Светлана Басиева
Консультация «Особенности проведения наблюдений в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация «Особенности проведения наблюдений в детском са
ду»[/b]
Наблюдение – это целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира. Оно связано с показом изменяющихся явлений. Его цель – не только познакомить детей с предметами или явлениями, но и научить замечать изменения в окружающей обстановке. Дети наблюдают за поведением и повадками животных, изменениями в жизни растений, в неживой природе.
Публикация «Консультация „Особенности проведения наблюдений в детском саду“» размещена в разделах
По определению А. А. Смирнова наблюдение – целенаправленное, планомерное более или менее длительное восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира.
Б. М. Теплов считает, что наблюдение – это думающее восприятие.
Более полное определение наблюдению дает психолог Б. Г. Ананьев, он считает, что наблюдение – это сложная психологическая деятельность, где
задействовано восприятие, мышление, речь, которые соединяются в целостный акт умственной работы.
Деятельность наблюдения сложна по своей структуре и развивается длительно.
А. И. Иванова предложила следующую классификацию наблюдений:
1. По характеру наблюдаемых объектов: наблюдения за растениями, наблюдения за животными, наблюдения за объектами неживой природы, наблюдения, объектом которых является человек.
2. По месту проведения: в естественных условиях, в специально организованных условиях.
3. По количеству детей: индивидуальные (1-4 ребенка, групповые (5- 10 детей, коллективные (вся группа).
4. По длительности: кратковременные, длительные.
5. По характеру возникновения: случайные, запланированные и в ответ на вопрос ребенка.
6. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные (циклические).
7. По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые.
8. По характеру мыслительных операций: констатирующие, сравнительные и обобщающие.
Виды наблюдения:
1. Распознающее наблюдение (этот вид наблюдения имеет в двух случаях:
– когда ребенок обращается к предмету в связи с предстоящей продуктивной деятельностью);
– при ознакомлении с новыми для себя предметами и явлениями.
2. Наблюдение за изменениями и развитием предмета или явления. Строится данный вид наблюдения на основе использования различных способов обследования и разных видов восприятия, которые формируются в
распознающем наблюдении. Основное внимание в данном виде наблюдения уделяется сравнению настоящего состояния объекта или явления с ранее существовавшим.
3. Воссоздающее наблюдение. По степени качества выносится суждение о состоянии объекта или восстанавливается картина целого. Решение данной задачи требует очень тонкого сенсорного анализа и умения соотнести часть к целому, опираясь на имеющиеся представления.
4. Демонстрационные наблюдения – это наблюдения, при которых имеется только один объект и этот объект находится в руках педагога. Педагог демонстрирует объект, а дети следят за ходом и результатами.
5. Фронтальные наблюдения – это наблюдения, при которых имеется много объектов и он находятся в руках у детей.
6. Циклические наблюдения – ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом природы, каждое из которых имеет свою цель и определенное содержание.
Преимущества циклических наблюдений
– в цикле осуществляется распределение всего объема знаний на
«порции», что обеспечивает постепенное, а значит, более надежное их усвоение;
– каждое новое наблюдение позволяет демонстрировать новые стороны и особенности уже знакомого объекта, расширять и уточнять имеющиеся представления;
– многоразовое обращение к одному и тому же объекту формирует у детей устойчивый интерес к нему, в результате чего возникает потребность в новых и самостоятельных наблюдениях.
Требования к проведению цикла наблюдений:
– компактное проведение цикла;
– преобладание визуального источника знаний над словесным;
– охват наблюдениями всех детей;
– в каждом конкретном случае могут одновременно участвовать
столько детей, сколько спокойно расположатся вокруг объекта, чтобы беспрепятственно рассмотреть его;
– необходима опора на биологические особенности, видовую специфику животных и растений
– использование двигательной активности дошкольников.
Дидактические требования к проведению различных видов наблюдений:
– доступность предмета или явления;
– точность, ясность поставленной цели наблюдения;
– плановость, систематичность;
– отбор небольшого программного материала и его повторность;
– активность процесса восприятия детьми при организации любого вида наблюдения (это дает возможность ставить перед детьми познавательные задачи, ответы на которые они находят в окружающей их природе);
– вызвать интерес к природе, желание как можно больше узнать;
знания должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться (через беседы, рассказ воспитателя, чтение книг о природе, ведение календарей природы, через лепку и рисование)