музыка говорит о нем выразительно

Элементарные математические представления складываются у детей очень рано. Давайте посмотрим, как мы с вами развиваем математические способности на занятиях музыки в ее разных видах деятельности.

Еще с младшей группы детского сада дети знакомятся со звуками и узнают, что он бывает длинным, коротким, высоким, низким, а это понятие "расстояние". Музыкальный звук имеет определенную продолжительность, то есть длинну своего звучания.

Поэтому музыкальные длительности звучат конкретное количество раз.

ЦЕЛАЯ -1и 2и 3и 4и

ПОЛОВИННАЯ -1и 2и

ЧЕТВЕРТНАЯ – 1и

ВОСЬМАЯ -1

Музыкальное произведение, пьеса – это не беспорядочное звучание звуков, а определенная музыкальная форма. При слушании музыки мы обращаем внимание и на это.

1, 2 или 3х частная (Чайковский «Баба-яга)

Графически трех частная форма выражается геометрическими фигурами

- два квадрата, что означает, что 1 и 3 одинаковы по звучанию, а средняя часть отличается и это уже другая геом. фигура, например круг.

Рондо –в переводе круг (цикличная форма музыки, например «Рондо» Моцарта.

Слушая музыкальные произведения, разные по характеру дети сталкиваются с математической операцией "сравнения".

Знакомя детей с музыкальными терминами " форте " или " пиано" замечаем, что эти знаки схожи с математическими " больше" или " меньше".

В музыкальных играх дошкольники также получают математические знания. Так в играх: " Найди свой листик", " Чей кружок соберется быстрее "закрепляется знания цвета и формы.

в такие игры как "Весёлый круг "или "Мы вместе", а игра " Весёлый счет" используется на закрепление порядкового счета и количества.

Игра: «Неделька»

- Закрепление у детей понятий о рабочих и выходных днях.

Дети танцуют под музыку в рабочие дни недели, в выходные замирают.

Команды: Вторник, Суббота и т. д.

Игра «Назови соседей»

Закрепление счёта в пределах 10, уметь выделять предыдущие и последующие числа

Под музыку передаем шарик. Музыка заканчивается ребёнок называет своих соседей.

Игра: «Весёлые горошки»

-Упражнять в счёте

Под музыку дети бегают вокруг стручков с горошком. С окончанием музыки необходимо взять стручок, посчитать количество горошка и встать рядом с цифрой по количеству горошка в стручке.

Кто первый с заданием справился тот и выиграл.

«Игра с хлопками»

-Упражнять в счёте

-Развивать внимание, чувство ритма

Детей разделить на 2 команды. Выиграют самые внимательные.

Под музыку разного характера дети отхлопывают ритм столько раз, сколько показывает педагог на пальцах.

Игра «Варежки»

- Закрепление понятий о геометрических фигурах.

Детям выдаются варежки по 1 шт. ( На варежках пришиты разного цвета геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.) Необходимо найти пару и сформировать команду под названием «Круг», «Квадрат» и т. д.

Команды образуют фигуры. В центре круга стоит ребёнок – водящий и держит схему построения.

На 1 часть музыки дети просто ходят по кругу, квадрату, прямоугольнику, треугольнику.

На 2 часть музыки дети бегают. Ведущие меняют место положения.

В 3 части музыки дети бегут к своему водящему. Выиграет тот, кто сделал свою фигуру первый.

Задание можно усложнить и у ведущих поменять фигуры на другие.

Музыкальная игра-танец "НАПРАВЛЕНИЕ"

ЦЕЛЬ: формировать у детей представления о векторных понятиях : "направление движения"

Дети свободно располагаются в зале и двигаются в соответствии с проговариваемым текстом:

Мы пойдем сначала вправо - раз, два, три.

А потом пойдем налево - раз, два, три,

А потом пойдем назад - раз, два, три.

А потом пойдем вперед - раз, два, три.

А сейчас пойдем по кругу - раз, два, три.

Мы шагаем друг за другом - раз, два, три.

Повернемся мы друг к другу - раз, два, три.

Зашагаем к центру круга - раз, два, три.

А теперь мы все обратно потихонечку пойдем.

Мы движению любое направление найдем.

Музыкальная игра-танец «Вперёд 4 шага

Вперёд 4 шага, назад 4 шага

Крутится, вертится шар голубой.

Ручками похлопали, ножками потопали,

Плечиком подрыгали, а потом попрыгали.

А чтобы выбрать ведущего в игре нужна считалочка. Все считалки – это поэтические произведения, вследствие чего в каждой из них заложена собственная ритмическая структура, которая способствует запоминанию числительных и их последовательности.

Раннее усвоение детьми считалок указывает на возникновение у ребенка потребности в формировании элементарных математических представлений как вида интеллектуальных впечатлений, не просто доступных ребенку, но уже необходимых ему.

Если считалки положены на музыку, они превращаются в песенки. Тем самым усвоение последовательности натурального ряда становится не только легче, но еще и интереснее для ребенка.

"Вышел месяц"

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10

Выплывает белый месяц

Кто до месяца дойдет,

Тот водить пойдет.

Попевки

«Белочка»

Тренирует детей в счёте в пределах 7 в прямом и обратном порядке.

Есть занимательные математические песни, которые формируют интерес к занятиям.

Закладка Гном ПОНЕДЕЛЬНИК, просто бездельник,

Жил беззаботно- пел да играл.

Он иногда уходил в старый ельник

И бестолковых ворон разгонял.

ПРИПЕВ: Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь

Семь, шесть, пять, четыре, три, два, один.

Брат его Вторник, маленький дворник

Листья в лесу метлой подметал.

Но ветер поднялся и гном испугался,

Бросил метёлку и в дом убежал.

Музыкальная разминка «Счет» Музыка Л. Палий

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – В ладоши три хлопка,

Головою три кивка

На четыре - руки шире

Пять – руками помахать,

Ну и дальше продолжать!

Шесть – пониже нам присесть,

Семь – плечами потрясти,

Ну а 8 потянись,

Скажем 9 - покружись.

Скажем 9 - покружись,

Ну а 10 поклонись!

Разминка «Мы ногами топ –топ- топ» и др.

Таким образом, навык счета, являющийся не только одним из основных умений, обучение которым предусмотрено математической подготовкой дошкольников, но и одним из показателей наличия логики в сознании человека как одного из стержневых элементов умственного развития, усваивается и закрепляется посредством музыкального материала. Старшие дошкольников знакомятся с ориентировкой в пространстве, играя.

Использование на музыкальных занятиях музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма способствует развитию и закреплению некоторых математических определений. Так "Лесенка" знакомит с пространственными величинами «верх», «вниз»,

"Ритмические полоски" с величиной и цветом.

"Сложи песенку" с цветом и геометрическими фигурами.

Перед разучиванием песен, используются распевки на развитие голоса такие как "Это мяч, круглый мяч" понятие формы и цвета, "Три синички" понятие количественного счета.

Многие песни тоже помогают осваивать математику.

"Три таксиста", "Тридцать три коровы", "Дважды два четыре", в которой можно запомнить часть таблицы умножения.

Часто, знакомясь с песней, мы с детьми подсчитываем количество в ней куплетов и припевов.

Таким образом, навык счета, обучение которому предусматривается математической подготовкой дошкольников, является одним из стержневых элементов умственного развития и показателем наличия логики в сознании развивающегося человека.

Пальчиковая гимнастика также закладывает у дошкольников математические знания.

«Бьют часы» «Топ, топ, топ» Е. Поддубной.

Логоритмические упражнения - направлены на совершенствование речи ребенка, активизацию его двигательных навыков, умение ориентироваться в пространстве, понимание смысла предлагаемых заданий (дыхательно – голосовая зарядка с движением (Стрельникова, упражнения на расслабление, пропевание гласных звуков с движением) – все это приучает детей к оздоровительному режиму.

Например: Научились мы считать и теперь нас не унять,

Мы считаем все подряд, три стола и восемь парт. И др.

Музыкально –ритмические движения и разучивание танцев идет под счет, дети учатся ориентироваться в пространстве: вперед, назад, влево, вправо; по диагонали; врассыпную; в круг, парами, тройками и т. д.

Например: «Летка –Енька»

На раз- два – прыжки вперед

На раз- два три – прыжки на месте

Для развития математических способностей предлагается использовать с дошкольниками малые формы фольклора.

Устное народное творчество, способствует не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах и телах и т. д., но и развитию мышления, речи, стимулированию познавательной активности детей, тренировке внимания и памяти.

Удачным является сочетание фольклорных форм с использованием народных игрушек на занятии. Это не только придаст национальный колорит занятию, но и сами игрушки несут в себе развивающий компонент. Их можно использовать для закрепления умения сравнивать предметы по величине и форме, формировать умение отсчитывать предметы по образцу.

Например:

Игра с матрешками.

- Посмотрите, кто пришел к нам в гости? (Кукла Матрешка)

- Сколько всего матрешек? (4) Развивать навыки счета предметов от 1 до 5.

- Все матрешки одинаковые? Навык определения размера (больше, меньше)

- Матрешки решили танцевать.

Большая матрешка приглашает детей потанцевать и раздает платочки разного цвета. После танца дети должны собраться в кружок по цвету платочка. – Определение цвета.

Игра на музыкальных инструментах

С помощью шумовых тренируем счет, а использование звуковысотных позволяет развивать мелкую моторику, а это в свою очередь развивает логическое и математическое мышление.

Визуальное запоминание музыкальных инструментов происходит через запоминание его геометрической формы :

Балалайка- треугольник

Мандолина –овал

Бубен, ложки –круг и т. д.

ВЫВОД:

Музыкальные и математические операции родственны содержательно и психологически. Занимаясь с музыкой человек развивает и тренирует свои математические способности.

Занятия музыкой помогают детям развить воображение и с помощью музыки выражать свои мысли и чувства. Они также развивают память ребенка, так как, повторяя одну и ту же мелодию, ребенок автоматически тренирует память, так необходимую и при изучении в дальнейшем математики.

Изучение музыки может помочь детям изучать математику, а познавание математики может облегчить ребенку изучение музыкальных законов.

Великий математик Лейбниц говорил: «Музыка есть таинственная арифметика души; она вычисляет, сама того не сознавая».

Публикации по теме:

Социальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение посредством музыкальных игр и игр с водойСоциальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение посредством музыкальных игр и игр с водой Хочу продолжить разговор о «Социальной адаптации детей к условиям детского сада через эмоциональное общение». Создавать условия для бодрого,.

Цикл музыкальных занятий для детей 4–5 лет «Музыка лета» Хотя сейчас не пахнет в воздухе даже весной, а я предлагаю окунуться в летнюю радость! Ведь лето - это напоенный ароматами трав воздух,волнующее.

Фотоотчет о «Дне музыкальных игр и музыкальных игрушек» в ДОУФотоотчет о «Дне музыкальных игр и музыкальных игрушек» в ДОУ *** 18 ноября 2020 г. в нашем детском саду прошли музыкальные досуги, посвященные "Дню музыкальных игрушек и музыкальных игр’’. К малышам.

Консультация для педагогов и родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации детей младшего дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своим опытом работы с детьми младшего дошкольного возраста в период адаптации. Все.

Консультация для родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации ребенка в детском саду» Всем знакома утренняя сцена, расставания малыша с мамой или папой. Большая часть детей очень тяжело адаптируется в новых условиях. Ребенок.

Кукла-ёлочка — помощница в организации и проведении музыкальных занятий. Мастер-класс. ВидеоКукла-ёлочка — помощница в организации и проведении музыкальных занятий. Мастер-класс. Видео Кукла - ёлочка, помощница в организации и проведении музыкальных занятий. Мастеркласс. К новогоднему утреннику подготовка долгая. Порой.

Планирование музыкальных занятий в первой младшей группе на июнь, 1–2 неделя Планирование музыкальных занятий в первой младшей группе на июнь, 1-2 неделяИюнь, 1-я неделя Тема: Неделя России Цель: Знакомство с русской.

Планирование музыкальных занятий в первой младшей группе на июнь 3–4 неделя .

Планы музыкальных занятий во второй младшей группе на июньПланы музыкальных занятий во второй младшей группе на июнь Планы музыкальных занятий во второй младшей группе на июнь 2-я младшая группа Июнь 1-я неделя Тема: Край, в котором ты живёшь Цель: Воспитание.

Стихи о музыкальных инструментах ко Дню музыкальных импровизаций на МAAMСтихи о музыкальных инструментах ко Дню музыкальных импровизаций на МAAM Здравствуйте, уважаемые коллеги. На музыкальных занятиях я знакомлю детей с музыкальными инструментами. Для этого я сочинила небольшие стихи,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация педагогам о формировании музыкальных понятий посредством музыкальных занятий
Опубликовано: 10 марта 2022 в 07:49
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация педагогам о формировании музыкальных понятий посредством музыкальных занятий» (включая файлы) размещена пользователем Величко Елена (УИ 2455599) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД