Папки-передвижки

Консультация «Организация работы по обучению и воспитанию детей с ОНР»

Малясова Елена Александровна
Консультация «Организация работы по обучению и воспитанию детей с ОНР»

Общее недоразвитие речи - это недостаточная сформированность всех языковых структур. У детей с ОНР в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования, словарный запас отстает от нормы как по количественным, так и по качественным показателям, страдает связная речь.

Эффективность коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется четкой организацией и преемственностью в работе логопеда и воспитателя.

Публикация «Консультация „Организация работы по обучению и воспитанию детей с ОНР“» размещена в разделах

Срок обучения в логопедической группе два года, в течении, которых идет длительная работа по устранению и коррекции всех недостатков речи.

На первом году обучения пятилетние дети с ОНР не могут полноценно овладевать учебным материалом на фронтальных занятиях со всей группой. Поэтому группа делится на две подгруппы с учетом уровня речевого развития.

Предусматриваются следующие виды занятий:

- занятия по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи;

- занятия по формированию звукопроизношения.

В течении первых двух недель сентября (примерно до 15 сентября) логопед обследует каждого ребенка индивидуально. В своем кабинете, используя дидактические игры и упражнения.

Логопедическое обследование позволяет:

- установить характер речевого и сопутствующих ему нарушений;

- определить степень выраженности всех нарушений;

- выбрать самые эффективные пути коррекции;

- предвидеть возможные интеллектуальные и психологические перегрузки.

Количество занятий меняется в зависимости от периода обучения.

В первом периоде обучения фронтальные занятия (с подгруппой) по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи проводится два раза в неделю. Работа по коррекции звукопроизношения проводится только индивидуально.

Во втором периоде обучения речевые возможности детей возрастают : фронтальные занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развития связной речи проводятся три раза в неделю, а занятия по формированию звукопроизношения - один раз.

В третьем периоде обучения фронтальные занятия проводятся пять раз в неделю: три раза занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи и два раза по формированию звукопроизношения.

Логопед проводит в течение недели фронтальные занятия (их количество зависит от периода обучения). Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения и предназначаются для развития всех компонентов речи и подготовки к школе.

Основными задачами этих занятий являются:

1. Развитие понимания речи; формирование практических навыков словообразования и словоизменения; умение употреблять простые распространенные предложения.

2. Формирование правильного произношения звуков, развитие фонематического слуха и восприятия; закрепление навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи; подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

3. Обучение детей самостоятельному высказыванию, умению в логической последовательности пересказать содержание сюжетных картин и их серий, составлять рассказы-описания.

Логопедические занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи строятся с учетом требований как общей, так и специальной педагогики.

Логопеду следует четко:

- определить тему и цель занятий;

- выделить предметный и глагольный словарь; словарь признаков;

- отобрать лексический и грамматический материал с учетом темы и цели, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей; обозначить основные этапы занятия, показав их взаимосвязь и сформировать цель каждого этапа; обеспечить постепенное усложнение речевых заданий; включить в занятие регулярное повторение усвоенного речевого материала.

Логопедические фронтальные занятия по формированию произношения строятся с учетом задач и содержания каждого периода обучения.

Специфика этого вида занятий обуславливает подбор лексического материала, насыщенного изучаемыми и правильно произносимыми звуками. В каждом занятии предусматриваются упражнения по развитию фонематического слуха, восприятия, овладению навыками анализа и синтеза.

Фронтальное занятие состоит из нескольких этапов, каждому из которых логопед дает четкую и краткую инструкцию. Предусматривается постепенное усложнение заданий для различения речевых звуков. Отличительной особенностью этих занятий является постепенная отработка имеющихся или пройденных ранее грамматических категорий.

Особое значение следует уделить организации самих занятий. С самого начала учебного года необходимо воспитывать у детей организационные навыки. Это, в свою очередь, поможет добиться большей продуктивности занятий.

Важно на протяжении всего занятия поддерживать стимуляцию общения. Этому способствуют четкая система подбора вопросов, умелый отбор тематики занятий, способной заинтересовать детей, красочные и разнообразные пособия, а также предварительная подборка материала для занятия с помощью родителей.

При определении структуры занятия необходимо распределение эмоциональных моментов таким образом, чтобы наиболее интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости.

В процессе работы у детей возникают трудности и ошибочные ответы. В таких случаях логопед не должен делать замечаний, способных вызвать у ребенка негативную реакцию. Возможны различные варианты исправления ошибок:

а) деликатно, по ходу занятия, исправить ответ ребенка;

б) привлечь внимание всех детей к данному ответу, определить правильность его или ошибочность;

в) предложить кому-то из детей исправить ошибку;

г) повторить ответ хором, а затем индивидуально с ребенком, допустившим ошибку.

Большое внимание при проведении занятий следует уделить поведению, тону самого логопеда. Строгий режим экономии рабочего времени, максимальная речевая активность детей, не заглушённая пространными объяснениями и примерами логопеда, являются необходимым условием эффективности каждого занятия.

Воспитатель во второй половине дня осуществляет индивидуальную работу с отдельными детьми по заданию логопеда. Сюда входят упражнения по закреплению и дифференциации поставленных звуков, по развитию внимания и памяти, фонематического слуха.

Для достижения максимального эффекта в обучении детей с ОНР необходимо придерживаться принципа комплексного подхода в обучении, то есть требуется совместная, слаженная работа логопеда и воспитателя группы.

Литература:

1. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада». Первый год обучения. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина Москва. Издательство «Альфа», 1993.

2. «Дети с общим недоразвитием речи». Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. Москва. «Гном-Пресс», 1999.

Публикации по теме:

Презентация на тему «Логопедическая работа по формированию словообразования у детей с ОНР» Многие исследователи, изучавшие детей с общим недоразвитием речи, отмечали недостатки овладения ими морфологической системой языка и, как.

Какое бывает недоразвитие речи? (стенд для родителей) Какое бывает недоразвитие речи?ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ Это дети с нормальным интеллектом, не произносящие или призносящие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Организация работы по обучению и воспитанию детей с ОНР»
Опубликовано: 19 сентября 2014 в 21:06
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Организация работы по обучению и воспитанию детей с ОНР»» (включая файлы) размещена пользователем Малясова Елена Александровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД