Получи документы

Консультация «Особенности проведения наблюдений в детском саду»

Светлана Басиева
Консультация «Особенности проведения наблюдений в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация «Особенности проведения наблюдений в детском са

ду»[/b]

Наблюдение – это целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира. Оно связано с показом изменяющихся явлений. Его цель – не только познакомить детей с предметами или явлениями, но и научить замечать изменения в окружающей обстановке. Дети наблюдают за поведением и повадками животных, изменениями в жизни растений, в неживой природе.

Публикация «Консультация „Особенности проведения наблюдений в детском саду“» размещена в разделах

По определению А. А. Смирнова наблюдение – целенаправленное, планомерное более или менее длительное восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира.

Б. М. Теплов считает, что наблюдение – это думающее восприятие.

Более полное определение наблюдению дает психолог Б. Г. Ананьев, он считает, что наблюдение – это сложная психологическая деятельность, где

задействовано восприятие, мышление, речь, которые соединяются в целостный акт умственной работы.

Деятельность наблюдения сложна по своей структуре и развивается длительно.

А. И. Иванова предложила следующую классификацию наблюдений:

1. По характеру наблюдаемых объектов: наблюдения за растениями, наблюдения за животными, наблюдения за объектами неживой природы, наблюдения, объектом которых является человек.

2. По месту проведения: в естественных условиях, в специально организованных условиях.

3. По количеству детей: индивидуальные (1-4 ребенка, групповые (5- 10 детей, коллективные (вся группа).

4. По длительности: кратковременные, длительные.

5. По характеру возникновения: случайные, запланированные и в ответ на вопрос ребенка.

6. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные (циклические).

7. По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые.

8. По характеру мыслительных операций: констатирующие, сравнительные и обобщающие.

Виды наблюдения:

1. Распознающее наблюдение (этот вид наблюдения имеет в двух случаях:

– когда ребенок обращается к предмету в связи с предстоящей продуктивной деятельностью);

– при ознакомлении с новыми для себя предметами и явлениями.

2. Наблюдение за изменениями и развитием предмета или явления. Строится данный вид наблюдения на основе использования различных способов обследования и разных видов восприятия, которые формируются в

распознающем наблюдении. Основное внимание в данном виде наблюдения уделяется сравнению настоящего состояния объекта или явления с ранее существовавшим.

3. Воссоздающее наблюдение. По степени качества выносится суждение о состоянии объекта или восстанавливается картина целого. Решение данной задачи требует очень тонкого сенсорного анализа и умения соотнести часть к целому, опираясь на имеющиеся представления.

4. Демонстрационные наблюдения – это наблюдения, при которых имеется только один объект и этот объект находится в руках педагога. Педагог демонстрирует объект, а дети следят за ходом и результатами.

5. Фронтальные наблюдения – это наблюдения, при которых имеется много объектов и он находятся в руках у детей.

6. Циклические наблюдения – ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом природы, каждое из которых имеет свою цель и определенное содержание.

Преимущества циклических наблюдений

– в цикле осуществляется распределение всего объема знаний на

«порции», что обеспечивает постепенное, а значит, более надежное их усвоение;

– каждое новое наблюдение позволяет демонстрировать новые стороны и особенности уже знакомого объекта, расширять и уточнять имеющиеся представления;

– многоразовое обращение к одному и тому же объекту формирует у детей устойчивый интерес к нему, в результате чего возникает потребность в новых и самостоятельных наблюдениях.

Требования к проведению цикла наблюдений:

– компактное проведение цикла;

– преобладание визуального источника знаний над словесным;

– охват наблюдениями всех детей;

– в каждом конкретном случае могут одновременно участвовать

столько детей, сколько спокойно расположатся вокруг объекта, чтобы беспрепятственно рассмотреть его;

– необходима опора на биологические особенности, видовую специфику животных и растений

– использование двигательной активности дошкольников.

Дидактические требования к проведению различных видов наблюдений:

– доступность предмета или явления;

– точность, ясность поставленной цели наблюдения;

– плановость, систематичность;

– отбор небольшого программного материала и его повторность;

– активность процесса восприятия детьми при организации любого вида наблюдения (это дает возможность ставить перед детьми познавательные задачи, ответы на которые они находят в окружающей их природе);

– вызвать интерес к природе, желание как можно больше узнать;

знания должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться (через беседы, рассказ воспитателя, чтение книг о природе, ведение календарей природы, через лепку и рисование)

Публикации по теме:

Фотоотчет проведения профилактического мероприятия по соблюдению ПДД Акции «Мой безопасный двор» в детском садуФотоотчет проведения профилактического мероприятия по соблюдению ПДД Акции «Мой безопасный двор» в детском саду В нашем детском саду ежемесячно проводится образовательная деятельность по профилактике детского дорожного травматизма. Одной из форм работы.

Фотоотчет проведения развлечения «Крещение Господне» в детском саду фольклорным ансамблемФотоотчет проведения развлечения «Крещение Господне» в детском саду фольклорным ансамблем Фотоотчет проведения развлечения «Крещение Господне» в детском саду фольклорным ансамблем «Зень» Цель: - приобщение детей дошкольного возраста.

Игры, конкурсы для проведения зимних досугов и развлечений в детском садуИгры, конкурсы для проведения зимних досугов и развлечений в детском саду Материал будет полезен воспитателям, музыкальным руководителям, инструкторам по физической культуре с целью организации зимних досугов,.

Консультация для педагогов «Организация и методика проведения прогулки в детском саду» Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития.

Методика проведения прогулки в детском саду «Наблюдение за ёжиком» в младшей группеМетодика проведения прогулки в детском саду «Наблюдение за ёжиком» в младшей группе Цель: расширить представление детей о диких животных. Задачи: формировать знания детей о том где обитают ежи, чем питаются, воспитывать.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Особенности проведения наблюдений в детском саду»
Опубликовано: 15 сентября 2024 в 17:26
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Особенности проведения наблюдений в детском саду»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Басиева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД